Операционный риск в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:25, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – выработать предложения по усовершенствованию системы управления операционным риском в коммерческом банке.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………..………..3
2. Понятие операционного риска. Факторы возникновения операционного риска. Принципы и задачи управления
2.1 Понятия операционного риска и факторы его возникновения……...5
2.2 Принципы и задачи управления операционным риском………..….17
2.3 Выводы……………………………………………………..………….30
3. Методы определения величины операционных рисков в коммерческом банке.
3.1 Сравнительный анализ методов расчета операционного риска в КБ (Базель II)…………………………………………………………………...…….32
3.2 Российская практика оценки операционного риска в КБ…………..48
3.3 Выводы………………………………………………………………...60
4. Организация управления операционным риском в коммерческом банке.
4.1 Организация управления операционным риском в коммерческом банке……………………………………………………………………...………84
4.2 Контроль операционных рисков и способы его минимизации в коммерческом банке…………………………………………………………..…90
4.3 Выводы……………………………………………………………….111
5. Заключение………………………………………………...…………112
Список литературы

Файлы: 1 файл

Куликова (Кузьмина) диплом_last version (1).doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного  риска являются:

- случайные или преднамеренные  действия физических и (или)  юридических лиц, направленные  против интересов кредитной организации;

- несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

- сбои в функционировании  систем и оборудования;

- неблагоприятные внешние  обстоятельства, находящиеся вне  контроля кредитной организации.

Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.

Группировка операций банка  по уровню риска позволяет определить какие из них находятся за пределами  уровня допустимого риска (особенно в зоне катастрофического риска) с тем, чтобы еще раз взвесить целесообразность их проведения.

Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного  риска являются:

- случайные или преднамеренные  действия физических и (или)  юридических лиц, направленные  против интересов кредитной организации;

- несовершенство организационной структуры кредитной организации в части распределения полномочий подразделений и служащих, порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных порядков и процедур, неэффективность внутреннего контроля;

- сбои в функционировании  систем и оборудования;

- неблагоприятные внешние  обстоятельства, находящиеся вне  контроля кредитной организации.

Управление операционным риском входит в систему управления рисками кредитной организации.

Так же и в коммерческом банке залогом формирования успешной стратегии управления операционными  рисками является понимание ключевых факторов, обуславливающих их возникновение, а не возможность описать данный вид рисков при помощи математического аппарата.

     К таким  факторам в первую очередь  можно отнести:

     • инновационную  деятельность в коммерческом  банке (продвижение новых и  инновационных продуктов на рынке,  применение новых информационных  и управленческих технологий  в бизнесе);

     • оперативный стиль ведения бизнеса;

     • давление  со стороны руководства и акционеров  банка, государственных регуляторных  органов;

     • низкий  уровень корпоративной культуры  в банке (в том числе и  культуры корпоративного управления);

     • несовершенство кадровой политики (к примеру, отсутствие политики формирования кадрового резерва на ключевые должности).

     Иными словами,  управление операционными рисками  – это управление качеством  и культурой ведения бизнеса,  а так же стандартами системы  управления персоналом.

Для целенаправленной работы с факторами риска и более  полного учета проявления источников операционного риска и эффективного управления   факторы операционного  риска  могут быть разделены на категории  (типы)  табл.1.

Таблица 1. Классификация факторов риска по категориям (типам) и источникам риска.

Категория (тип) риска

Источники  соответствующего вида ОР

1

Человеческий фактор

  • Случайные или преднамеренные действия сотрудников банка (хищение, злоупотребление служебным полномочием, преднамеренное сокрытие фактов совершения банковских операций или сделок, несанкционированное использование информационных систем и ресурсов, ошибки при вводе и обработке данных по операциям, утери документов и др.).
  • Противоправные действия сторонних по отношению к банку (третьих) лиц (подлог, подделка платежных или иных документов, несанкционированное проникновение в информационные системы).
  • Нарушение руководством банка или сотрудниками трудового законодательства (нарушение условий трудового договора, причинение вреда здоровью сотрудников, прием на работу неквалифицированных работников).
  • Нарушение иного законодательства (в том числе банковского, антимонопольного, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, неисполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей сотрудниками).

2

Ошибки управления 

  • Несовершенство организационной структуры банка.
  • Неправильная организация внутренних процессов и процедур (неправильное распределение полномочий между подразделениями и сотрудниками банка).
  • Ошибки в принятии решений в следствии неполной и недостоверной получаемой информации.
  • Несовершенство системы защиты и порядка доступа к информации, неправильная организация информационных потоков внутри банка, невыполнения обязательств перед банком поставщиками услуг (исполнителями работ).

3

 Технический фактор

  • Выход из строя оборудования и систем, сбои или отказ в работе автоматизированной банковской системы связи, поломка оборудования.

4

Бизнес-процессы

  • Несовершенство порядка и процедур при совершении банковских операций и сделок, их документирования и отражения в учете, несоблюдение служащими установленных процедур, неэффективность внутреннего контроля.

5

Форс-мажорные обстоятельства

  • Повреждения или утрата основных средств и других материальных

       активов в результате  актов терроризма, стихийных бедствий, пожаров

        и др.


 

Как показывает изучение данных таблицы источники возникновения  операционных рисков можно разделить  на обусловленные действиями персонала, неправильной организацией управления, недостатками функционирования систем организации процессов и форс-мажорными обстоятельствами.

Анализ данной классификации  показывает, что большая часть  операционных рисков связана с деятельностью  человека. В большинстве случаев убытки по операционным рискам возникают из-за ошибок сотрудников. Даже в случаях,  когда убытки вызваны сбоями в работе оборудования и систем в их основе лежат ошибки человека. В приведенной таблице четыре из пяти факторов, так или иначе, связаны с деятельностью сотрудников: человеческий фактор, ошибки в управлении, технический фактор и бизнес-процессы. Поэтому в процессе управления основное внимание должно быть уделено сотрудникам структурных подразделений банка. Совершенно очевидным является то, что все ошибки сотрудников, в первую очередь связаны с низким уровнем квалификации. Большие убытки банку могут принести ошибки, допущенные при разработке  руководящих документов, инструкций и юридической документации. Особо можно выделить технический фактор, выход из строя, сбои или отказы в работе информационных систем  и ошибки в компьютерных программах. Для минимизации рисков в этом случае в банке необходимо разрабатывать планы на случай сбоя  информационных систем  и проводить тестирование программ.

 

 

 

2.2 Цель и задачи управления операционным риском

 

Целью управления операционным риском, как составной частью общего процесса управления рисками, присущими  деятельности, является предотвращение данного риска или максимально  возможное снижение угрозы потенциальных убытков (прямых и/или косвенных), связанных с организацией внутренних процессов и с внешними факторами (событиями).

Оценка и прогнозирование  уровня консолидированного (совокупного) операционного риска предприятие осуществляется на основе использования статистической информации, объединенной в базу данных о фактах реализованных операционных рисков. фирмой проводится работа по сбору и систематизации соответствующей информации, формированию базы данных для последующего анализа, оценки и прогнозирования с использованием современных математических методов.

На первоначальном этапе  одновременно с формированием базы данных производится комплексная оценка, ранжирование по уровню потерь и определение  степени значимости идентифицированных операционных рисков фирмы.

Управление операционным риском нацелено на максимально возможное  его предотвращение и вследствие этого основано как на применении качественных и количественных методов  анализа, так и на создании адекватной системы внутреннего контроля.

Эффективное управление операционными рисками в коммерческом банке успешно реализуется через решение специальных задач, вытекающих из особенностей данного вида банковского риска. Изучение сравнительно небольшого имеющегося опыта российских банков и руководящих документов ЦБ РФ и Базельского комитета по вопросам управления операционным  риском показывает, что однозначного подхода к определению конкретных задач по управлению операционным риском нет. В тоже время, исходя из целей управления операционным риском и анализа факторов его возникновения, можно предположить, что основными задачами управления операционным риском могут быть  следующие (рис 4.). 

Рис 4 Задачи управления операционным риском.

П.А. Шепелев считает, что задачами коммерческого банка в области управления операционными рисками являются:

- создание и поддержание  (совершенствование) эффективного  механизма своевременной идентификации  и предотвращения возможных (потенциальных)  негативных событий;

- определение приемлемого  уровня конкретных видов операционных рисков, с точки зрения экономической целесообразности затрат на их оценку, анализ и мониторинг;

- создание культуры  операционного контроля на локальном  уровне;

- совершенствование системы  внутреннего контроля за операционными  рисками;

- принятие адекватных мер для снижения/избежания потерь (убытков) или передачи рисков третьим лицам (страхования).

Признавая особую значимость управления операционными рисками  на первичном (низовом) уровне, коммерческий банк определяет следующие подходы к оценке и управлению операционными рисками:

- "снизу вверх" - при котором выявляются и оцениваются  источники, причины и последствия  (потенциальные и реализованные)  возникновения риска в подразделениях  предприятиеи бизнес-процессах.  Осуществляется на постоянной основе сотрудниками и руководителями структурных подразделений предприятие- в соответствии с функциональными обязанностями, положениями о подразделениях, в рамках операционных регламентов, других внутренних нормативных документов;

- "сверху вниз" - при котором оцениваются последствия реализации риска (прямые и косвенные потери/затраты, их влияние на конечные результаты деятельности фирмы). В целях принятия адекватных мер, направленных на совершенствование системы управления операционными рисками, руководство предприятие(филиала), коллегиальные органы на регулярной основе рассматривают подготовленные подразделениями службы внутреннего контроля и подразделениями рисков (филиала) отчеты об уровне реализованных операционных рисков, фактах нарушений операционных регламентов и процедур, установленных полномочий, лимитов и ограничений.

Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления операционным риском в среднем и  крупном банке целесообразно  создавать систему по управлению операционным риском, которая представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов организующих и обеспечивающих эффективный процесс управления операционным риском. При создании системы управления операционным риском в коммерческом банке необходимо учитывать следующие факторы (рис 5).

Комплекс факторов формирования системы управления ОР



 

Рис. 5. Факторы формирования системы управления операционным риском.

 

Эффективность функционирования системы управления операционным риском зависит от подхода к созданию системы управления с учетом анализа вышеизложенных факторов. Система управления операционным риском  должна представляет собой совокупность следующих элементов:

      • орган в структуре банка, ответственного за функционирование системы управления  операционным риском на постоянной основе;
      • объект управления (факторы и источники возникновения операционных рисков);
      • систему сбора управленческой информации и документооборота по вопросам идентификации, оценки, анализа рисковых событий и их учета для создания базы данных;
      • высоконадежные средства управления, связи и программного обеспечения;
      • подсистему контролинга для обеспечения эффективности функционирования системы управления и своевременного реагирования на появление факторов операционного риска.

Вариант основных элементов  системы управления операционным риском в коммерческом банке представлен  на рис 6.

 

 

 

 

                                                                  

Рис 6. Основные элементы системы управления операционным риском в                    коммерческом банке.

 

Под органами управления операционным риском понимается высшее руководство банка (совет директоров, наблюдательный совет), правление банка, а также специальное подразделение (сотрудник), отвечающие за координацию и централизацию управления операционным риском.

   В случае создания такого подразделения разрабатывается и утверждается положение о новом структурном подразделении банка, в котором определяется его полномочия, порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, отвечающими за управление другими   рисками, а также со службами внутреннего контроля и безопасности.

Информация о работе Операционный риск в коммерческом банке