Организация маркетинговой деятельности на предприятии туристской отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Основная цель представленной работы - анализ организации маркетинга на предприятии туристской отрасли.
Достижение указанной цели обеспечивается в ходе решения следующих конкретных задач:
рассмотрение теоретических основ особенностей и сущности маркетинга в туризме;
исследования маркетинговой стратегии туристского предприятия «Отдых».

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ 4
2.1 Специфика и комплексный характер туристского маркетинга 4
2.2 Виды и цели маркетинговых исследований 8
2.3 Этапы проведения маркетинга 11
3. ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОТДЫХ" 15
3.1. Организационная структура и персонал турфирмы 15
3.2. Технология продаж 16
3.3. Методы стимулирования спроса 20
3.4. Оценка действующей стратегии фирмы 21
3.5. Анализ внешней и внутренней среды 25
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ «ОТДЫХ» НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ 30
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Сочинский государственный  университет

Экономический факультет

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли»

на тему:

«Организация маркетинговой деятельности на предприятии туристской отрасли»

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.10-ЭУ-1

Лямина А.В.

Проверил: к.э.н., доцент

Волков А.В.

 

 

 

 

Сочи – 2013

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 2

2. СУЩНОСТЬ  И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В  ТУРИЗМЕ 4

2.1 Специфика  и комплексный характер туристского  маркетинга 4

2.2 Виды  и цели маркетинговых исследований 8

2.3 Этапы  проведения маркетинга 11

3. ЭЛЕМЕНТЫ  МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ "ОТДЫХ" 15

3.1. Организационная структура и  персонал турфирмы 15

3.2. Технология продаж 16

3.3. Методы стимулирования спроса 20

3.4. Оценка действующей стратегии  фирмы 21

3.5. Анализ внешней и внутренней  среды 25

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ  «ОТДЫХ» НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ 30

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

6. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Туристская фирма «Отдых» работает на рынке туристских услуг шесть  лет. Характер ее деятельности свидетельствует  о том, что лишь узкая специализация  и доскональное знание какого-либо определенного направления позволяют добиться серьезного успеха.

В последние годы данная турфирма заметно выросла. К традиционным маршрутам добавились новые, не менее качественные, которые быстро стали популярными.

Проблемам, касающихся маркетинговых  исследований в туристской отрасли в настоящее время уделяется значительное внимание. Им посвящены работы таких авторов, как Ефремовой М.В.1 , Моисеевой Н.К.2 и многих других.

Основная цель представленной работы - анализ организации маркетинга на предприятии туристской отрасли.

Достижение указанной цели обеспечивается в ходе решения следующих конкретных задач:

  • рассмотрение теоретических основ особенностей и сущности маркетинга в туризме;
  • исследования маркетинговой стратегии туристского предприятия «Отдых».

Решение поставленных задач непосредственно связано с необходимостью выработки конкретных практических рекомендаций по обозначенной проблематике.

Практическая значимость работы определяется, прежде всего, новизной поставленных проблем, степенью их разработанности. Это позволяет автору использовать результаты своего исследования в дальнейшей практической деятельности.

 

2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ

2.1 Специфика  и комплексный характер туристского  маркетинга

Маркетинг - это деятельность по продвижению  товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - это более широкое понятие, чем деятельность по продаже и рекламе. Деятельность по продаже и рекламе - лишь некоторый аспект маркетинга.

Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи  и послепродажного обслуживания. Маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю.

Маркетинг в любой организации - это управленческая деятельность по планированию и выполнению принятых решений, связанных с производством и продажей определенных товаров и услуг с целью удовлетворения нужд определенной группы людей, поставивших перед собой конкретную цель. Маркетинг является стандартом жизни общества.

Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг.

Необходимость в проведении мероприятий  по маркетингу определяется:

  • существованием свободной конкуренции между организациями;
  • возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
  • хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
  • целями организации, которые могут быть выражены в измеримых выражениях.

Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации  в условиях свободной рыночной конкуренции  при наличии относительной свободы  выбора для покупателей.

Маркетинговая деятельность направлена:

  1. на маркетинговый анализ и планирование с последующим выявлением групп потенциальных покупателей;
  2. производство товаров или предоставление соответствующих услуг для этих целевых групп;
  3. координацию деятельности организации по достижению наиболее выгодной позиции на рынке;
  4. на определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями.

Итак, маркетинг - это стратегическая философия фирмы, устанавливающая, какие товары и услуги и для какой группы потребителей должны быть произведены3.

Маркетинг определяет цели и оценивает  их достижение, координируя таким  образом деятельность предприятия. Маркетинг устанавливает дисциплину внутри организации через постановку целей и проведение контроля по обеспечению ее эффективного функционирования.

Важнейшей задачей управления маркетингом  является воздействие на уровень, время  и характер спроса на одном или  нескольких целевых рынках предприятия. Наиболее эффективное управление спросом требует от организации ориентации на потребителя и систематического применения технологий и инструментов маркетинга.

Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.

Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

Туристский продукт - это совокупность вещественных (физических товаров) и  невещественных (в форме услуг) потребительских  стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей:

  • тура (туристская поездка по определенному маршруту);
  • туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия)
  • и товаров - предметов потребления.

Туристские услуги имеют следующие отличительные характеристики:

  1. Неспособность к хранению. Места в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса в данный момент не могут быть складированы с целью их продажи в будущем. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.
  2. Неосязаемость услуг. Для оценки турпродукта нет мерных величин: невозможно иметь представление о качестве продукта до его покупки и потребления. В связи с этим особую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы на рынке, престижность ее товаров (услуг).
  3. Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения).
  4. Значительная статичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так как их невозможно перенести в другое место).
  5. Несовпадение во времени факта продажи туруслуги и ее потребления. Покупка товаров (услуг) туризма производится за недели или за месяцы до начала их потребления. В этом случае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющая наглядную информацию о покупаемом турпродукте и позволяющая создать ощущение выгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большое значение на стадии продажи турпродукта придается степени достоверности информации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта его цене).
  6. Территориальная разобщенность потребителя и производителя на туристском рынке. Важны мероприятия по информированию и рекламе на более широком (международном) уровне.
  7. Покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

Свои специфические особенности  имеют также производители и  потребители туристских услуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимости от конъюнктуры, дохода, уровня образования, рекламы, цены. Оценка качества туруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителя оказывают внешние факторы или лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (местные жители, другие отдыхающие, участники тургруппы, члены семьи).

Туристский маркетинг адресован  не только «конечным потребителям» - туристам, но и промежуточным инстанциям - турагентствам, партнерам, общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированию туризма.

К особенностям производителей туруслуг можно отнести такие отличительные свойства, как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом. Эта связь особенно видима в долгосрочной перспективе, отражающей композитный характер турпродукта: рентабельность транспортных компаний зависит от загрузки и качества средств размещения, а их выживаемость на рынке определяется качеством достопримечательностей и степенью посещаемости данного направления.

В коротком периоде в разработке своих маркетинговых программ различные поставщики туруслуг не учитывают интересы друг друга. Практика показывает преобладание в разработке маркетинговых стратегий именно такой краткосрочной ориентации.

Производители в туризме - это значительное количество независимых и различных  по профилю и специализации тур-предприятий (туроператор, турагентство, гостиница, ресторан, турбюро) с различными целями.

Здесь различают несколько уровней  маркетинга: предприятий, общественных организаций и государственных  органов. Туризм — сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, поэтому для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций сферы туризма.

2.2 Виды  и цели маркетинговых исследований

Маркетинговые исследования имеют существенное значение для определенной фирмы в процессе систематического сбора и анализа информации с целью выявления угроз, слабых и сильных черт и возможностей туристского рынка, а также с целью выработки соответствующей маркетинговой стратегии для успешного ведения бизнеса.

Исследования, проводимые в туризме, обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений менеджерами туризма. Исследования позволяют выявить:

  • проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса;
  • причины возникновения проблем и возможные пути их разрешения;
  • будущие тенденции на туристском рынке.

Исследования также позволяют:

  • увидеть новые возможности;
  • определить эффективные пути ведения бизнеса;
  • лучше понять запросы рынка и снизить вероятность риска в соответствии с изменениями, которые постоянно там происходят.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на предприятии туристской отрасли