Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:14, реферат
Существенным условием договора продажи бизнеса является его цена, складывающаяся из стоимости материальных и нематериальных активов. Оценка первых касается исключительно экономических подсчетов и не представляет интереса с правовой точки зрения. Что же касается оценки активов нематериальных, то в зарубежном праве имеются определенные правовые обычаи, на основании которых она может производиться. Состав нематериальных активов также
Стоимость goodwill и все вопросы, связанные с переходом goodwill при продаже части компании одним партнером другому, являются настолько осязаемыми понятиями для американского, например, права, что существуют четко установленные нормы, выработанные на основании многочисленных судебных решений и предписывающие те или иные действия заинтересованных лиц при продаже goodwill. Например, если два партнера договорились, что при разделении компании goodwill будет принадлежать исключительно одному из них (А), то другой партнер (Б) лишается права совершать какие-либо действия, которые могут привести к уменьшению стоимости goodwill этой компании. Партнер Б имеет право (при отсутствии соглашения об обратном) заключать сделки с заказчиками старой фирмы. Но такие договоры признаются правомерными только в том случае, если не применялись какие-либо меры воздействия на клиентов, чтобы убедить их сотрудничать именно с партнером Б, а не с партнером А.
Если партнер, продавший
свою долю акций другим партнерам
и взявший при этом на себя обязательство
не вступать с ними в конкуренцию,
действует противоположным
Оценка и амортизация goodwill
Итак, зарубежным правом за то время, в течение которого goodwill признавался неотъемлемой составляющей нематериальных активов компании, были выработаны довольно подробные нормы и правовые обычаи для его регулирования. Хочу повторить, что под стоимостью goodwill подразумеваются действия компании, направленные в прошлом на поиск дополнительных доходов и увеличение стоимости бизнеса. При этом любая фирма имеет неотъемлемое право осуществлять любые мероприятия в этой области вне зависимости от того, принесут ли они какую-то прибыль в будущем и смогут ли иметь реально денежное выражение. По своей сути стоимость наработанной goodwill напрямую связана с прогнозированием сверхприбылей, которые будут получены компанией в будущем помимо прибылей от производства либо непосредственной деятельности. При определении стоимости goodwill надо смотреть далеко вперед, поэтому, естественно, подобную оценку сложно произвести с абсолютной точностью.
В качестве примера рассмотрим,
как оценивались акции
В момент продажи "Бут Ньюспейперс"
увеличила стоимость своих
На суде компания "Леджер"
постаралась представить эти
активы как нечто отличное от goodwill
приобретенной компании (иск касался
оценки стоимости нематериальных активов
и уплаты налогов на приобретенное
имущество), однако общепринятое значение
этого термина решительно не соответствовало
тому значению, которое пыталась придать
ему "Леджер". Но в американской
юриспруденции понятие "goodwill"
всегда было неразрывно связано с
теми преимуществами или выгодой, которую
тот или иной бизнес получает от
постоянных или разовых заказчиков.
В этом судебном разбирательстве
суд придерживался точки
Таким образом, не было никаких сомнений в том, что те активы, которые компания "Леджер" называла "отношениями с подписчиками", есть не что иное, как goodwill, ассоциировавшийся с этими подписчиками.
Позиция компании "Леджер"
заключалась в том, чтобы любым
образом доказать, что приобретенные
активы не представляют собой goodwill. Основным
аргументом в защиту своей точки
зрения компания считала следующий
довод: приобретенные активы имеют
ограниченный во времени период существования,
который может быть вычислен с
разумной точностью, в то время как,
исходя из смысла самого понятия, период
существования goodwill не может оцениваться
в каких-либо временных рамках. В
связи с этим весь процесс пошел
по пути рассмотрения возможности определить
продолжительность жизни
Компания "Леджер" попыталась
обосновать возможность точно рассчитать
продолжительность жизни
Выступление Д. Глассера имело положительный эффект, и суд согласился с тем, что продолжительность времени, в течение которого продолжает оставаться неразрывной связь подписчиков с газетами компании "Бут Ньюспейперс", может быть оценена с разумной точностью.
Суд, основываясь на свидетельских показаниях, предоставленных компанией "Леджер", отметил несколько возможных причин, которые могут побудить людей прекратить подписку. Подписчики могут быть потеряны для издательства в результате смерти, переезда, отсутствия времени для чтения или потери интереса к чтению, смены образа жизни и ряда других факторов, которые остаются вне контроля и воздействия издательства. Кроме того, число подписчиков может сократиться вследствие неудовлетворенности качеством печатного продукта или иных обстоятельств, включая конкуренцию с другими средствами массовой информации, такими, как радио, телевидение, а также другие платные подписные издания либо пресса, печатаемая для бесплатного распространения. В результате, несмотря на скептическое отношение некоторых юристов, наблюдавших за процессом, суд признал, что активы, которые компания считает подверженными износу, имеют ограниченное время существования, которое может быть оценено компанией с разумной точностью.
Напомним, что нематериальные активы оцениваются на основании Казначейского положения, при этом речь идет об активах, которые могут подвергаться износу только в случае ограниченного времени своего существования, и это время может быть указано с определенной степенью точности. Поэтому признание судом того, что жизнь активов, подверженных износу и имеющих ограниченное время существования, может быть вычислена с разумной точностью, расценивалось как уступка суда компании "Леджер" и бурно комментировалось в течение всего процесса. Однако, несмотря на эту уступку, судом все равно было принято решение о том, что к goodwill, приобретенном компанией "Леджер", не может применяться Казначейское положение, поскольку goodwill подлежит амортизации, а не износу, а понятие "износ", как было сказано, не может быть применимо к понятию "goodwill".
С точки зрения американского суда, этот вопрос не подлежит обсуждению*(15).
Итак, положение компании
"Леджер" было достаточно затруднительным.
В поисках выхода она призвала
суд к тому, чтобы тот принял
новое определение понятия "goodwill".
При этом новая формулировка не должна
была основываться на предварительном
расчете средней
Из материалов дела ясно следует, что goodwill той или иной компании не может вечно сохраняться в неизменном виде и с течением времени допустимо его уменьшение. Поскольку термин "износ" в рассмотренном деле не применялся, значит, goodwill подвергается амортизации. В нашем контексте амортизация объектов нематериальных эквивалентна износу объектов материальных.
Время жизни goodwill
Вернемся к версии компании "Леджер" о том, что вычет износа (в данном случае это сокращение списка заказчиков) зависит от того, как представить полезную жизнь goodwill для "Бут Ньюспейперс". По версии "Леджер", эта полезная жизнь объекта одновременно должна быть ограниченной по времени и позволять измерить себя с разумной степенью определенности. В связи с тем, что "Леджер" была крайне заинтересована в том, чтобы налогообложение приобретенных активов производилось на основании упомянутого Казначейского положения, компания старалась доказать, что приобретенные ею активы подпадают под требования этого документа. Активы, приобретенные у "Бут Ньюспейперс", "Леджер" рассматривала как подвергающиеся износу, причем износ этот начался после того, как акции были проданы компании "Леджер". Следовательно, если goodwill может служить объектом продажи, то в таком случае речь идет непосредственно о продаже активов, жизнь которых начинается после их продажи (т.е. продажи компании) и выражается в "продолжении заинтересованности" со стороны прежних подписчиков.
Итак, допустим, что само понятие
неоднородно, что существует некое
разнообразие goodwill, которое выражается
в приобретенной репутации
Следует отметить, что мнение судов относительно периода существования goodwill не было единым. Некоторые суды рассматривали goodwill как объект, имеющий неопределенное время полезной жизни, другие делали заключение о том, что, хотя goodwill может быть утрачен, его полезная жизнь не может быть определена с разумной точностью*(16).
В ходе процесса был поднят
вопрос о том, как влияет дата продажи
компании на ее goodwill. Но компания "Леджер"
не смогла привести необходимых доказательств
относительно возможности такого влияния.
Вместо этого ее эксперты попытались
аргументировать версию о способности
компании управлять многочисленными
факторами, которые позволяют удерживать
существующих подписчиков, а также
привлекать новых. Однако уже тот
факт, что некоторые газеты со временем
увеличивают число своих
В свидетельских показаниях, представленных "Леджер", не прозвучало доказательство того, что допродажная goodwill имеет такую же продолжительность жизни, что и предполагаемая средняя жизнь подписчиков и что goodwill прежней компании в конечном счете иссякает как свойство, поддающееся измерению, и, следовательно, он не может представлять какую-то ценность и оказывать влияние на поведение старых подписчиков. Вместо свидетельства, подтверждающего с разумной степенью точности уменьшающуюся продолжительность жизни goodwill при продаже, компания "Леджер" представила размышления о том, как долго прежний читатель не откажется от подписки, если он был удовлетворен качеством издания до его продажи (чему имеется подтверждение) и не имеет претензий после его перехода в новые руки, т.е. к компании "Леджер".
Такой подход, конечно, полностью уводит от сути вопроса. Говоря о том, как долго подписчик собирается пользоваться изданием, эксперты компании ничего не сообщают о том, сколько времени после продажи издания причиной предсказуемой преданности подписчиков остается инерция. Поскольку только дата продажи может учитываться при определении износа goodwill в качестве приобретаемого объекта, компания "Леджер" в своем иске даже не обозначила определенный период времени, необходимый для износа таких активов. В самом деле, поскольку продолжительность подписки и приобретаемого goodwill являются концептуально различными понятиями, иск компании "Леджер" по поводу удовлетворения требований относительно обесценения (износа) нематериальных объектов просто "испарился". Таким образом, все дело "Леджер" представляет собой смешение понятий длительности подписки и существовавшим на дату продажи "goodwill" компании "Бут Ньюспейперс".