Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа
Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных структур управления предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Хелс-М». Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.
1.3 Внутрифирменные коммуникации как элемент организационной структуры предприятия
Одним из неотъемлемых элементов
организационной структуры
Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. На обмене информацией основаны все виды управленческой деятельности: функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля[18].
По сравнению с обычными
межличностными коммуникациями внутрифирменные
коммуникации имеют такие особенности,
как большая плотность
Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями.
К первой группе относятся внешние коммуникации со средствами массовой информации, потребителями, надзором за качеством продукции, органами государственного регулирования, политическими группами, поставщиками и т.п.
Ко второй группе относятся внутренние коммуникации: межуровневые, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей группой, неформальные коммуникации.
В процессе управления осуществляются
коммуникации по вертикали между
руководителями и подчиненными, и
по горизонтали – между
Вертикальные коммуникации являются решающим фактором организационной жизни. Поскольку и коммуникация имеет решающее значение, вертикальный элемент действительно очень важен. Вертикальные коммуникации в организациях включают и нисходящие, и восходящие потоки.
Информационный процесс
охватывает все подразделения и
все
стороны деятельности предприятия, поэтому
естественно, что его
деятельность в значительной степени
зависит от эффективности коммуникационного
процесса. Но в процессе коммуникаций
информация может быть искажена, неправильно
понята или воспринята. Послания трансформируются
или изменяются по мере их прохождения
через систему. Эффективность обмена информацией
достигается только в том случае, когда
одна сторона передает информацию, а другая
– правильно её воспринимает. Поэтому
главной задачей коммуникационного процесса
является обеспечение понимания и правильного
восприятия
передаваемой информации.
Основные принципы эффективной
коммуникационной компании в период
организационных изменений –
это максимально открытое и честное
общение руководства с
- создание неудовлетворенности текущей ситуацией (Почему надо менять?);
- формирование единого представления о целях (Для чего меняем? Какой будет результат? Когда?);
- формирование единого представления о методах их достижения (Что надо делать?);
- разъяснение положительных результатов изменений для каждого (минимизация количества «пострадавших»);
- эмоциональная поддержка сотрудников.
Действительно, только когда
работник ясно представляет себе, что
же происходит вокруг, он способен активно
включиться в реализацию организационных
изменений. Туманность целей и перспектив
как всей компании, так и конкретного
индивида в ней, как раз и ведут
к состоянию страха, беспокойства,
тревоги сотрудника, что и приводит
к сопротивлению изменениям, вплоть
до добровольного ухода ценного
персонала в столь
Основной целью управления внутрифирменными коммуникациями является достижение приверженности персонала тем ценностям, которые топ-менеджмент считает полезными с точки зрения долгосрочной стратегии развития. Таким образом, речь идет о формировании отдельной специализированной политики как способа реализации мотивационной функции управления через систему коммуникаций.
Основные проблемы, возникающие
при разработке структур управления
связаны с установлением
В современных условиях развития
рыночных тенденций в России, обусловленных
качественно новой системой хозяйственных
связей и механизмов конкурентных отношений,
одной из актуальных задач адаптации
хозяйствующих субъектов к
Одним из основных факторов
функционирования организационной
структуры являются внутрифирменные
коммуникации. Главной задачей
передаваемой информации. Эффективно
организованные коммуникации являются
значительным конкурентным преимуществом.
2. Анализ организационной структуры фармацевтической компании ООО «Хелс-М»
2.1 Общая
характеристика
Основной деятельностью фармацевтической компании ООО «Хелс-М» является продажа лекарственных препаратов, добавок к пище, гомеопатии, средств гигиены и санитарии и др.
ООО «Хелс-М» в своей деятельности руководствуется уставом, имеет статус юридического лица с момента государственной регистрации, действует в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
В настоящее время ООО «Хелс-М» является официальным дистрибьютором ведущих зарубежных фармацевтических компаний. Также ООО «Хелс-М» работает с лидерами российского рынка лекарственных средств. Компания входит в десятку ведущих фармацевтических дистрибьюторов России (в категории межрегиональные фармацевтические дистрибьюторы). Благодаря постоянным прямым партнерским отношениям с большинством российских и зарубежных производителей, компания обеспечивает своих клиентов высококачественной продукцией на выгодных условиях, свидетельством чего является постоянный рост продаж. Динамика объема продаж за 2002–2007 гг. представлена в приложении 5. Данные свидетельствуют о росте выручки с 2002 г. по 2007 г. на 240%.
На сегодняшний день ассортимент ООО «Хелс-М» содержит около 5000 наименований продукции это лекарственные препараты, биологически-активные добавки, лечебная косметика и другая продукция, представленная в аптеках. Общие складские ресурсы компании составляют сегодня 15 тыс. кв. м. Динамика количества поставщиков ООО «Хелс-М» и объема складских остатков за 2005–2007 гг. представлены в приложении 6. В 2008 году была значительно расширена площадь головного склада компании, который обслуживает в первую очередь Москву и Московскую область, а так же пополняет товарный запас филиалов.
Кроме оптовой торговли ООО «Хелс-М» оказывает услуги покупателям по резервированию товара, бесплатной доставке медикаментов по Москве и другим городам, обеспечение рекламными материалами.
Стратегическая задача компании – развитие региональной сети филиалов и представительств. ООО «Хелс-М» активно осваивает региональные рынки, открывает филиалы, представительства. В настоящее время региональная сеть насчитывает более 15 региональных подразделений.
В целях расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж ООО «Хелс-М» принимает участие в крупных международных фармацевтических выставках, в совместных акциях, проводимых фирмами-производителями, направленных на продвижение товаров на фармацевтическом рынке.
На сегодняшний день рынок фармацевтической продукции достаточно развит. В последние годы возникла тенденция к вытеснению с рынка небольших предприятий. Сильными сторонами в конкурентной борьбе ООО «Хелс-М» являются: налаженные взаимоотношения с поставщиками и покупателями, широкий ассортимент продаваемых товаров, хорошая репутация на рынке, наличие высококвалифицированного персонала, гарантия качества предлагаемой продукции. Однако есть и слабые стороны: узкая специализация компании; недостаточные знания рынков других областей (по номенклатуре и в целом); географическое удаление отдельных покупателей, что делает продукцию неконкурентоспособной из-за транспортных расходов; потребность в более сильных каналах сбыта услуг.
На сегодняшний день количество
сотрудников в центральном
Кадровая политика компании определяется во многом чертами современного молодого человека. Хорошее образование, знание современных методов работы, целеустремленность, готовность постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, доброжелательность, взаимовыручка, чувство локтя и единой команды, при этом уважение к опыту, знаниям старшего поколения. Среди направлений кадровой политики: постоянное повышение квалификации менеджеров и правильный подбор профессионалов в финансово-правовой департамент, склад и транспортный отдел.
Своим сотрудникам ООО «Хелс-М» предоставляет высокие зарплаты, беспроцентные кредиты на личные нужды, оплату проезда, компенсирует часть затрат на аренду жилья. Проводятся тренинги с выдачей сертификата и предусмотрены всевозможные премии для инициативных сотрудников. В свою очередь компания надеется на то, что сотрудники будут удовлетворять таким условиям, как: надежность, обязательность, ответственность, позитивность во взглядах.
Таким образом, анализируя деятельность ООО «Хелс-М», можно сделать вывод о высокой экономической и финансовой стабильности, которые позволяют компании с большой уверенностью смотреть в будущее и постоянно продолжать наращивать свой потенциал.
2.2 Анализ
организационной структуры
Под организационной структурой управления фармацевтической компании ООО «Хелс-М» понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (планирование, мотивация, контроль и другие), построенных таким образом, чтобы эффективно достигать целей предприятия. Главной функцией организационной структуры является координация и контроль.
Во главе компании стоит
генеральный директор, ему подчиняется
коммерческий директор, который, в свою
очередь руководит начальниками
департамента оптовых продаж, департамента
аптечных продаж, департамента закупок,
департамента филиалов, департамента
логистики, финансово-правового
1. Департамент оптовых продаж осуществляет поставку фармацевтической продукции по регионам России.
2. Департамент аптечных продаж обеспечивает поставки фармацевтической продукции по г. Москве и Московской области, а также в ряд регионов России.
3. Департамент закупок
обеспечивает снабжение
4. Департамент логистики
обеспечивает транспортное, информационное
и хозяйственное обеспечение
(отделы информационных
5. Финансово-правовой
Таким образом, в рассматриваемой
организации применяется
Достоинства:
1. Эффективная работа в стабильных условиях.
2. Простые решения принимаются быстро, так как они находятся в компетенции одной службы.
3. Компания работает по четкой технологии, которая отличается «своим лицом», что в значительной степени обеспечивает конкурентоспособность.
4. Штатная численность сбалансирована.
Недостатки:
1. Управление построено строго по вертикали, не учитывая человеческий фактор.
Среди основных недостатков
действующей организационной
- дублирование полномочий генерального директора и коммерческого директора;
- недостаток контроля по всем звеньям цепочки в связи с многоуровневой системой подчинения;
- высокий уровень затрат на заработную плату руководителей подразделений;