Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Первые элементы экономической науки, имевшие форму отдельных высказываний, философских умозаключений по поводу хозяйствования, стали известны в период IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Появление же экономической теории как сложившейся, зрелой науки относят к XVIII в., связывая этот факт с возникновением «классического» направления в исследованиях, обозначенных, в первую очередь, работами английских экономистов. Представитель Древней Греции Ксенофонт среди прочих научных трудов оставил нам «Экономикос» (IV век до н.э.). Сложное греческое слово, составленное из двух: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) дало название новой науке.
Возникновение каждой экономической науки, дисциплины связано с тем, что данное направление исследований выбирает в экономической действительности определенную область, некий «пучок проблем», фокусируя на нем свое внимание. Данный «пучок» получает статус предмета научного направления.

Файлы: 1 файл

Основные эканомики.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Вклад Д. Кейнса в развитие экономической науки можно кратко обобщить в следующих положениях. Во-первых,

обоснование ограниченности прежних теоретических подходов, фиаско стихийной рыночной экономики, углубленный анализ психологии потребителя: чем выше доходы, тем выше склонность к сбережению и ниже -- к потреблению. Во-вторых, создание теории «эффективного  спроса». Кейнс выявил роль мультипликатора  и доказал необходимость стимулирования спроса путем инвестирования. В-третьих, обоснование необходимости макроэкономического  подхода и государственного регулирования  рыночной экономики.

Последователи Кейнса (Хансен, Харрис, Харрод, Домар) дополнили его  положения концепцией акселератора, теорией встроенных стабилизаторов, признанием ведущим фактором экономического роста научно-технического прогресса.

В настоящее время существует множество школ и направлений  экономической теории. Но все их можно разделить по главному критерию -- роли государства в рыночной экономике. Так, кейнсианское и неокейнсианское  направления объединяют сторонников  государственного регулирования рыночной экономики. Другие направления (монетаризм, экономика предложения) образуют движение под девизом: «Назад к Смиту». Представители  этого направления различаются  своими концепциями, но объединены одинаковой исходной постановкой: государственное  регулирование влечет отрицательные  последствия, так как только свободный  рынок обеспечивает эффективность  производства, освобождает и стимулирует  инициативу и энергию предпринимателей. При этом монетаристы (Фридман) предлагают ограничить роль государства контролем  за уровнем инфляции. Сторонники экономики  предложения (например, Лаффер) оставляют  за государством лишь налоговую политику.

Ряд исследователей в частности, американские экономисты и социологи  Торстейн Вёблен (1857-1929) и Джон Кеннет Гэлбрейт (родился в 1908) полагают, что в первую очередь - его важнейшими институтами, или установлениями. Отсюда и название основанного Вебленом теоретического направления - институционализм.

Социальные институты  вообще (от лат. institutum - установление, учреждение) - это те или иные исторически  сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные  формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, * любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); * бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты); * государство, армия, суд, партии (политические институты); * наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты, по словам Чаадаева, "создают и  воспитывают народы". Поэтому  от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации, профсоюзы  и другие.

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской -- Н.Т.), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы. Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных представителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция») Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидер монетаристов Милтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла. Последовавший за этим рост влияния и популярности монетаризма, особенно в США и Великобритании, где он был принят в качестве основной теории при разработке экономической политики, связан с обострением инфляционных процессов и их воздействием на состояние экономики. За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы. Значительное влияние на формирование монетаристской теории оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд западных исследователей считает «реабилитацию» денег в системе экономических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона в основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршалла, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филлипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции -- сбережения -- труд -- деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов. В конце 60-х годов М. Фридмен реформировал количественную теорию денег, основываясь на существующих разработках (транзакционном варианте И. Фишера, кембриджской версии наличных остатков, доходном варианте И. Фишера и К. Снайдера). Ее основная идея состоит в признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен. По мнению Фридмена, «деньги имеют значение для динамики цен», и, что важно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов». Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям: 1) количественная теория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен, 2) для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством, 3) анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги. Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов. В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов. Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика -- это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики. Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние, как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него -- и хозяйственными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конструкция и ее роль в экономике. Ценовая и неценовая конструкция.

  Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

   В качестве средств  в конкурентной борьбе для  улучшения своих позиций на  рынке компании используют , например , качество изделий, цену, сервисное  обслуживание, ассортимент, условия  поставок и платежей, информацию  через рекламу.

   Современная рыночная  экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых  и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы  правовых норм бизнеса, и объединяемых  единым понятием - рынок.

   По определению  рынок - это организованная структура,  где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия  спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители  могут купить по определенной  цене) и предложения производителей (предложение - это количество  товара, которое производители продают  по определенной цене) устанавливаются  и цены товаров, и объемы  продаж. При рассмотрении структурной  организации рынка определяющее  значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе  обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо  товар. Это количество производителей  и потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Рынок представляет собой  определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.

Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов пред­полагает  наличие конкуренции, экономического соперничества произ­водителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос кон­курентности в экономике  — это вопрос, в каком количестве пред­ставлены на рынках различных  товаров и услуг независимо действу­ющие производители и потребители, а  также вопрос степени свободы  их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное  ценообразование, конкуренцию принято  считать столпами рыночной системы.

В современных условиях рынки  с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести "четвероногого  друга" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привы­чками, рекомендациями по уходу  за собаками. Вместе с тем не сущес­твует  собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет  спорить с тем, что между бульдогом  и пуделем существует разница? Поэтому  будущему вла­дельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы. Человеку, стремящемуся разобраться  в экономике, необходимо понять устройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типах  конкуренции. Каждый из нас выступает  в роли покупателя, большинство из трудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), неко­торые из нас — в  роли предпринимателя. Знание условий  конкурен­ции поможет лучше оценить  собственные возможности и шансы, про­гнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернатив­ные  варианты поведения.

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным  иммунитетом против устремлений  ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие  на рынке только одного субъекта в  роли, например, продавца — такое  явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое  проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это  в значительной мере является новой  и довольно серьезной проблемой.

Итак, в своей работе я  намерен выяснить сущность и значение конкуренции в экономической  системе, ее типы (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а также  деятельность государства по регулированию  конкуренции.

 

1         Сущность конкуренции

 

В повседневной жизни мы все  чаще встречаем   слова:   "конкуренция",   "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены  до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и  охватывает все аспекты рынка  любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются  и т.д.).

Конкурентность рынка  определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные  влиять на рынок, то есть на условия  реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные  фирмы влияют на рынок, где они  реализуют свою продукцию тот  более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует  так много фирм, что любая из них в частности никак не может  повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой  рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в  условиях целиком конкурентного  рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы  имеют возможность влиять на условия  реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут  между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория  явным образом противоречивая. С  одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором  участники (фирмы) не ведут между  собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком  конкурентным. Больше того, чем более  сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к  целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции  выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это  большое благо (между прочим, эта  точка зрения есть характерной для  современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка  и порождая монополию – большое  зло для экономики. Где правда?

Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических отношений  между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество  за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как  и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке  хозяйствующие субъекты достигают  в результате получения ними экономической  самостоятельности. То есть, если они  получают право владения, пользование  и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность  порождает стремление выделяться среди  равных, доказать свои преимущества, утвердить  свое господство, обеспечить себе более  выгодное положение, большая прибыль  и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными  хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и  получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать  как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это  жестокий и конфликтный метод  взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих  целей возможное лишь за счет поражения  интересов других деловых людей.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории