Организация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс сбыта продукции. Важнейшими задачами отделов сбыта является наблюдение за своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции, ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю. Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Производство: ресурсы, факторы, тенденции………………………………………………..5
Ресурсы и факторы производства…………………………………………………5
Сущность производства……………………………………………………………7
Уровни производства. Разделение труда………………………………………….8
Типы, тенденции и общие проблемы производства……………………………...8

Глава 2. Экономическая организация производства………………………………………………….10
Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов……...10
Оптимальный выбор……………………………………………………………...12
Анализ графика производственных возможностей…………………………….13
Проблемы альтернативных и предельных затрат………………………………15

Глава 3. Производство экономических благ…………………………………………………………18
Производство. Производственная функция……………………………………….18
Производство с одним переменным фактором. Предельная производительность факторов производства……………………………………………………………..20
Заменяемость факторов производства…………………………………………….22
Прямая равных издержек. Правило минимальных издержек……………………23
Производство с двумя переменными факторами. Правило максимизации прибыли……………………………………………………………………………..24
Влияние технического прогресса на выпуск фирмы……………………………..25

Глава 4. Издержки производства……………………………………………………………………...27
Определение издержек производства……………………………………………27
Виды издержек…………………………………………………………………….31
Отдача от масштаба и издержки производства…………………………………35
Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы………………………...37
Распределение прибыли…………………………………………………………..40

Список……………………………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

ekonomika.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим случай неизменной отдачи от масштаба производства. Такая отдача имеет место, если фирма увеличивает объем производства, используя традиционные, широко применяемые технологии, оборудование, материалы, рабочую силу данной квалификации. Другими словами, фирма увеличивает объем используемых ресурсов при неизменном их качестве. Удвоение выпуска получают благодаря удвоению объемов потребляемых ресурсов. Затраты на производство единицы продукции остаются прежними.

Неизменная отдача от масштаба производства имеет место в условиях эволюционной формы технического прогресса, когда в применяемые технику и технологии вносятся частичные изменения, улучшения осуществляются столь медленно, что производство насыщается, по сути, традиционной техникой. Такой путь развития называют преимущественно экстенсивным.

Положительный эффект роста масштабов  производства сопровождается снижением  средних общих затрат и получением экономии от производства продукции. По мере увеличения масштабов производства и размеров предприятия затраты многих ресурсов на единицу изделия уменьшаются. Так, увеличение числа работников позволяет повысить уровень специализации труда. Каждый работник выполняет конкретную функцию, операцию, его квалификация соответствует характеру и сложности выполняемой работы. На небольших предприятиях квалифицированные работники выполняют различные задания, в том числе и такие, которые требуют невысокой квалификации, что приводит к росту издержек предприятия на рабочую силу. Высокая специализация труда на крупных предприятиях позволяет уменьшить потери рабочего времени, в противном случае часть времени расходуется на переход от одного вида деятельности к другому.

Аналогичные результаты обеспечиваются специализацией труда управленческого персонала. На крупных предприятиях имеется возможность использовать специалистов, занимающихся только сбытом, маркетингом, финансами и т.д. На малых предприятиях нередко один работник выполняет функции названных специалистов, эффективность его труда снижается. Затраты на содержание административного персонала уменьшаются на крупном предприятии, где один руководитель регулирует труд, например, 30 работников, и увеличиваются на сравнительно небольшом предприятии, где администратор контролирует труд 10 — 15 работников.

В настоящее время только крупные  фирмы могут купить и эффективно использовать высокопроизводительное специализированное оборудование, позволяющее производить продукцию высокого качества с наименьшими затратами капитала. Малые предприятия вынуждены использовать или менее производительное оборудование или полностью не использовать мощности высокоэффективной техники, что вызывает увеличение затрат капитала на единицу изделия.

Из отходов производства крупные  предприятия нередко производят так называемые побочные продукты, т.е. дополнительную продукцию; мелкие производители не располагают возможностями эффективной утилизации отходов.

Таким образом, в условиях положительного эффекта масштаба производства увеличение объема применяемых ресурсов, например, на 20% приводит к более чем пропорциональному увеличению выпуска продукции на 30 или более процентов. В результате средние общие издержки снижаются, и возникает экономия. Экономия на затратах является одним из источников экономической прибыли фирм. Наличие ее делает продукцию крупных фирм более конкурентоспособной, а положение фирмы на рынке стабильным и устойчивым.

Подобный результат получают при  использовании более качественных, по сравнению с уже применяемыми, ресурсов: новейших технологий и принципиально новой техники, более квалифицированной рабочей силы, новых материалов, лучшей организации труда и производства, т.е. революционной формы технического прогресса, и имеет место преимущественно интенсивный тип развития.

Положительный эффект масштаба проявляется в различных отраслях неодинаково. В одних средние общие издержки уменьшаются при расширении масштабов производства до объемов, удовлетворяющих рыночный спрос, и возникает естественная монополия — единственная крупная фирма, способная удовлетворить существующие потребности при минимальных средних общих затратах. Поэтому целесообразно, чтобы одна такая фирма, а не несколько мелких, поставляла газ, воду, энергию и оказывала другие услуги населению среднего и даже крупного города. Наличие положительного эффекта масштаба производства является причиной существования естественных монополий и отраслей с высоким уровнем концентрации производства.

Однако расширение производства сопровождается снижением средних общих издержек лишь до некоторого конкретного объема. Дальнейшее увеличение выпуска вызывает повышение издержек производства на единицу продукции. Например, затраты ресурсов увеличиваются на 20%, а выпуск — на 15 %, Возникает отрицательный эффект масштаба. Причины его это, во-первых, снижение эффективности взаимодействия подразделений фирмы, вызванное трудностями принятия рациональных решений. В крупных фирмах разрастается аппарат управления, увеличивается объем информации, которую необходимо оперативно анализировать, приходится контролировать динамику нескольких десятков и даже 200—300 параметров деятельности, анализировать важнейшие связи и зависимости. Возникают проблемы обмена информацией между подразделениями и принимаемые решения могут противоречить друг другу. Во-вторых, затрудняется контроль над выполнением решений, в подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом.

С появлением отрицательного эффекта  масштаба средние общие издержки начинают расти, что вызывает уменьшение экономической прибыли, если фирма ее получала, или появление убытков. Поэтому чрезвычайно важно определить объем производства, при котором издержки на единицу изделия минимальны. Чтобы обеспечить дальнейшее увеличение выпуска и снижение затрат, необходимо внедрять новейшие технологии и технику, организацию производства и управления.

 

4.4. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы

 

Валовой доход фирмы представляет собой выручку от реализации произведенных продукции и услуг. Доход зависит от двух параметров: от объема продукции и уровня цен.

На рынке совершенной конкуренции  фирма реализует любое количество продукции по цене, заданной рынком, поэтому валовой доход TR = QP. Если построить график валового дохода, то это будет прямая линия, восходящая из начала координат. Средний доход фирмы определяется на единицу продукции TRIQ. Но так как каждая единица продукции на рынке совершенной конкуренции продается по цене Р, то средний доход фирмы равен ее величине.

Рис. 2.5 Валовой доход совершенно конкурентной фирмы

 

Любую дополнительную единицу продукции  на таком рынке фирма продает  по одной и той же цене и предельный доход — доход, полученный от продажи  дополнительной единицы продукции, равен цене товара. Если дополнительно производится Q  изделий, то предельный доход также равен цене товара:

 

                                                                  

                                                                 

На рынке несовершенной конкуренции  — чистой монополии, олигополии — в приведенные определения дохода необходимо внести уточнения. Так, чтобы реализовать больший объем продукции, чистый монополист вынужден снижать цену.

Цена становится переменной величиной, зависящей от объема продаж. Поэтому  валовой доход TR = P(Q)Q. Если воспользоваться фактическими данными об объемах продаж и ценах на продукцию чистого монополиста, то можно построить кривую валового дохода типичного монополиста. Она выглядит так, как показано на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Валовой доход чистой монополии

 

Обычно монополист увеличивает выпуск до объема Q*, т.е. до тех пор, пока с расширением производства растет валовой доход. Средний доход монополиста равен отношению валового дохода к величине выпуска TR/Q. Он, собственно, определяет среднюю цену, по которой реализуется продукция, так как, увеличивая объем продаж, монополист изменяет (снижает) цену, и она не является величиной постоянной.

Предельный доход монополиста  представляет дополнительный доход, получаемый от продажи еще одной дополнительной единицы продукции. Нередко фирма увеличивает объем производства не на единицу продукции, а на некоторое ее количество Q. Тогда прирост дохода составит [P(Q)Q]. Предельный доход от производства дополнительной единицы продукции определяется суммой двух слагаемых. Первое равно цене изделия, по которой продают дополнительную единицу продукции. Но так как монополист вынужден снижать цену, чтобы продать больше продукции, то по этой более низкой цене приходится продавать не только дополнительную единицу продукции, но и все изделия. Отношение  Р/Q характеризует среднее снижение цены, а уменьшение валового дохода на весь

объем производства за счет снижения цены равно Q---- . На эту величину уменьшается предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции. Поэтому величина предельного дохода составляет:

 

                                                                               

 

Отсюда следует важный вывод: для  чистого монополиста предельный доход всегда меньше цены, по которой  продается любая дополнительная единица продукции. Бели зависимость спроса от цены и предельного дохода от объема выпуска линейна, т.е. линии спроса и предельного дохода — прямые, то линия предельного дохода всегда располагается ниже линии спроса.

Приведенные определения дохода применимы  для олигополистической фирмы, а также для монополистически конкурентной фирмы.

Одним из важных в рыночной экономике  является понятие экономической, или чистой, прибыли. Экономическая прибыль представляет собой превышение валового дохода над валовыми издержками фирмы — внутренними и внешними. На единицу изделия экономическая прибыль равна разности цены и средних валовых издержек фирмы. Необходимо обратить внимание, что в повседневной практике с часто употребляемым термином «прибыль» обходятся вольно, вкладывая в него различный смысл.

При всей простоте определения экономической  прибыли ее следует отличать от нормальной прибыли или предпринимательского дохода. В экономической теории нормальная прибыль, присваиваемая предпринимателем, поскольку его предпринимательские способности используются в данном предприятии, процент на капитал и экономическая рента, независимо от того, являются ли они внутренними или внешними платежами фирмы, представляют собой издержки производства. Согласно рыночной теории, все факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательские способности — создают новую стоимость, а ее конкретные формы: заработная плата, процент, рента, предпринимательский доход — представляют собой доходы собственников этих факторов.

В марксистской теории прибыль промышленного капиталиста, которая распадается на предпринимательский доход и ссудный процент, если последний в своей деятельности использовал заемные средства; торговая прибыль капиталиста, использующего свой капитал в торговле; ссудный процент, получаемый банкиром, а также рента, присваемая земельным собственником, не включаются в капиталистические издержки производства, представляют собой нетрудовые доходы, являющиеся результатом эксплуатации наемных работников. Термин «доход» здесь употребляется в ином, чем в современной рыночной экономике, смысле. Согласно трудовой теории стоимости К. Маркса, новая стоимость создается только трудом и источником предпринимательского дохода, процента, торговой прибыли, ренты является прибавочная стоимость, создаваемая трудом рабочих, крестьян, всех трудящихся.

Экономическую прибыль в рыночной экономике можно сравнить с таким  понятием марксистской политической экономии, как избыточная прибыль. Но объясняется происхождение экономической прибыли в современной теории и избыточной прибыли в марксистской теории по-разному. Избыточная прибыль у К. Маркса представляет собой форму избыточной прибавочной стоимости, которую получает капиталист, внедряющий новую технику, технологии и т.п., что позволяет снизить затраты на производство единицы продукции. Они оказываются ниже общественно необходимых затрат, определяющих рыночную стоимость и цену товара. Реализуя товары по рыночным ценам при более низких, чем у других производителей, издержках, фирма получает избыточную прибыль. Но источником ее является труд наемных работников.

Происхождение экономической прибыли  западные экономисты объясняют по-разному. Широко известна точка зрения

австрийского экономиста Иозефа Шумпетера, который считал, что прибыль появляется тогда, когда предприниматель внедряет новые технологии и технику, создает новые модели изделий, успешно внедряет в производство новые формы организации производства и стимулирования труда, обеспечивая возрастающие объемы продаж, снижение издержек и, как результат, получение экономической прибыли.

Американский экономист Фрэнк  Найт происхождение экономической прибыли объясняет существованием риска и неопределенности в деятельности предпринимателей в рыночной экономике. Поскольку никто не может с уверенностью предсказать, как сложится спрос и предложение даже в ближайшей перспективе, например, на акции некоторой компании, то купив акции этой компании сегодня, вы можете хорошо заработать завтра, т.е. получить прибыль, когда курс акций начнет быстро расти. Или непредвиденный рост цен на пшеницу может увеличить ваши прибыли сегодня, если, конечно, вы не продали ее по более низкой цене вчера.

Следующая точка зрения определяет экономическую прибыль как монопольный доход. Она, как и другие объяснения происхождения экономической прибыли, имеет право на существование. Бели сравнить цену, устанавливаемую под влиянием факторов спроса и предложения на различных рынках — рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, то, как будет показано в следующей лекции, самая высокая цена на продукт устанавливается на рынке чистой монополии и самая низкая — на рынке совершенной конкуренции. Во многих странах государство регулирует деятельность монополий, цены на продукцию и услуги, что уменьшает прибыли монополистов. Но сказанное не означает, что монополия всегда получает экономическую прибыль. Если средние валовые издержки окажутся выше цены монопольно произведенного продукта, то монополист несет убытки.

Информация о работе Организация производства