Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 09:16, контрольная работа
Система управления приобрела особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях рынка возникла потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления коммерческой деятельностью торговых организаций. В связи с этим необходим постоянный поиск путей совершенствования управления коммерческой деятельностью. Процесс управления торговым предприятием должен быть основан на принципах рыночной экономики и методологии современного управления
Введение 3
2. Организационное и экономическое обеспечение управления коммерческой деятельностью розничной торговой фирмы на примере ООО «Молния» 4
2.1. Сущность коммерческой деятельности на розничном рынке 4
2.2. Анализ организационного обеспечения управления коммерческой деятельностью ООО «Молния» 5
2.3. Анализ экономического обеспечения управления коммерческой деятельностью ООО «Молния» 10
Заключение 19
Список литературы: 20
Оглавление
Введение
Система управления приобрела особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В условиях рынка возникла потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления коммерческой деятельностью торговых организаций. В связи с этим необходим постоянный поиск путей совершенствования управления коммерческой деятельностью. Процесс управления торговым предприятием должен быть основан на принципах рыночной экономики и методологии современного управления.
Методы управления — это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью предприятия в целом. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.
В данной работе будут подробно рассмотрена сущность организационного и экономического обеспечения управления коммерческой деятельностью розничной торговой фирмы на примере ООО «Молния».
2. Организационное
и экономическое обеспечение
управления коммерческой
2.1. Сущность коммерческой деятельности на розничном рынке
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Функции розничной торговли представлены на рисунке 3:
Рисунок 3 – Функции розничной торговли
В зависимости от ассортиментного профиля и торговой площади розничные торговые предприятия подразделяются на следующие типы (Рис.4):
Рисунок 4 – Типы розничных торговых предприятий
Так, основными целями коммерческой работы на розничном рынке заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка.
2.2. Анализ
организационного обеспечения
Для исследования организационного обеспечения управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия рассмотрим ООО «Молния».
Компания ООО «Молния» была основана 01 ноября 2000 года, это первая и на тот момент единственная сеть продуктовых супермаркетов в г. Челябинске.
В настоящее время ООО «Молния» имеет статус гипермаркета. В Челябинской области работает 39 гипермаркетов сети «Молния». Постоянными покупателями гипермаркетов сети «Молния» сегодня являются свыше 3 млн. человек, и это число с каждым днем увеличивается.
Основным видом деятельности компании является: реализация товара в короткие сроки, высокого качества и по низким ценам.
Миссия ООО «Молния» - «Мы работаем ради удовлетворения потребностей жителей нашего города в продуктах питания: качественно, быстро, удобно!»
Целью компании «Молния» являются:
Ежедневная забота о покупателе. «Мы не просто продаем, мы оказываем услуги. Мы даем нашим клиентам возможность в приятной обстановке и с наименьшими затратами времени приобрести продукты питания и сопутствующие товары первой необходимости. Мы стремимся облегчить нашим покупателям повседневные заботы, сделать их жизнь немного легче, интереснее и «вкуснее»».
Только высокое качество продаваемых товаров и услуг. Мы работаем для той части покупателей, для которой важны не только цена, но и качество предоставляемых услуг. Мы хотим стать для них частью понятия «качество жизни».
Самые высокий уровень обслуживания. «Мы, коллектив сети супермаркетов «Молния», стремимся стать лидером регионального рынка розничной продажи продуктов питания по уровню обслуживания, широте и качеству предоставляемого ассортимента продукции».
Для достижения поставленных целей предприятие придерживается следующей точки зрения: «Каждый из нас постоянно развивает свои профессиональные навыки и прилагает максимум усилий, чтобы достойно делать свою работу и оправдывать ожидания наших покупателей. Каждый из нас сознает — наша жизнь такова, какой мы сами ее делаем!»
Развитие организационного управления предприятия является необходимым и обязательным условием развития предприятия, его органической составляющей, обеспечивающей успех и высокую конкурентоспособность на рынке. Организационные преобразования тесно связаны с изменениями организационной структуры. Главным фактором формирования организационного управления было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными.
Система управления ООО «Молния» имеет следующую схему (Рис.5):
Рисунок 5 – Система управления ООО «Молния»
Для ООО «Молния» организационный принцип деления по производственному признаку, лежащий в основе структурно-функционального устройства является адекватным.
Количество уровней управления является вполне оптимальным, так как каждый выполняет возложенные на него конкретные функции, все уровни управления являются необходимыми, что в полной мере отвечает, представленным на рисунке 1, принципам организационного построения управления коммерческой деятельностью предприятия розничной торговли.
Распределение властных полномочий по существующим уровням позволяет вести эффективную управленческую деятельность, обеспечивает оперативное владение информацией и обстановкой, что способствует своевременности и правильности принятия управленческих решений.
Выбор организационно - правовой формы в виде Общества с ограниченной ответственностью представляется наиболее разумным. Так как является наиболее привлекательной для учредителей, поскольку снижает степень риска.
Система производственного менеджмента организации максимально отвечает требованиям научных подходов менеджмента.
В основе системы менеджмента организации ООО «Молния» положен системный функционально-целевой подход. Подсистемы менеджмента предприятия: подсистема линейного руководства, все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления.
На данном предприятии четко прослеживается упорядочение, согласование, регламентирование действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления коммерческой деятельностью ООО «Молния» включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретной рыночной ситуацией. Учет как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, приемки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учету обеспечиваются сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности.
Организационная структура любой производственной системы обладает сложной фундаментальной характеристикой и включает совокупность функциональных звеньев (подразделений, должностных лиц, категорий работников и т. п.), находящихся в определенных производственных связях и отношениях, а также систему целей, функций и задач, прав и ответственности, распределенных между всеми звеньями предприятия. Формирование и развитие типов структур организационного управления осуществлялось последовательно (от более простых к более сложным) и определялось управленческими связями (линейными и функциональными) между руководителем и подчиненными (подразделением). Поэтому спектр основных типов структур управления характеризуется наличием более простых - линейной и функциональной, более сложных - штабной, дивизионной и матричной структур.
На данном предприятии существует Линейно – функциональная организационная структура (Рис.6):
Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Молния»
В организационной структуре организации различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.
Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
2.3. Анализ
экономического обеспечения
Современный уровень производства требует повышения качества работы во всех его звеньях, усиления роли экономических рычагов управления с тем, чтобы способствовать повышению эффективности организации.
Рассматривая товарные потоки ООО «Молния», следует отметить, что на предприятии проводится цикл следующих взаимосвязанных операций (Рис.7):
Рисунок 7– Организация товарных потоков
В гипермаркете проводится ежедневная работа по изучению покупательского спроса (опросы покупателей, дегустации, выставки – продажи и т.п.). Так же существует постоянный поиск поставщиков (наиболее выгодные цены и условия).
Как уже говорилось выше, генеральной целью каждого предприятия розничной торговли является выручка. Определение приоритетных целей ООО «Молния», обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка – есть составляющие механизма экономического обоснования и структуры выручки предприятия.
В розничный товарооборот ООО « Молния» включается и продажа по безналичному расчету некоторых потребительских товаров населению.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Розничный товарооборот - результат деятельности не только ООО «Молния». В нем отражаются состояние экономики в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура его развития, правильность выбора целей.
Перед ООО «Молния», как и перед любыми розничными торговыми предприятиями (фирмами) в условиях демонополизации торговли, разгосударствления и приватизации встают три важнейшие проблемы, которые могут стать целевыми (стратегическими) установками. Так, целевые (стратегические) установки торговых организаций ООО «Молния» представлены на рисунке 8:
Рисунок 8 - Целевые (стратегические) установки ООО «Молния»
От решения этих проблем зависит объем и темпы роста товарооборота.
При выборе цели, ее количественном определении необходимо учитывать факторы, обеспечивающие:
Исходя из сути розничного товарооборота, механизм экономического обоснования планового объема и структуры реализации включает анализ достигнутых результатов, рыночной ситуации и конъюнктурных колебаний, определение условий осуществления продаж, контроль за процессом реализации.
Преобладающая часть финансовых ресурсов предприятий используется для финансирования оборотных фондов и фондообращения.
Оборотные фонды - это предметы труда, обслуживающие процесс обращения товаров.
Особенность оборотных фондов состоит в том, что они непрерывно совершают оборот, превращаясь из товарной в денежную форму, из денежной в товарную, т.е. постоянно обновляются.
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты) учитываются на предприятии по фактической стоимости, а малоценные и быстроизнашивающиеся предметы - по первоначальной и остаточной.
Фонды обращения по своей экономической сущности сходны с оборотными фондами. Они, как и оборотные фонды, также непосредственно участвуют в обороте, непрерывно изменяя свою форму, выбывают из торгового предприятия при реализации товаров и пополняются за счет новых поступлений.
Проанализируем финансово-хозяйственную деятельность ООО «Молния»:
Таблица 1 – Результаты финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Молния»
Наименование показателей |
2012 |
2013 |
отклонения | |
абсолют |
относит | |||
Выручка, тыс. руб. |
33 387 550 |
53063261 |
19 675 711 |
158,9 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
9 916 299 |
15793215 |
5 876 916 |
159,3 |
Чистая прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. |
860 008 |
2327751 |
1 467 743 |
270,7 |
Рентабельность собственного капитала, % |
42,07 |
53,24 |
11,17 |
126,6 |
Рентабельность активов, % |
5,83 |
8,87 |
3,04 |
152,1 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
2,58 |
4,38 |
1,80 |
169,8 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
6,25 |
7,96 |
1,71 |
127,4 |
Оборачиваемость капитала |
4,92 |
5,15 |
0,23 |
104,7 |