Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:21, курсовая работа
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
Рентабельность продаж зависит от себестоимости продаж, а также суммы коммерческих и управленческих расходов. Алгоритм расчета влияния факторов на показатель рентабельности продаж представлен в таблице 3
Таблица 3 - Методика расчета влияния факторов на показатель рентабельности продаж
ВР | С | КР | УР | Rпродаж = (ВР – С – КР - УР) : ВР |
Уровень базисный | Уровень базисный | Уровень базисный | Уровень базисный | Rпродаж 1 |
Уровень отчетный | Уровень базисный | Уровень базисный | Уровень базисный | Rпродаж 2 |
Уровень отчетный | Уровень отчетный | Уровень базисный | Уровень базисный | Rпродаж 3 |
Уровень отчетный | Уровень отчетный | Уровень отчетный | Уровень базисный | Rпродаж 4 |
Уровень отчетный | Уровень отчетный | Уровень отчетный | Уровень отчетный | Rпродаж 5 |
Изменение рентабельности продаж за счет:
1) выручки от продаж Rпродаж 2 – Rпродаж 1
2) себестоимости продаж Rпродаж 3 – Rпродаж 2
3) коммерческих расходов Rпродаж 4 – Rпродаж 3
4) управленческих расходов Rпродаж 5 – Rпродаж 4
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж ПО «Визит» за 2008 – 2010 гг. представлены в табл. 4
Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж в ПО «Визит» за 2008 – 2010 гг.
Показатели | Годы | Изменение (+,-) | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2009 г. к 2008 г. | 2010 г. к 2009 г. | |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 22613 | 25290 | 29578 | +2677 | +4288 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 17744 | 19845 | 23210 | +2101 | +3365 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | 4074 | 4245 | 4835 | +171 | +590 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 795 | 1200 | 1533 | +405 | +333 |
Рентабельность продаж, % | 3,52 | 4,75 | 5,183 | +1,23 | +0,38 |
В нашем случае управленческие расходы отсутствуют, поэтому формула для факторного анализа имеет вид:
Rпродаж = (ВР – С - КР) : ВР…………………………… (7)
Расчет влияния факторов произведем способом цепных подстановок, обозначив индексом «0» - данные базисного периода (2009 г.), индексом «1» - данные отчетного периода (2010 г.).
Rпродаж0 = (ВР0 – С0 - КР0) : ВР0 = (25290 – 19845 – 4254) : 25290 = 4,75 %
Rпродаж1усл. = (ВР1 – С0 - КР0) : ВР1 = (29578 – 19845 - 4245) : 29578 = 18,56 %
Rпродаж2усл. = (ВР1 – С1 - КР0) : ВР1 = (29578 – 23210 – 4245) : 29578 = 7,18 %
Rпродаж1 = (ВР1 – С1 – КР1) : ВР1 = (29578 – 23210 – 4835) : 29578 = 5,18%
Δ Rпродаж (ВР) = Rпродаж1усл. - Rпродаж0 = 18,55 % - 4,75% = + 13,81%;
Δ Rпродаж (С) = Rпродаж2усл. - Rпродаж1усл. = 7,18% - 18,55% = -11,38%;
Δ Rпродаж (КР) = Rпродаж1 - Rпродаж2усл. = 5,18% - 7,18% = -2%
В 2010 году по сравнению с 2009годом рентабельность продаж увеличилась на 1,7% за счет факторов:
- увеличение выручки от продаж +13,81
- увеличение себестоимости продаж -11,38
- снижение коммерческих расходов -2%
Итого: +0,43%
Таким образом, проведенный факторный анализ показателей рентабельности позволяет сделать вывод о том, что у предприятия есть резервы увеличения рентабельности. Рентабельность продаж можно повысить за счет снижения себестоимости.
16
3.1. Пути повышения рентабельности предприятия
Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).
Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:
уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
степень использования производственных ресурсов;
объем, качество и структура продукции;
затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.
Предложения:
На основе анализа рентабельности предприятия, мы можем сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли и рентабельности:
увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
снижение себестоимости выпускаемой продукции;
повышение качества выпускаемой продукции.
Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ПО "Визит", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на коммерческие расходы;
усовершенствовать управление предприятием, а именно:
выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции;
осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;
осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;
совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;
использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
16
Информация о работе Организационно - экономическая характеристика предприятия «Визит»