Организационно-правовые формы организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:20, лекция

Описание работы

Наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующего субъекта по признаку организационно—правовых форм предприятий, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Гражданский кодекс вводит понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация». Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и если получает прибыль, то она не распределяется между участниками организации

Файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 – Структура сводного бюджета предприятия

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности  — центров затрат и центров  доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового  планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредитах отсрочкой платежа, поставок по бартеру. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений. Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т. п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств. С другой стороны, получение авансов означает приток денежных средств, но не увеличение дохода и т. д. При этом определяются приток и отток денежных средств по трем направлениям: обычная (текущая) деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком — любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части. Доходная часть включает источники поступления средств:

•  выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

•  поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит;

•  доходы от долевого участия в  деятельности других предприятий;

•  доходы по акциям, облигациям и  другим ценным бумагам;

•  ссуды;

•  прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие  направления использования средств:

• покупка товаров;

• заработная плата;

• платные услуги;

• ремонт и содержание оборудования;

• реклама;

• погашение ссуд;

• прочие платежи.

Финансовое планирование является завершающим этапом планирования на предприятии.

ЛЕКЦИЯ 8 Классификация  и структура персонала предприятия

Трудовые ресурсы  – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.

Рабочая сила – это способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется показателями здоровья, образования и профессионализма.

Человеческий капитал – совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами считаются здоровье, природные способности, образование, профессионализм и мобильность.

Трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Компоненты трудового потенциала:

1)  здоровье. Потери рабочего времени из-за болезни и травмы. Затраты на обеспечение здоровья персонала;

2)  нравственность и умение работать в коллективе. Потери от конфликтов;

3)  творческий потенциал. Количество изобретений, патентов, предприимчивость;

4)  активность;

5)  организованность. Потери от нарушения дисциплины. Исполнительность;

6)  образование. Затраты на повышение квалификации персонала;

7)  профессионализм. Качество продукции, потери от брака;

8)  ресурсы рабочего времени. Количество сотрудников, количество часов работы за год на 1 сотрудника.

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

Все работники предприятия делятся  на две группы:

1)промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия;

2) непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия. К нему относятся работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.

По характеру выполняемых функций  промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочие, руководители, специалисты и технические исполнители (служащие). 

Рабочие – это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

В зависимости от характера участия  в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс). 

Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители. Они подразделяются на линейных, возглавляющих относительно обособленные подразделения, и функциональных, возглавляющих функциональные отделы и службы (например, начальник цеха и начальник отдела кадров).   

Специалисты – работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.   

Технические исполнители (служащие) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, копировщицы, архивариусы, агенты и др.).

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.  В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. 

Профессия - определенный вид деятельности (занятий) человека, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков, приобретенных в результате специального обучения.   

Специальность - вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста. Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.   

Квалификация - степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения работы или функций определенной сложности, которая отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Управление персоналом связано с разработкой и реализацией кадровой политики, основными целями которой являются:

- удовлетворение потребности предприятия  в кадрах; 

- обеспечение рациональной расстановки,  профессионально-квалификационного  и должностного продвижения кадров; 

- эффективное использование  трудового потенциала предприятия.

Реализация этих целей предполагает выполнение многих функций, а именно: 

-  планирование, наем и размещение рабочей силы, включая отбор, ориентацию и адаптацию; 

-  обучение, подготовку и переподготовку работников, повышение квалификации; 

-  оценку персонала (проведение аттестации работников, продвижение по службе и организация карьеры); 

-  определение условий найма, труда и его оплаты; 

-  мотивацию труда и соблюдение дисциплины; 

-  обеспечение формальных и неформальных связей, создание благоприятного психологического климата в коллективе; 

-  реализацию социальных функций (льготное питание на предприятии, помощь семье, организация отдыха и др.); 

-  контроль за безопасностью труда. 

Работу с кадрами на предприятии  осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы и менеджеры: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел технического обучения, управляющие (директора, менеджеры) персоналом. 

Лекция 9 Показатели, характеризующие деятельность  
персонала организации

Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Она учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу.

Явочная численность  характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату.

Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).

Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели: 

1) коэффициент оборота по приему  – это отношение численности  всех принятых работников за  данный период к среднесписочной  численности работников за тот же период;

2) коэффициент оборота по выбытию - это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников; 

3) коэффициент текучести кадров - это отношение выбывших с  предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.) к среднесписочной численности (определяется за определенный период);

4) индекс стабильности рабочей  силы – это отношение численности  работников, проработавших на предприятии в течение как минимум года, к числу работников, принятых год назад.

При составлении баланса рабочего времени определяют число дней или часов, которое следует отработать каждому рабочему в течение планового периода, число дней неявок на работу, среднюю продолжительность рабочего дня одного среднесписочного рабочего. 

В балансе рабочего времени различают три категории фонда времени: календарный, номинальный и эффективный.

Календарный фонд равен числу календарных дней планового периода, а номинальный (при условии прерывного производства) – календарному с учетом вычета выходных и праздничных дней.

Номинальный фонд за вычетом неявок вследствие болезни, отпусков и выполнения общественных и государственных обязанностей составляет эффективный (полезный) фонд рабочего времени.

Качественная характеристика персонала  представлена показателем производительности труда. Производительность труда – это его эффективность, результативность. Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость. 

Выработка– это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в год (квартал, месяц). Это наиболее распространенный и универсальный показатель труда. Для его измерения используют натуральные, условно-натуральные и стоимостные (денежные) единицы измерения.

В зависимости от единицы измерения рабочего времени различают показатели выработки:

- на один отработанный человеко-час  (часовая выработка);

Информация о работе Организационно-правовые формы организаций