Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:14, реферат
Существенным условием договора продажи бизнеса является его цена, складывающаяся из стоимости материальных и нематериальных активов. Оценка первых касается исключительно экономических подсчетов и не представляет интереса с правовой точки зрения. Что же касается оценки активов нематериальных, то в зарубежном праве имеются определенные правовые обычаи, на основании которых она может производиться. Состав нематериальных активов также
Описанный процесс особенно интересен тем, что goodwill рассматривался одновременно с нескольких сторон. Прежде всего, было сформулировано мнение американской юстиции относительно того, может ли goodwill, как любые другие активы, быть подвержен амортизации; кроме того, проанализирован вопрос о влиянии даты продажи компании на существующий к этому моменту goodwill.
Законодательство, касающееся износа нематериальных объектов, имеющих отношение к goodwill, развивалось от спора к спору. По результатам судебных постановлений правительство приняло некоторые решения, в частности, к правовой базе было добавлено положение о том, что список заказчиков, проданный отдельно от бизнеса, может постепенно сокращаться*(17). С течением времени подход американской правовой системы к оценке goodwill постепенно трансформировался. Менялся порядок учета goodwill на бухгалтерских счетах компании. Совсем недавно в Правила стандартного бухгалтерского учета были внесены некоторые коррективы, которые касаются проведения goodwill по бухгалтерским счетам. Согласно этим правилам, приобретаемые нематериальные активы должны учитываться отдельно, если прибыль от этих нематериальных активов получена посредством договорных или иных юридических отношений, а также если эти нематериальные активы могут быть проданы, лицензированы, переданы в аренду или обменены. При этом намерение приобретающей стороны значения не имеет.
Суть этих новых положений
заключается в расширении понятия
нематериальных активов, под которое
теперь будут подпадать в том
числе незапатентованные
Политика компаний по созданию и поддержанию goodwill
Новелла, касающаяся вычленения стоимости goodwill из стоимости нематериальных активов, показывает общее направление, в котором движется западный законодатель. Понятие goodwill все больше сводится к имиджу, или репутации компании. Особенно актуальной проблема репутации становится для крупных фирм, бизнес которых связан с отраслями, подвергающимися постоянной критике со стороны различных организаций и социальных групп, выступающих за охрану окружающей среды, возрастание роли морали в обществе, здоровый образ жизни. Для своего выживания эти компании вынуждены тратить миллионы.
В качестве примера рассмотрим
тактику одной из крупнейших американских
табачных компаний - "Филип Моррис".
В программе новостей на телеканале
АВС в материале Д. Хэрриса
был показан сюжет под
После этой программы появились
рекламные ролики, в которых Донна
Спенс рассказывает о том, как "Филип
Моррис" помогла превратить приют
для бездомных детей в
В сюжете прозвучало упоминание о документах для служебного пользования компании, которые также указывают на то, что цель благотворительных действий - оказать влияние на законодателей и их жен, а также "нейтрализовать мнение женщин и различных социальных групп, которые каким-либо образом могут выступать против маркетинговой политики табачной компании". Высокопоставленные сотрудники компании, естественно, не признают даже возможности существования таких документов и заявляют, что участие в благотворительных акциях объясняется лишь желанием оказать помощь тем районам, в которых расположены фабрики компании. "Филип Моррис" заявляет, что будет продолжать рекламную кампанию до тех пор, пока не изменится общественное мнение о ее бизнесе: "Общество должно само прийти к выводу, что "Филип Моррис" работает для того, чтобы внести перемены".
Информация об этой рекламной кампании, направленной, по сути, на увеличение стоимости ее goodwill, наглядно демонстрирует, что для реализации указанной цели могут применяться самые разные средства - от долговременной добросовестной работы до агрессивной рекламной кампании, учитывающей психологические особенности потребителя. В любом случае и затраченные на создание goodwill компании средства, и предпринятые для этого усилия никогда не остаются бесполезными и сторицей возмещаются при продаже бизнеса.
Решение в странах общего
права вопросов, касающихся различных
операций с goodwill, представляются заслуживающими
внимания как с теоретической, так
и с практической точек зрения,
особенно учитывая быстрый рост предпринимательства
в России и формирующуюся