Организационно - экономическая характеристика предприятия «Визит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 1 - Схема организационной структуры предприятия:

 

Рассмотрим основные экономические показатели ПО «Визит» (таблица 1).

 

Таблица 1  - Основные экономические показатели ПО «Визит» за 2008 – 2010 г.г.

 

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Темп прироста

2009/2008

2010/2009

1 Выручка от продажи товаров и услуг, тыс. руб.

22613

25290

29578

11,8

16,9

2 Себестоимость, тыс. руб.

17744

19845

23210

11,8

16,9

3 Валовая прибыль, тыс. руб.

4869

5445

6368

11,8

16,9

4 Основные средства, тыс. руб.

486

751

1005

54,5

33,8

5 Фондоотдача, руб./руб.

46,53

33,68

29,43

-27,6

-12,6

6 Фондоемкость, руб./руб.

0,021

0,029

0,034

38,1

17,2

7 Среднесписочная численность персонала, чел.

27

28

30

3,7

7,14

8 Фондовооруженность, руб./чел

18

26,82

33,5

49

24,9

9  Фонд оплаты труда, руб.

2613000

2844000

3364000

8,8

18,2

10 Средняя заработная плата, руб.

8064,81

8464,29

9344,44

4,9

10,4

11 Рентабельность предприятия, %

27,44

27,43

27,42

-0,01

-0,05

 

Как видно из данной таблицы, в целом за отчетный период предприятие работало эффективно, увеличилась выручка от продаж на 2677 тыс. рублей и на 4288 тыс.рублей, на 11,8% и 16,9 % за 2009 и 2010 г.г. соответственно. В отчетном периоде произошло увеличение себестоимости на 2101 тыс. рублей ( на 11,8%) и 3365 тыс. рублей (16,9%)  за 2009 и 2010 г.г. соответственно. Данное увеличение происходит вследствие увеличения объемов реализации продукции.

Несмотря на несущественное увеличение среднегодовой заработной платы в расчете на одного работника на 399,5 руб. и 870 рублей за 2009 и 2010 года соответственно, выросла производительность труда работников. Среднесписочная численность персонала в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 1 человека, что связано с расширением производства.

Фонд заработной платы увеличился, и в то же время отмечается незначительное увеличение его уровня (на 8,8 % за 2009, и 18,2 % за 2010 г.г). Выросла среднегодовая зарплата на одного работника на 9,2 и 18,4 % за 2009 и 2010 г.г.

Из позитивных моментов можно также отметить увеличение эффективности использования основных фондов на 19,1%.

За рассматриваемый период среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась за 2009 год – на 54,5% и за 2010 год – на 33,8%. Это произошло за счет введения новых основных фондов. Фондоотдача основных фондов в рублях на 1 р. стоимости основных фондов характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Валовая прибыль торгового предприятия - показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Анализ показал, что за рассматриваемый период валовая прибыль предприятия увеличилась в абсолютном выражении на 576 тыс. руб. или на 11,8% в 2009 году, и на 923 тыс. руб. или на 16,9% в 2010 году за счет увеличения объемов выпуска продукции и увеличению себестоимости продукции.

Рентабельность продаж предприятия осталась на прежнем уровне – 27,4%.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что предприятие является прибыльным и рентабельным. Организация не находится в сильной финансовой зависимости от заемных источников средств. У предприятия достаточно собственных средств для дальнейшей деятельности, и оно обладает финансово - экономической самостоятельностью.

Однако рентабельность предприятия находится на стабильном уровне, нет тенденции ее увеличения. Поэтому необходимо проанализировать прибыль и рентабельность предприятия при этом выявить резервы их увеличения.

 

 

2.2.  Анализ  рентабельности  деятельности ПО "Визит

 

 

Проанализируем финансовое состояние предприятия ПО «Визит» на основе данных бухгалтерской отчетности.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Для проведения анализа рентабельности деятельности ПО "Визит" необходимы  данные,  представленные  в  таблице 2.

 

Таблица 2  -  Данные о прибыли и убытках ПО «Визит», тыс. руб.

 

Показатель

2008 год

2009год

2010 год

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

22613

25290

29578

Себестоимость проданных товаров

17744

19845

23210

Валовая прибыль

4869

5445

6368

Прибыль от продаж

795

1200

1533

Чистая прибыль

506

753

661

 

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб., а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая в формуле рентабельности в  2010 году составит:

 

4133,5тыс. руб.

 

В предшествующем периоде сумма собственного капитала составила:

 

3450 тыс. руб.

В 2008 году средняя сумма собственного капитала составляла:

 

3085 тыс. руб.

 

 

Рассчитаем  показатели  рентабельности:

1)Рентабельность  продаж - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции.

 

                                                              (1),

 

где - рентабельность  продаж;

- прибыль  от  реализации  продукции;

- выручка  от  реализации  продукции.

 

В 2010 году:

%

В 2009 году:

%

 

Таким образом, если в 2009 году доля чистой прибыли в объеме продаж предприятия составляла 4,75%, то в 2010 году показатель возрос на 0,43 % составив 5,18%.

2)Рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК) - показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к итогу баланса:

 

………………………………………(2),

где  - чистая  прибыль;

- итог  баланса  (средний).

В 2010 году:

%

В 2009 году:

%.

 

В 2010 году чистая прибыль предприятия составила 8,66 % от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 2009 году доля чистой прибыли составила 7,72% от суммы всего капитала на конец года. Таким образом за период произошло  увеличение этого показателя на 0,94 % за счет увеличению  прибыльности продукции.

 

3) Рентабельность  внеоборотных  активов (RF)- определяется как отношение чистой прибыли к среднему значению суммы стоимости внеоборотных активов.

…………………………………………(3),

где  -средняя  стоимость  внеоборотных  активов.

В 2010 год:

%

В 2009 год:

%.

 

 

На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 75,29% чистой прибыли, что в 1,6 раз меньше, чем в  2009году. Снижение произошло за счет снижения чистой прибыли предприятия и увеличению стоимости внеоборотных активов.

4) Рентабельность  оборотного капитала - определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

 

…………………….…………………..(4),

где  - средняя  стоимость  оборотных  активов

В 2010 году рентабельность оборотных активов составила:

%

В 2009 году:

%

Таким образом,  в 2010 году предприятие более эффективно использует оборотные средства, на каждый рубль, вложенные в оборотные активы, приходится 9,78% чистой прибыли, что на 1,54% больше чем в 2009 году.

5) Рентабельность  собственного  капитала (Rск) - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:

……………………………..………(5),

где  СК - собственный  капитал  предприятия.

В 2010 году:

  %

В 2009 году:

  %.

 

Эффективность использования собственных средств предприятия в 2010 году. снизилась по сравнению с предшествующим годом  в  1,4 раза из-за снижения чистой прибыли предприятия и увеличения собственного капитала и снижения потребности в дополнительном финансировании.

 

 

 

2.3 Выявление резервов увеличения рентабельности предприятия

 

 

Для выявления основных факторов, влияющих на рентабельность деятельности предприятия, используем методику факторного анализа. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Для факторного анализа рентабельности продаж, используют следующую формулу:

 

Rпродаж = (ВР – С – КР - УР) : ВР……………….(6),

 

где: ВР – выручка от продажи;  

С – себестоимость продаж;

Информация о работе Организационно - экономическая характеристика предприятия «Визит»