Нормирование труда при многостаночном обслуживании оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является изучение нормирования труда при многостаночном обслуживании на примере предприятия.
В рамках достижения заданной цели предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты нормирования при организации многостаночного обслуживания.
2. Проанализировать процесс нормирования труда при многостаночном обслуживании на предприятии.
3. Рассчитать нормы труда при многостаночном обслуживании на предприятии.

Файлы: 1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 102.76 Кб (Скачать файл)

                                              Введение

Многостаночное обслуживание - это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное обслуживание нескольких станков. Планомерное сочетание  машинной работы на одних станках  с ручной или машинно-ручной на других обеспечивает успешную эксплуатацию оборудования на участках многостаночного обслуживания.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что многостаночная работа является важным элементом в  процессе организации труда. Именно многостаночное обслуживание  это  важный резерв роста производительности труда и экономии трудовых ресурсов.

Многостаночная работа требует  особенно высокой квалификации рабочих, заработок которых при обслуживании станков сверх установленных  норм возрастает в зависимости от использования рабочего времени  и оборудования, сложности работы или операции и условий труда.

Техническими предпосылками  развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации  используемого оборудования, улучшение  системы управления оборудованием  и конструкции технологической  оснастки, в результате которых уменьшается  доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.

Организационными предпосылками  введения многостаночного обслуживания являются:

· рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;

· кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;

· реализация наиболее эффективной  системы обслуживания рабочих мест;

· изменение формы разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись  вспомогательными рабочими.

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается  в возможности обеспечения полной занятости рабочих станочников  и обслуживаемого ими оборудования.

Цель данной работы является изучение нормирования труда при  многостаночном обслуживании на примере  предприятия.

В рамках достижения заданной цели предстоит решить следующие  задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты нормирования при организации  многостаночного обслуживания.

2. Проанализировать процесс  нормирования труда при многостаночном  обслуживании на предприятии.

3. Рассчитать нормы труда  при многостаночном обслуживании  на предприятии.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  нормирования при организации  многостаночного обслуживания

1.1 Сущность и разновидности  многостаночного обслуживания

Одним из важных направлений  совершенствования разделения труда  при современном уровне производства является многостаночное обслуживание.

Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих  нескольких станков (агрегатов), при  котором машинно-автоматическое время  работы одного станка используется для  выполнения ручных (требующих присутствия  рабочего) элементов операции, а  также всех или части функций  обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах).

В основе многостаночного  обслуживания лежит использование  машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим  машинах и переходов от одной  машины к другой.

Материальные предпосылки  развития многостаночного обслуживания определяются применяемым технологическим  оборудованием, степенью оснащения  средствами автоматизации и механизации, использованием станков с программным  управлением, что обусловливает  уменьшение как абсолютной величины ручного (машинно-ручного) времени, так  и его доли в балансе рабочего времени. Как показывают исследования, время пассивного наблюдения в период машинно-автоматической работы станков  нередко достигает 45--50% времени оперативной  работы, что и позволяет обслуживать  другие станки (агрегаты).

Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается  в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и  обслуживаемого ими оборудования.

Переходу на такое обслуживание должна предшествовать соответствующая  организационно-техническая подготовка.

Подготовительная работа при переходе на многостаночное обслуживание состоит из следующих элементов:

· необходимы проверка выполнения норм рабочими за ряд месяцев и  анализ баланса рабочего времени  и работы оборудования с целью  выявления величины времени пассивного наблюдения, простоев, систематичности  выполнения норм;

· определение оптимальной  зоны обслуживания;

· выбор рационального  функционального разделения труда  между рабочими;

· отбор станков с учетом структуры оперативного времени  и единообразия в методах управления ими;

· оснащение оборудования удобными пультами управления, приспособлениями и т.п.;

· рациональное размещение (планировка) оборудования на рабочем  месте, разработка удобных маршрутов  передвижения многостаночника от одного станка к другому;

· подбор соответствующих  деталей (изделий) для обработки  в условиях многостаночного обслуживания;

· разработка рациональных приемов и методов труда, обучение им рабочих;

· определение наиболее эффективных  систем обслуживания многостаночного  рабочего места;

· расчет экономической эффективности  внедрения многостаночного обслуживания;

· обеспечение материальной заинтересованности рабочих в переходе на многостаночное обслуживание и в  достижении высоких результатов  их труда.

По виду многостаночное обслуживание делится на бригадное, звеньевое (групповое) и индивидуальное. При бригадном  обслуживании определенная зона обслуживания закрепляется за бригадой, при звеньевом (групповом) за звеном или группой  рабочих, входящих в бригаду, при  индивидуальном за каждым рабочим бригады.

Многостаночные комплексы  различают:

1. По виду совмещаемых  операций:

a) одинаковые операции  на однотипных станках-дублерах;

b) последовательно выполняемые  различные операции на разнотипных  станках;

c) различные операции  на различных видах работ, выполняемых  на разнотипных станках.

2. По соотношению длительности  совмещаемых операций:

a) равной длительности;

b) кратной длительности;

c) разной длительности (неравные  и некратные длительности операций).

3. По типу оборудования:

a) из станков-автоматов;

b) из станков-полуавтоматов;

c) из универсальных станков;

d) из технологически разнородных  станков.

4. По способу обслуживания:

a) циклический;

b) нециклический(сторожевой);

c) комбинированный.

В многостаночный комплекс в первую очередь должно включаться оборудование, на котором: автоматизированы процессы выключения и переключения механизмов главного движения и подачи; имеются приспособления и устройства для механизированной уборки стружки; смонтированы устройства, предупреждающие  об окончании рабочего хода; применены  стандартизированные и унифицированные  режущие и мерительные инструменты, приспособления; механизированы зажимные операции; применяется многоинструментальная  обработка и т. д.

С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут  быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т. д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные  станки. В случае выполнения рабочим  операций на нескольких разнородных  станках возникает необходимость  освоения рабочим двух или нескольких профессий, и тогда многостаночное обслуживание принимает одновременно форму совмещения профессий.

Многостаночное обслуживание может быть сторожевым, маршрутным или маршрутно-сторожевым.

При сторожевом методе обслуживания рабочий наблюдает за всеми станками и определяет необходимость их обслуживания.

Возможны два варианта обслуживания таким методом:

· без приоритетов, когда  станки обслуживают по мере необходимости;

· с приоритетом, когда  очередность обслуживания определяется с учетом стоимости и степени  загрузки оборудования.

При маршрутном методе рабочий  обслуживает станки по заранее установленному маршруту.

Маршрутно-сторожевой метод  сочетает в себе элементы маршрутного  и сторожевого: рабочий следует  по определенному маршруту, однако, обслуживая последний станок, при  необходимости он может вернуться  к станку, обслуженному ранее.

Многостаночное обслуживание оборудования применяется в следующих  случаях:

1) на прямоточных поточных  линиях с ручным управлением  оборудования;

2) при обслуживании полуавтоматического  оборудования;

3) при обслуживании оборудования, работающего в автоматическом  режиме.

В первых двух случаях многостаночное обслуживание называется циклическим; в третьем - нециклическим (стохастическим).

Циклическое многостаночное обслуживание характерно тем, что рабочий  по одному и тому же маршруту обходит  оборудование, осуществляя одни и  те же ручные манипуляции, связанные  с обслуживанием каждой единицы  оборудования. При циклической системе  станки обслуживают в определенной последовательности, по разработанному маршруту и в соответствии с заранее  составленным графиком. Как правило, циклическое обслуживание применяют  на поточных линиях и на рабочих  местах, где установлены станки с  одинаковым или близким по времени  циклом обработки деталей. Примером такого обслуживания является работа на рабочего на токарных полуавтоматах.

Нециклическое многостаночное обслуживание имеет ту особенность, что рабочий обслуживает оборудование по мере необходимости в случайные  моменты времени. Поэтому не существует стабильного маршрута обхода оборудования. Такое обслуживание применяется  в единичном и мелкосерийном  производстве при выполнении неповторяющихся  операций различной длительности. Примером нециклического обслуживания является обслуживание ткацких станков - рабочий  связывает оборвавшуюся нить на том  станке, где это произошло. Заранее  предвидеть это событие невозможно.

Многостаночное обслуживание требует изменения в организации  рабочих мест. При многостаночном обслуживании станки комплекса должны располагаться так, чтобы обеспечить минимальную длину маршрута обслуживания.

Для циклического обслуживания чаще всего рациональна кольцевая  расстановка, которая позволяет  совместить начало и конец маршрута. При нециклическом обслуживании целесообразно применять линейное расположение оборудования.

Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов  сверх установленного норматива обслуживания - важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.

Таким образом, многостаночное обслуживание - это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное  обслуживание нескольких станков. В  его основе лежит использование  машинно-автоматической работы оборудования для выполнения ручных и машинно-ручных работ на других обслуживаемых рабочим  машинах и переходов от одной  машины к другой.

1.2 Особенности нормирования  при многостаночном обслуживании

Нормирование в условиях многостаночной работы охватывает расчет не только оперативного времени для  каждого вида оборудования по соответствующим  нормативным материалам, но и времени, связанного с обслуживанием нескольких станков, учитывающего переход от станка к станку, активное наблюдение и  т.д.

Поскольку время, связанное  с обслуживанием нескольких станков, зависит от характера процесса, структуры  и группировки технологических  операций, применяемого оборудования, его количества, особенности технологической  планировки, специализации рабочих  мест, принятых форм обеспечения и  обслуживания оборудования, при организации  многостаночного обслуживания и  установлении норм времени следует  придерживаться следующей последовательности:

Информация о работе Нормирование труда при многостаночном обслуживании оборудования