Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:13, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону "безопасности" организации и при отрицательном значении "безопасности снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства, и тем самым снизить расходы или прекратить производство продукции.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
Глава 2 Оптимизация объема производства на примере ООО "Мегатекс"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Мегатекс"
2.3Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список использованных источников
Продолжение таблицы 2.7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб. |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
- |
Сумма переменных затрат на весь объем, тыс. руб. |
1277,2 |
1133 |
1133 |
154,5 |
1287,5 |
Сумма постоянных затрат на весь объем, тыс. руб. |
354,7 |
354,7 |
354,7 |
35 |
389,7 |
Себестоимость всего выпуска, тыс. руб. |
1631,9 |
1487,7 |
- |
- |
1677,2 |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
13,16 |
13,52 |
- |
- |
13,4 |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
42,1 |
-2,7 |
- |
- |
+2,8 |
Итак, выручка от реализации дополнительной партии заказа составит 195 тыс. руб., переменные затраты увеличатся на 154,5 тыс. руб., а постоянные - на 35 тыс. руб.
Следовательно, дополнительная выручка покрывает все переменные затраты, технологические затраты по изменению формы продукции и часть постоянных затрат в сумме 5,5 тыс. руб. (195-154,5-35). В результате предприятие получит не убыток в размере 2,7 тыс. руб., а прибыль 2,8 тыс. руб.
Это доказывает, что даже при таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.
И на последнем этапе анализа, рассмотрим обоснование варианта на новую продукцию, так как важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является уровень цен на продукцию.
В августе 2012 г. исследуемое предприятие освоило выпуск новой продукции - детского дивана "лягушка". Цена конкурентов на аналогичное изделие составляет 5 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, предприятию нужно обеспечить либо высокое качество дивана, либо продавать этот вид продукции по более низкой цене. Постоянные затраты, связанные с производством и реализацией этого вида продукции составляют 48 тыс. руб. Переменные затраты - 3,8 тыс. руб. Если улучшить качество продукции (например, использовать более качественный материал для обивки), то диван можно продать за 5,5 тыс. руб., но при этом увеличатся постоянные затраты на 20% и переменные затраты также возрастут на 20% и составят 4,56 тыс. руб. Для анализа данной ситуации проведем расчет прибыли и точки безубыточности производства и продажи дивана "лягушки" по двум вариантам.
Таблица 2.8 Обоснование отпускной цены на новый вид продукции диван "лягушка"
Показатель |
Первый вариант |
Второй вариант |
1. Цена реализации, тыс. руб. |
5,5 |
5,0 |
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. |
4,56 |
3,8 |
3. Постоянные затраты, тыс. руб. |
55,2 |
48 |
4. Маржинальный доход на единицу продукции, тыс. руб. (стр.1-стр.2) |
0,94 |
1,2 |
5. Критический объем продаж, шт. (стр.3/стр.4) |
59 |
40 |
6. Мощность предприятия, шт. |
80 |
80 |
7. Сумма прибыли, тыс. руб. (стр.4*стр.6-стр.3) |
20 |
48 |
Как видно из таблицы, более выгоден для предприятия второй вариант, т.е. продажа дивана по более низкой цене, так как он обеспечивает более высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности.
Таким образом, результаты проведенного анализа в данной главе позволяют сделать вывод о том, что посредством маржинального подхода предприятие сможет планировать безубыточный объем производства и продаж, определять критическую сумму постоянных расходов и критический уровень цены реализации, аналитически оценивать решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции, обосновывать структуру продукции и вариант цены на новое изделие.
Заключение
Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является расчет точки безубыточности производства. Посредством такого расчета можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы. Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская.
Знание уровней безубыточности позволяет определять минимальные объемы продаж по каждому виду продукции и формировать портфель заказов так, чтобы производство было всегда рентабельным.
Целью курсовой работы явилось исследование процесса определения оптимального объема производства и реализации.
Объектом исследования выступила производственная деятельность ООО "Мегатекс". Предметом исследования явился расчет оптимального объема производства и разработка управленческих решений на базе анализа "затраты - объем - прибыль".
Результаты расчетов позволили установить следующее.
В 2010 г. доля переменных расходов в общей
сумме затрат снизилась, и выросла доля
постоянных затрат, что объясняется увеличением
суммы заработной платы административно-
В 2011 г. увеличился удельный вес переменных затрат, в связи с ростом цен на материалы, используемы в производстве. Соответственно. доля постоянных затрат уменьшилась.
Методом уравнения были рассчитаны критические точки в натуральном выражении для всех видов продукции, а также безубыточный объем продаж в стоимостном выражении равный в 2010 г.3446 тыс. руб., а в 2011 г. - 4001 тыс. руб.
Следовательно, в результате проведенных расчетов было выявлено, что в ООО "Мегатекс" фактический объем производства выше критической точки, т.е. точки безубыточности и предприятие получило прибыль за весь исследуемый период.
Зона безопасности за 2010-2011 гг. уменьшилась на 11,4 тыс. руб.; снизился и маржинальный запас прочности с 17,9% до 16,02%,
Производственный рычаг в 2010 г. равен 5,7, а в 2011 г. - 6,3, что свидетельствует о том, что при увеличении выручки на 1% прибыль от продаж вырастет на 5,7% в 2010 г. и на 6,3% в 2011 г.
В результате проведенной работы были на базе расчета безубыточного объема продаж были разработаны некоторые предложения по повышению эффективности принимаемых управленческих решений:
- изложена методика выбора наиболее рентабельных видов продукции для производства и реализации;
- обоснованы варианты установления цены на новый вид продукции;
- определена критическая сумма постоянных расходов и критический уровень цены;
- оценено решение о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости единицы продукции.
Данные рекомендации позволят организации держаться в пределах критического объема не только продаж, но и суммы постоянных затрат, а изменение структуры продукции позволит предприятию получить дополнительный доход и прибыль от продаж, что улучшит финансовое состояние предприятия.
Список использованных источников
1. А.Ф. Аксененко, В.В. Новиков, В.И. Сидоров и др. Методика учета и анализа себестоимости продукции, М. Финансы и статистика, 2008. С. 285
2. С.А. Бороненкова Управленческий анализ, М. Финансы и статистика, 2009. С. 422
3. М.А.Вахрушина Управленческий анализ поведения затрат. Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь" №21. 2006. С.23
4. В.П.Грузинов Экономика предприятия М. ЮНИТИ, 2003. С. 535
5. К. Друри Введение в управленческий и производственный учет, М. Аудит, 2004. С.670
6. С.А.Жарикова Управленческий учет, Тамбов. ТГТУ, 2007. С. 321
7. Ю.Д. Земляков Модель системной зависимости «затраты - объем – прибыль» Управленческий учет №1, 2008. С.16-18
8. В.Б. Ивашкевич Бухгалтерский управленческий учет, М. ЮРИСТЪ, 2006. С. 618
9. Т.П. Карпова Управленческий учет, М. ЮНИТИ, 2007. С. 351
10. В.Э. Керимов Управленческий учет, М. ИВЦ Маркетинг, 2009. С. 268
11. В.Э.Керимов Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях, М. ИВЦ Маркетинг, 2008. С. 411
12. И.Г. Кондратова Основы управленческого учета М. Финансы и статистика, 2003. С.296
13. Н.П. Любушин Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, М. ЮНИТИ - ДАНА, 2009. С. 448
14. С.А. Николаева Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции, М. Аналитика-Пресс, 2002. С. 236
15. С.А. Николаева Учет затрат в условиях рынка: Система Директ-Костинг, М. Аналитика-Пресс, 2002. С. 285
16. В.Ф. Палий, В.В. Палий Управленческий учет - новое прочтение внутрихозяйственного расчета. Бухгалтерский учет №17, 2007. С. 19
17. С.М.Пястолов Экономический анализ деятельности предприятий, М. Академический проект, 2008. С. 623
18. Л.В. Прыкина Экономический анализ предприятия, М. НИТИ-ДАНА, 2009. С. 428
19. Г.В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Минск ООО Новое знание, 2004. С. 336
20. Н.А. Сафронов Экономика предприятия, М. Юристь, 2003. С. 421
21. В.К. Скляренко, В.М. Прудников Экономика предприятия, М. ИНФРА-М., 2006. С. 526
22. В.А. Чернов, М.И. Баканова Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности, М. Финансы и статистика, 2008. С. 320
23. И.Н.Чуев, Л.Н. Чечевицина Экономика предприятия, М. Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. С. 416
24. А.Д. Шеремет Управленческий учет, М. ИД-ФБК-ПРЕСС, 2002. С. 432.