Организационные структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных структур управления предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Хелс-М». Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

на тему:

"ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ"

 
Введение

Формирование рыночного  механизма хозяйствования обусловило глубокие социально-экономические  и организационные преобразования, требующие решения принципиально  новых задач управления деятельностью  предприятий и организаций. К  таким задачам относится проблема исследования систем управления. В  центр внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации  предприятия в изменяющейся внешней  среде. При этом меняется характер самого процесса управления. Оно приобретает  все более творческий, креативный характер.

В этих условиях развитие и  совершенствование деятельности предприятия  должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует  проведения всестороннего исследования процесса и системы управления. Исследование представляет собой важную составную  часть менеджмента, без него невозможно эффективное управление предприятием. Исследование систем управления –  это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование  управления в соответствии с постоянно  изменяющимися внешними и внутренними  условиями.

Важное место в исследовании систем управления занимает исследование организационной структуры управления.

Организационная структура  управления определяет субординацию и  координацию производственных подразделений  и управленческих служб организации.

Организационная структура  управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание отдельных  звеньев в их взаимосвязи и  соподчиненности, выполняющих различные  функции управления организации, и  характеризует собой один из базовых  элементов системы управления.

Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом  производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации  и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

В первую очередь оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем  она оказывает существенное влияние  на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних производственных единиц, цехов, участков и служб.

Организационная структура  органа управления представляет собой  единство подразделений, каждый из которых  предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и  соподчиненности с другими подразделениями.

Необходимость совершенствования  организационной структуры любого, даже эффективно работающего предприятия  в настоящее время определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Среди внутренних можно назвать оптимизацию численности  управленческого и рядового персонала, его функций; необходимость внедрения автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения. К внешним факторам можно отнести научно-технический прогресс, развитие конкурентного рынка, а также экономическую ситуацию в нашей стране и во всем мире. Следовательно, проблема совершенствования организационных структур управления являлось актуальным вопросом как в период становления рыночной экономики, так и в период экономического роста 2000-х годов. На современном этапе исследование данной темы приобретает все большее значение в связи с нестабильностью мировой экономики. Очевидно, что в условиях финансового кризиса перед большинством предприятий возникла проблема нехватки денежных ресурсов, и, соответственно, минимизации издержек, в том числе на персонал.

В данной курсовой работе речь пойдет о фармацевтической компании ООО «Хелс-М», на примере которого можно показать необходимость совершенствования структуры управления в сложившейся экономической обстановке.

Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных  структур управления предприятия, а  также разработка рекомендаций по совершенствованию  организационной структуры управления ООО «Хелс-М».

Для реализации этой цели можно  выделить следующие задачи:

– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;

– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;

– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Объектом исследования является фармацевтическая компания ООО «Хелс-М»

Предметом исследования является совершенствование организационной  структуры управления предприятия.

Работа содержит три главы.

В первой главе рассмотрены  основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, принципы ее создания и факторы воздействия  на организационную структуру управления.

Во второй главе дается общая характеристика ООО «Хелс-М», проведен анализ организационной структуры и функций управления, рассмотрена политика в области подбора персонала.

В третьей главе освещены направления реорганизации предприятия, предложены варианты по совершенствованию  организационной структуры предприятия.

При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи, посвященные организационным структурам управления предприятий и информация по хозяйственной деятельности ООО «Хелс-М».   

 
1. Понятие и теоретические  основы сущности организационной  системы 

 

1.1 Понятие,  сущность и классификация организационных  структур

С позиций системного подхода  каждая организация рассматривается  как сложная социально-экономическая  система, обладающая рядом специфических  черт и находящаяся в иерархической  связи с другими системами. Типологизация  организаций может осуществляться по различным признакам и, в частности, на основе анализа характера ее взаимодействия с внешней средой.[1]

Под организационной структурой фирмы понимается её организация  из отдельных подразделений с  их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и  её подразделениями целями и распределением между ними функций.[2]Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.[3]

Организационная структура  направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах.[4]

Организационные структуры  управления фирмами отличаются большим  разнообразием и определяются многими  объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в  частности, размеры производственной деятельности фирмы; производственный профиль фирмы; характер выпускаемой  продукции и технология её производства; сфера деятельности фирмы; масштабы заграничной деятельности и формы  е осуществления;

характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Как известно, в теории менеджмента  обобщаются и предлагаются к использованию  два подхода – механистический  и органический. Применение термина  «механистический» обусловлено  стремление» подчеркнуть близость управленческой деятельности к деятельности машины или механизма, предназначенного для производственной организаций.

Механический тип организаций  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решения, жесткой иерархией  управления и четко определенной ответственностью. Организация с  такими характеристиками может эффективно функционировать в тех случаях, когда: существуют условия для использования  методов рутинизации в связи  с незначительной степенью неопределенности факторов, определяющих конкретные процессы, повторяемостью событий, наличием устойчивых внутренних и внешних контактов; наблюдается достаточно устойчивое внешнее окружение, не обладающее высоким  динамизмом и усложненной структурой.[5]

В бюрократической модели кроется опасность появления  в некоторых ситуациях негативных явлений, таких как жесткость, некомпетентность, волокита и нелепость правил. Однако следует различать теоретическую  концепцию бюрократической организации, позволяющую упорядочить управленческий процесс, и последствия ее реализации, вызванные ошибками в процессе выполнения.[6]

Механистический тип организации  идентифицируется следующими характеристиками: консервативной, негибкой структурой; четко определенными, стандартизированными и устойчивыми задачами; сопротивлением изменениям; иерархической системой контроля; командным типом коммуникаций, идущих сверху вниз; особым содержанием коммуникаций, рассматриваемых преимущественно распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.[7]

Органический тип организации  формируется на основе подхода, характеризующегося незначительным или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией решений, участием сотрудников в  их разработке и принятии, гибкостью  структуры управления, широкой ответственностью, а также небольшим количеством  уровней управленческой иерархии. Этот подход обличается следующими признаками: гибкой структурой управления; динамичными, способными к модификациям задачами; мобильностью управленческих действий и процедур и их готовностью к  изменениям; использованием в процессе управления метода научной интуиции и накопленного опыта; многонаправленностью коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.); развитием функций  контроля и самоконтроля; расширением  информационных составляющих системы  управления.[8]

Органический подход обладает следующими преимуществами: позволяет  гибко реагировать на изменение  факторов внешней среды и адаптироваться к рыночной конъюнктуре; широко использует творческий потенциал работников; развивает  инновационную деятельность, решая  при этом не только внутрифирменные  проблемы, но и проблемы макроэкономического  уровня; применяет разнообразные  методы мотивации работников (формальные и неформальные). В качестве его  недостатка следует отметить необходимость  предъявления более высоких требований к деятельности руководителей высшего  звена, их знаниям, способностям и личностным качествам.

В приложении 1 представлены обобщенные характеристики механистического и органического типов организации  и условия, при которых их применение может быть эффективным [9]

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере  деятельности без прямого административного  подчинения); межфункциональные, или  кооперационные (между подразделениями  одного и того же уровня). В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная.[10]

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. (Приложение 2)

Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная  структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых  органов в виде иерархической  лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет  одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два  руководителя не могут непосредственно  связываться друг с другом, они  должны это сделать через ближайшую  вышестоящую инстанцию. Такую структуру  часто называют однолинейной.

Преимуществами такой  структуры можно назвать: простое  построение; однозначное ограничение  задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления; оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки: затруднительные  связи между инстанциями; концентрация власти в управляющей верхушке; сильная  загрузка средних уровней управления.[11] Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная организационная  структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

Основана на создании подразделений  для выполнения определённых функций  на всех уровнях управления. К таким  функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с  помощью директивного руководства  могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений  осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Такую организационную структуру  называют многолинейной.

Функциональная структура  управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся  рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе  специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой  структуры можно отнести: сокращение звеньев согласования; уменьшение дублирования работ; укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью  нижестоящих уровней; высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

К недостаткам: неоднозначное  распределение ответственности; затруднённая коммуникация; длительная процедура  принятия решений; возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так  как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

В этой структуре нарушен  принцип единоначалия и затруднена кооперация. [12]

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая (Приложение 3). При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный»  принцип построения и специализация  управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

По каждой подсистеме формируются  «иерархия» служб («шахта»), пронизывающая  всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и  задач.

Многолетний опыт использования  линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.

Информация о работе Организационные структуры управления