Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:25, дипломная работа
Цель дипломного проекта – выработать предложения по усовершенствованию системы управления операционным риском в коммерческом банке.
1. Введение………………………………………………………..………..3
2. Понятие операционного риска. Факторы возникновения операционного риска. Принципы и задачи управления
2.1 Понятия операционного риска и факторы его возникновения……...5
2.2 Принципы и задачи управления операционным риском………..….17
2.3 Выводы……………………………………………………..………….30
3. Методы определения величины операционных рисков в коммерческом банке.
3.1 Сравнительный анализ методов расчета операционного риска в КБ (Базель II)…………………………………………………………………...…….32
3.2 Российская практика оценки операционного риска в КБ…………..48
3.3 Выводы………………………………………………………………...60
4. Организация управления операционным риском в коммерческом банке.
4.1 Организация управления операционным риском в коммерческом банке……………………………………………………………………...………84
4.2 Контроль операционных рисков и способы его минимизации в коммерческом банке…………………………………………………………..…90
4.3 Выводы……………………………………………………………….111
5. Заключение………………………………………………...…………112
Список литературы
На это подразделение возлагается разработка методик по оценке операционного риска, разработка и внедрение процедур, механизмов и технологий по ограничению или снижению операционного риска. В случае отказа руководства банка от создания подразделения по управлению операционными рисками, выполнение задач по управлению операционными рисками и координация деятельности возлагается на отдельного сотрудника. В этом случае во внутренних документах банка необходимо отразить его функциональные обязанности и порядок взаимодействия с подразделениями банка по вопросам операционных рисков.
Коммерческий банк определяет следующие основные принципы управления операционными рисками.
Осведомленность о риске
Все направления деятельности несут в себе потенциальные операционные риски. Проведение операций осуществляется в соответствии с утвержденными фирмой регламентами и процедурами, в пределах установленных полномочий, лимитов и ограничений. Не допускается проведение новых операций при отсутствии нормативных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения.
Разделение полномочий
В целях формирования управленческой структуры, в которой отсутствует конфликт интересов, не допускается совмещение полномочий (обязанностей) по выполнению операций, с их оформлением (по операциям, требующим сопровождения со стороны бэк-офиса) и бухгалтерским учетом, а также управлением и контролем за операционными рисками.
В исключительных случаях вопрос о возможности временного совмещения должен решаться с учетом социальной значимости таких операций, их числа и объема, степени существенности возможных потерь, а также введения дополнительных ограничений и методов контроля сопутствующих операционных рисков (дополнительной авторизации операций, дистанционного контроля и т.п.).
Подразделения, совершающие
операции, подразделения, отражающие операции
в бухгалтерском учете и
В подразделениях банка сотрудники, осуществляющие операции, подверженные риску, организационно разделены (независимы) от сотрудников, учитывающих и контролирующих эти операции.
Контроль операционных рисков
Целью контроля операционных рисков является получение объективной информации об уровне операционных рисков, выполнении операционных регламентов и процедур, соблюдении установленных полномочий и операционных лимитов для оценки эффективности политики и адекватности системы управления операционными рисками и их совершенствования.
Операционный контроль (нижний уровень)
Система контроля операционных рисков реализуется в соответствии с принципами, определенными внутренними нормативными документами фирмы, и предполагает осуществление предварительного, текущего и последующего контроля операционных рисков на всех этапах совершения операций / реализации процедур.
Уполномоченные структурные подразделения осуществляют контроль операционных рисков на всех / отдельных этапах проведения операций / реализации процедур - в соответствии с функциями, определенными положениями о подразделениях, и нормативными документами фирмы.
При идентификации операционных рисков, носящих существенный или системный характер, руководитель соответствующего структурного подразделения в установленном порядке информирует об этом руководство предприятие(филиала), а также подразделение рисков и подразделение службы внутреннего контроля (филиала).
Управленческий контроль операционных рисков (верхний уровень)
Руководство банка (филиала), его коллегиальные органы на регулярной основе рассматривают отчеты об идентифицированных операционных рисках, уровне реализованных операционных рисков, фактах, причинах и последствиях нарушений установленных процедур, лимитов и ограничений.
Использование информационных технологий
Процесс управления операционными рисками строится на принципе использования современных информационных технологий. В общественная организация е разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.
Постоянное совершенствование системы управления операционными рисками общественная организация постоянно совершенствует элементы системы управления операционными рисками, включая информационные системы, процедуры и технологии на основе информации о реализованных рисках, с учетом поставленных стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике управления данными рисками.
Сочетание централизованного и децентрализованного подходов к управлению операционными рисками
Управление операционными рисками в коммерческих банках осуществляется в соответствии с внутренними документами, разработанными на основании и в развитие утвержденных Правлением банка.
Коммерческий банк определяет следующие основные этапы процесса управления операционными рисками:
- идентификация:
- источников возникновения операционных рисков;
- типов операционных рисков;
- причин возникновения выявленных рисков;
- измерение (прогнозная
оценка), анализ и оценка
- принятие управленческого
решения в отношении
- контроль соблюдения
установленных регламентов и
процедур, лимитов и ограничений
в отношении операционных
- постоянный мониторинг (наблюдение) (и обратное тестирование) эффективности системы управления операционными рисками;
- составление отчетности по операционному риску.
Специфика системы управления
операционными рисками
Так, если рассматривать управление операционным риском корпоративного (внутреннего) мошенничества, субъектами являются подразделения безопасности и управления персоналом банка. Нередко факторы, обуславливающие возникновение корпоративного воровства в банке, связаны с использованием неадекватных методов реализации кадровой политики. К таким факторам относятся низкий уровень заработной платы по отношению к рынку труда, «авральный» стиль работы, неэффективная система мотивации персонала, отсутствие возможности для карьерного роста и прочие. Большую роль в профилактике корпоративного мошенничества играют такие HR процессы, как:
• Оценка персонала при
приеме на работу и продвижению по
службе. При приеме кандидата на
работу необходимо устанавливать контакт
с его предыдущими
• Тренинги по противодействию мошенничеству. Сотрудникам банка необходимо проводить разъяснительную работу о мошенничестве и схемах его идентификации.
• Развитие в банке
обучающих и мотивационных
• Выбор корректных методов реализации кадровой политики во избежание возникновения факторов излишнего давления на персонал банка.
• Проведение собеседований при увольнении персонала из банка. Такие интервью могут помочь выявить узкие места во внутренних процессах компании, использование которых может привести к факту совершения и сокрытия мошенничества.
Таким образом, оказывая влияние на факторы возникновения корпоративного мошенничества посредством разработки соответствующих HR процессов и процедур, мы уходим от необходимости решения крупномасштабных проблем по устранению последствий возникновения данного вида операционных рисков.
Однако профилактические методы не решают проблемы возникновения операционных рисков в полной мере. Поэтому на практике банк всегда сталкивается как минимум с двумя наиболее существенными задачами, которые можно наглядно продемонстрировать на примере управления операционным риском кадровой политики и безопасности труда:
1. Организация процесса
сбора данных об инцидентах
операционного риска.
Создание культуры сбора данных об инцидентах операционного риска. Заставить сотрудника сообщать об операционных потерях - это задача, практически не имеющая решения. Изначально, как правило, менеджеры идут на дополнительную нагрузку в работе для своих сотрудников с единственной целью – убрать как можно больше факторов, мешающих в выполнении повседневных обязанностей, при этом улучшив показатели деятельности подразделений. И тот факт, что сбор данных – это не процесс ради процесса, а процесс во благо его участников, необходимо доносить сразу же с первых встреч, на которых обсуждается разработка, развитие и актуализация системы управления операционными рисками и её составляющих элементов.
Применение информационных технологий, позволяющих накапливать и обрабатывать данные об операционных рисках банка. Без достаточного уровня автоматизации процесс управления операционными рисками не будет приносить желаемых результатов. Так, на рынке программного обеспечения Украины есть ряд решений, позволяющих полностью автоматизировать кадровое делопроизводство, и имеющих специальные модули для построения необходимых отчетов о персонале в различных аналитических разрезах.
2. Определение корректных
ключевых рисковых показателей,
текучесть кадров;
количество несчастных случаев на рабочем месте;
сумма штрафов государственных органов за несоблюдение правил безопасности труда;
доля сформированного кадрового резерва под ключевые должности в банке;
количество проведенных обучающих мероприятий;
количество административных взысканий и прочие индикаторы.
Эффективная организация сбора данных об операционных инцидентах, а так же наличие информационных технологий, обеспечивающих процесс сбора и обработки таких данных, позволяет реализовать главную задачу системы управления операционными рисками – расчет необходимого финансового покрытия убытков от операционных потерь. Реализация данной задачи дает возможность высшему руководству вовремя принять необходимые управленческие решения по минимизации таких потерь, при этом обеспечив выход банка на заданные рубежи прибыльности.
3. Выводы по главе
Операционные риски являются объективным явлением в деятельности любого банка и проявляются как совокупность отдельных видов рисков. Виды операционных рисков весьма многообразны, поэтому в целях эффективного управления ими эти риски классифицируют с различной степенью их интеграции.
В системе операционных рисков особое место занимают информационные и телекоммуникационные риски кредитных учреждений.
Информационные и
Внутренними и внешними факторами (причинами) операционного риска являются:
- случайные или преднамеренные действия физических и (или) юридических лиц, направленные против интересов кредитной организации;
- несовершенство
- сбои в функционировании систем и оборудования;
- неблагоприятные внешние
обстоятельства, находящиеся вне
контроля кредитной
Целью управления операционным риском, как составной частью общего процесса управления рисками, присущими деятельности, является предотвращение данного риска или максимально возможное снижение угрозы потенциальных убытков (прямых и/или косвенных), связанных с организацией внутренних процессов и с внешними факторами (событиями).