Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:13, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону "безопасности" организации и при отрицательном значении "безопасности снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства, и тем самым снизить расходы или прекратить производство продукции.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
Глава 2 Оптимизация объема производства на примере ООО "Мегатекс"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Мегатекс"
2.3Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список использованных источников
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что за весь исследуемый период несколько неоднозначны показатели, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность ООО "Мегатекс": выручка от продаж строительных материалов увеличилась в 2010 г. по сравнению с прошлым годом на 405 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 г. на 569 тыс. руб.; себестоимость проданной продукции увеличилась за 2009-2010гг. на 563 тыс. руб., в 2011 г. - на585 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.
Однако, темп роста выручки за весь период составил 11,68 и 113,56% соответственно, а темп роста себестоимости в 2009 г. - 116,43%, в 2011 г. - 114,66%, что характеризует неэффективное использования ресурсов в организации.
Прибыль от продаж за 2009-2010 гг. снизилась на 158 тыс. руб., а в 2011 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 16 тыс. руб. или на 7,73%.
Рентабельность продаж за 2009-2010 гг. снизилась на 4,69%, а за 2011 г. по сравнению с прошлым периодом - на 0,92%, что является следствием того, что себестоимость в организации растет большими темпами, нежели выручка.
Положительным моментом деятельности организации является тот факт, что среднегодовая выработка одного работающего предприятия имеет тенденцию к росту, так как в 2010 г. по сравнению с 2009 г. ее рост составил 0,28 тыс. руб., или 0,14%, а в 2011 г. по отношению к 2010 г. - 27,10 тыс. руб., или 13,56%. Среднегодовая заработная плата одного работника также имеет тенденцию к росту, однако, темп роста заработной платы ниже, чем темп роста производительности труда, что показывает повышение эффективности использования труда в ООО "Мегатекс".
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Мегатекс"
Для расчета безубыточности производства и определения оптимального объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.
Таблица 2.2 Структура затрат на производство по экономическим элементам ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.
Статьи затрат |
Уровень затрат, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Удельный вес в себестоимости,% |
Абсолютное отклонение,% | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009-2010 |
2010-2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Оплата труда |
1168 |
1468 |
1855 |
300 |
387 |
34,08 |
36,79 |
40,55 |
2,71 |
3,75 |
Отчисления в фонд социального страхования |
246 |
338 |
452 |
92 |
114 |
7,18 |
8,47 |
9,88 |
1,29 |
1,41 |
Материальные затраты |
1885 |
2033 |
2147 |
148 |
114 |
55,00 |
50,95 |
46,93 |
-4,05 |
-4,02 |
Амортизация |
97 |
84 |
89 |
-13 |
5 |
2,83 |
2,11 |
1,95 |
-0,73 |
-0,16 |
Прочие затраты |
31 |
67 |
32 |
36 |
-35 |
0,90 |
1,68 |
0,70 |
0,77 |
-0,98 |
Полная себестоимость |
3427 |
3990 |
4575 |
563 |
585 |
100,00 |
100,00 |
100,0 |
0,00 |
0,00 |
В том числе: |
2664 |
3006 |
3565 |
342 |
559 |
77,74 |
75,34 |
77,92 |
2,40 |
2,59 |
Переменные затраты |
||||||||||
Постоянные затраты |
763 |
984 |
1010 |
221 |
26 |
22,26 |
24,66 |
22,08 |
2,40 |
-2,59 |
Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 563 тыс. руб. На это изменение положительно повлияли все факторы: рост заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, увеличение суммы материальных затрат, суммы прочих затрат.
Однако, не смотря рост абсолютной суммы
затрат на материальные ресурсы, их удельный
вес в себестоимости продукции снизился
на 4,05%, при увеличении доли заработной
платы и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, в 2010 г. наблюдается
снижение доли переменных расходов, и
удельного веса постоянных, что обусловлено,
в первую очередь, ростом заработной платы
административно-
В 2011 г. общая сумма затрат по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается аналогичная ситуация, что и в предыдущем периоде: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, прочие расходы существенно не изменились. В 2011 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 2,59%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.
Показатель |
Диван (А) |
Софа (Б) |
Набор мягкой мебели (В) |
Кровать (Г) |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2009 год | |||||
Объем реализации, шт. |
168 |
154 |
98 |
177 |
- |
Цена за 1 шт., руб. |
4,8 |
5,7 |
12,3 |
5,1 |
- |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
806,4 |
877,8 |
1205,4 |
902,7 |
3792 |
Переменные расходы на 1 шт., руб. |
2,6 |
4,1 |
9,6 |
3,7 |
- |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. |
436,8 |
631,4 |
940,8 |
654,9 |
2663,9 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
369,6 |
246,4 |
264,6 |
247,8 |
1128,4 |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
763,1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
365 |
2010 год | |||||
Объем реализации, шт. |
194 |
103 |
112 |
205 |
- |
Цена за 1 шт., руб. |
5,2 |
5,9 |
12,8 |
5,6 |
- |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1008,8 |
607,7 |
1433,6 |
1148 |
4197 |
Переменные расходы на 1 шт., руб. |
2,9 |
4,6 |
9,9 |
4,2 |
- |
Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. |
562,6 |
473,8 |
1108,8 |
861 |
3006,2 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
446,2 |
133,9 |
324,8 |
287 |
1191,9 |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
983,4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
208,0 |
2011 год | |||||
Объем реализации, шт. |
172 |
87 |
124 |
268 |
- |
Цена за 1 шт., руб. |
5,8 |
6,5 |
13,5 |
5,7 |
- |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
997,6 |
565,5 |
1674 |
1527,6 |
4764,7 |
Переменные расходы на 1 шт., руб. |
3,5 |
4,9 |
10,3 |
4,7 |
- |
Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб. |
602 |
426,3 |
1277,2 |
1259,6 |
3565,1 |
Маржинальный доход, тыс. руб. |
395,6 |
139,2 |
396,8 |
268 |
1199,6 |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
1010 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
189,6 |
На основании информации, представленной в табл. 2.3 рассчитаем безубыточный объем продаж за 2010-2011 гг. для каждого вида продукции используя метод уравнения.
В 2010 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,53 шт. продукции Б (софа), 0,58 продукции В (мягкая мебель) и 1,06 продукции Г (кровать).
Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. После подстановки получим:
(5,2х+0,53*5,9+0,5х*12,8+1,
(2,9х+0,53х*4,6+0,58х*9,9+1,
6,12х = 983,4
х = 160 шт. продукции А (диван)
160*0,53 = 80 шт. продукции Б (софа)
160*0,58 = 93 шт. продукции В (мягкая мебель)
160*1,06 = 170 шт. продукции Г (кровать).
Осуществим аналогичные расчеты за 2011 г.
В 2011 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,5 шт. продукции Б (софа), 0,72 продукции В (мягкая мебель) и 1,56 продукции Г (кровать). Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. Тогда получаем следующее уравнение:
(5,8х+0,5х*6,5+0,72х*13,5+1,
(3,5х+0,5х*4,9+0,72х*10,3+1,
6,96х = 1010
х = 145 шт. продукции А (диван)
145*0,5 = 72 шт. продукции Б (софа)
145*0,72 = 104 шт. продукции В (мягкая мебель)
145*1,56=226 шт. продукции Г (кровать).
Сравнивая полученный результат в 2011 г. с предыдущим годом, отметим, что критическая точка снизилась по продукции "диван" на 15 изделий; по продукции "софа" снизилась на 8 шт. изделий; по продукции "набор мягкой мебели) снизилась на 11 изделий, по продукции "кровать" безубыточный объем продаж в натуральном выражении - на 56 шт. изделий.
На следующем этапе анализа рассчитаем пороговую выручку:
ПВ=V безуб*Ц (2.1)
где ПВ - Пороговая выручка
Vбезуб - безубыточный объем продаж
Ц- цена на 2011г.
ПВ (диван) = 160*5,2=832 тыс. руб.
ПВ (софа) = 80*5,9= 472 тыс. руб.
ПВ (набор мягкой мебели) = 93*12,8= 1190 тыс. руб.
ПВ (кровать) = 170*5,6 = 952 тыс. руб.
Всего: 832+472+1190+952=3446 тыс. руб.
Следовательно, при выручке от реализации всех видов продукции равной 3446 тыс. руб. организация не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.
В 2011 г.
ПВ (диван) = 145*5,8= 841 тыс. руб.
ПВ (софа) = 72*6,5 = 468 тыс. руб.
ПВ (набор мягкой мебели) = 104*13,5 = 1404 тыс. руб.
ПВ (кровать) = 226*5,7=1288,2 тыс. руб.
Всего: 841+468+1404+1062,2=4001,2 тыс. руб.
Таким образом, при выручке от реализации всех видов продукции равной 4001,2 тыс. руб. ООО "Мегатекс" не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.
Далее, рассчитаем маржинальный запас прочности и производственный леверидж, для чего используем следующие формулы:
МЗП=ФВ-ПВ/ФВ*100% (2.2)
где МЗП – маржинальный запас прочности;
ФВ – фактическая выручка;
ПВ – пороговая выручка
ПЛ=МД/П (2.3)
где ПЛ – производственный леверидж;
МД- маржинальный доход;
П- прибыль
МЗП 2010 г. = (4197-3446) /4197*100 = 17,9%
МЗП 2011 г. = (4764,7-4001,2) /4764,7*100 = 16,02%
ПЛ 2010 = 1194,9/208=5,7
ПЛ 2011 = 1199,6/189,6= 6,3
Обобщим полученные результаты расчетов в табл. 2.4 и подведем итоги маржинального анализа.
Таблица 2.4 Результаты расчетов безубыточного объема продаж по видам продукции в ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.
Показатель |
Диван (А) |
Софа (Б) |
Набор мягкой мебели (В) |
Кровать (Г) |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2010 год | |||||
Безубыточный объем продаж, шт. |
160 |
80 |
93 |
170 |
- |
Пороговая выручка, тыс. руб. |
832 |
472 |
1190 |
952 |
3446 |
Зона безопасности, тыс. руб. |
176,8 |
135,7 |
243,6 |
196 |
752,1 |
Рентабельность продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции) |
44,23 |
22,03 |
22,6 |
25 |
- |
Безубыточная цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства) |
4,3 |
4,6 |
10,6 |
4,65 |
- |
Маржинальный запас прочности,% |
- |
- |
- |
- |
17,9 |
Производственный леверидж |
- |
- |
- |
- |
5,7 |
2011 год | |||||
Безубыточный объем продаж, шт. |
145 |
72 |
104 |
226 |
- |