Организационные структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных структур управления предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Хелс-М». Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.32 Кб (Скачать файл)

1.3 Внутрифирменные коммуникации  как элемент организационной  структуры предприятия

Одним из неотъемлемых элементов  организационной структуры предприятия  являются внутрифирменные коммуникации. Эффективность системы коммуникационных связей влияет на эффективность работы предприятия в целом и на его  будущее развитие.

Коммуникации – это  обмен информацией между двумя  людьми и более. На обмене информацией  основаны все виды управленческой деятельности: функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования  и контроля[18].

По сравнению с обычными межличностными коммуникациями внутрифирменные  коммуникации имеют такие особенности, как большая плотность информационного  потока, искажение и потеря данных в процессе общения, зависимость  от конфигурации организационной структуры  управления[19].

Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями.

К первой группе относятся  внешние коммуникации со средствами массовой информации, потребителями, надзором за качеством продукции, органами государственного регулирования, политическими группами, поставщиками и т.п.

Ко второй группе относятся  внутренние коммуникации: межуровневые, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель подчиненный», коммуникации между руководителем  рабочей группой, неформальные коммуникации.

В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали между  руководителями и подчиненными, и  по горизонтали – между подразделениями.

Вертикальные коммуникации являются решающим фактором организационной  жизни. Поскольку и коммуникация имеет решающее значение, вертикальный элемент действительно очень  важен. Вертикальные коммуникации в  организациях включают и нисходящие, и восходящие потоки.

Информационный процесс  охватывает все подразделения и  все  
стороны деятельности предприятия, поэтому естественно, что его  
деятельность в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Послания трансформируются или изменяются по мере их прохождения через систему. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая – правильно её воспринимает. Поэтому главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия  
передаваемой информации.

Основные принципы эффективной  коммуникационной компании в период организационных изменений –  это максимально открытое и честное  общение руководства с подчиненными всех уровней, доводящее до всех максимум информации о происходящем и вовлечение сотрудников в процесс принятия решений[20]. При этом информационные потоки должны выполнять следующие функции:

-                 создание неудовлетворенности текущей ситуацией (Почему надо менять?);

-                 формирование единого представления о целях (Для чего меняем? Какой будет результат? Когда?);

-                 формирование единого представления о методах их достижения (Что надо делать?);

-                 разъяснение положительных результатов изменений для каждого (минимизация количества «пострадавших»);

-                 эмоциональная поддержка сотрудников.

Действительно, только когда  работник ясно представляет себе, что  же происходит вокруг, он способен активно  включиться в реализацию организационных  изменений. Туманность целей и перспектив как всей компании, так и конкретного  индивида в ней, как раз и ведут  к состоянию страха, беспокойства, тревоги сотрудника, что и приводит к сопротивлению изменениям, вплоть до добровольного ухода ценного  персонала в столь ответственный  для организации момент. Поэтому  очень важно сделать процесс  изменений в компании «прозрачным» для каждого работника, что позволяет  снять психологическое напряжение, а также позволяет получить от сотрудников идеи по улучшению способов реализации данного процесса. Структурированные  и эффективно организованные коммуникации являются значительным конкурентным преимуществом.

Основной целью управления внутрифирменными коммуникациями является достижение приверженности персонала  тем ценностям, которые топ-менеджмент считает полезными с точки  зрения долгосрочной стратегии развития. Таким образом, речь идет о формировании отдельной специализированной политики как способа реализации мотивационной  функции управления через систему  коммуникаций.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления связаны с установлением правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, то есть с определением их целей, условий работы и стимулирования; с распределением ответственности  между руководителями; с выбором  конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; с  организацией информационных потоков; выбором соответствующих технических  средств.

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации  хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование  стратегии и структуры организации  управления производством. В новых  условиях наметились основные тенденции  и концепции управления, предъявляющие  новые требования к организации  управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании  системы управления в целом и  организационной структуры в  частности как одной из важнейших  ее составляющих. Необходимость изменения  организационной структуры большинства  российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной  структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

Одним из основных факторов функционирования организационной  структуры являются внутрифирменные  коммуникации. Главной задачей коммуникационного  процесса является обеспечение понимания  и правильного восприятия  
передаваемой информации. Эффективно организованные коммуникации являются значительным конкурентным преимуществом.

 

2. Анализ организационной структуры фармацевтической компании ООО «Хелс-М» 

 

2.1 Общая  характеристика фармацевтической компании ООО «Хелс-М»

Основной деятельностью  фармацевтической компании ООО «Хелс-М» является продажа лекарственных препаратов, добавок к пище, гомеопатии, средств гигиены и санитарии и др.

ООО «Хелс-М» в своей деятельности руководствуется уставом, имеет статус юридического лица с момента государственной регистрации, действует в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

В настоящее время ООО «Хелс-М» является официальным дистрибьютором ведущих зарубежных фармацевтических компаний. Также ООО «Хелс-М» работает с лидерами российского рынка лекарственных средств. Компания входит в десятку ведущих фармацевтических дистрибьюторов России (в категории межрегиональные фармацевтические дистрибьюторы). Благодаря постоянным прямым партнерским отношениям с большинством российских и зарубежных производителей, компания обеспечивает своих клиентов высококачественной продукцией на выгодных условиях, свидетельством чего является постоянный рост продаж. Динамика объема продаж за 2002–2007 гг. представлена в приложении 5. Данные свидетельствуют о росте выручки с 2002 г. по 2007 г. на 240%.

На сегодняшний день ассортимент  ООО «Хелс-М» содержит около 5000 наименований продукции это лекарственные препараты, биологически-активные добавки, лечебная косметика и другая продукция, представленная в аптеках. Общие складские ресурсы компании составляют сегодня 15 тыс. кв. м. Динамика количества поставщиков ООО «Хелс-М» и объема складских остатков за 2005–2007 гг. представлены в приложении 6. В 2008 году была значительно расширена площадь головного склада компании, который обслуживает в первую очередь Москву и Московскую область, а так же пополняет товарный запас филиалов.

Кроме оптовой торговли ООО «Хелс-М» оказывает услуги покупателям по резервированию товара, бесплатной доставке медикаментов по Москве и другим городам, обеспечение рекламными материалами.

Стратегическая задача компании – развитие региональной сети филиалов и представительств. ООО «Хелс-М» активно осваивает региональные рынки, открывает филиалы, представительства. В настоящее время региональная сеть насчитывает более 15 региональных подразделений.

В целях расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж ООО «Хелс-М» принимает участие в крупных международных фармацевтических выставках, в совместных акциях, проводимых фирмами-производителями, направленных на продвижение товаров на фармацевтическом рынке.

На сегодняшний день рынок  фармацевтической продукции достаточно развит. В последние годы возникла тенденция к вытеснению с рынка  небольших предприятий. Сильными сторонами  в конкурентной борьбе ООО «Хелс-М» являются: налаженные взаимоотношения с поставщиками и покупателями, широкий ассортимент продаваемых товаров, хорошая репутация на рынке, наличие высококвалифицированного персонала, гарантия качества предлагаемой продукции. Однако есть и слабые стороны: узкая специализация компании; недостаточные знания рынков других областей (по номенклатуре и в целом); географическое удаление отдельных покупателей, что делает продукцию неконкурентоспособной из-за транспортных расходов; потребность в более сильных каналах сбыта услуг.

На сегодняшний день количество сотрудников в центральном офисе  ООО «Хелс-М» составляет более 800 человек, в числе которых менеджеры по продажам, которые осуществляют личные визиты к клиентам для более оперативного решения вопросов и подбора оптимальных условий работы.

Кадровая политика компании определяется во многом чертами современного молодого человека. Хорошее образование, знание современных методов работы, целеустремленность, готовность постоянно  совершенствовать свой профессиональный уровень, доброжелательность, взаимовыручка, чувство локтя и единой команды, при этом уважение к опыту, знаниям старшего поколения. Среди направлений кадровой политики: постоянное повышение квалификации менеджеров и правильный подбор профессионалов в финансово-правовой департамент, склад и транспортный отдел.

Своим сотрудникам ООО «Хелс-М» предоставляет высокие зарплаты, беспроцентные кредиты на личные нужды, оплату проезда, компенсирует часть затрат на аренду жилья. Проводятся тренинги с выдачей сертификата и предусмотрены всевозможные премии для инициативных сотрудников. В свою очередь компания надеется на то, что сотрудники будут удовлетворять таким условиям, как: надежность, обязательность, ответственность, позитивность во взглядах.

Таким образом, анализируя деятельность ООО «Хелс-М», можно сделать вывод о высокой экономической и финансовой стабильности, которые позволяют компании с большой уверенностью смотреть в будущее и постоянно продолжать наращивать свой потенциал.

2.2 Анализ  организационной структуры фармацевтической компании ООО «Хелс-М»

Под организационной структурой управления фармацевтической компании ООО «Хелс-М» понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Структура организации –  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей (планирование, мотивация, контроль и  другие), построенных таким образом, чтобы эффективно достигать целей  предприятия. Главной функцией организационной  структуры является координация  и контроль.

Во главе компании стоит  генеральный директор, ему подчиняется  коммерческий директор, который, в свою очередь руководит начальниками департамента оптовых продаж, департамента аптечных продаж, департамента закупок, департамента филиалов, департамента логистики, финансово-правового департамента.

1. Департамент оптовых  продаж осуществляет поставку  фармацевтической продукции по  регионам России.

2. Департамент аптечных  продаж обеспечивает поставки  фармацевтической продукции по  г. Москве и Московской области, а также в ряд регионов России.

3. Департамент закупок  обеспечивает снабжение товаром  и анализ рынков сбыта (отдел  закупок и отдел маркетинга).

4. Департамент логистики  обеспечивает транспортное, информационное  и хозяйственное обеспечение  (отделы информационных технологий, IT-обеспечения, склад, отдел приемки,  отдел экспедиции, транспортный, отдел  ВЭД, АХО, отдел строительства  и реконструкции, режима (охрана)).

5. Финансово-правовой департамент  обеспечивает экономическое, правовое  и документационное обеспечение  (юридический отдел, финансовый, бухгалтериия, касса, отдел кадров, отдел претензий, отдел сертификаций.

Таким образом, в рассматриваемой  организации применяется линейно-функциональная структура организации, которая  приведена в приложении 7. Организациям, применяющим данную структуру, свойственны  следующие достоинства и недостатки.

Достоинства:

1.   Эффективная работа в стабильных условиях.

2.   Простые решения принимаются быстро, так как они находятся в компетенции одной службы.

3.   Компания работает по четкой технологии, которая отличается «своим лицом», что в значительной степени обеспечивает конкурентоспособность.

4.   Штатная численность сбалансирована.

Недостатки:

1.   Управление построено строго по вертикали, не учитывая человеческий фактор.

Среди основных недостатков  действующей организационной структуры  ООО «Хелс-М» можно назвать следующие:

-               дублирование полномочий генерального директора и коммерческого директора;

-               недостаток контроля по всем звеньям цепочки в связи с многоуровневой системой подчинения;

-               высокий уровень затрат на заработную плату руководителей подразделений;

Информация о работе Организационные структуры управления