Основные этапы развития экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Первые элементы экономической науки, имевшие форму отдельных высказываний, философских умозаключений по поводу хозяйствования, стали известны в период IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме и Греции. Появление же экономической теории как сложившейся, зрелой науки относят к XVIII в., связывая этот факт с возникновением «классического» направления в исследованиях, обозначенных, в первую очередь, работами английских экономистов. Представитель Древней Греции Ксенофонт среди прочих научных трудов оставил нам «Экономикос» (IV век до н.э.). Сложное греческое слово, составленное из двух: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) дало название новой науке.
Возникновение каждой экономической науки, дисциплины связано с тем, что данное направление исследований выбирает в экономической действительности определенную область, некий «пучок проблем», фокусируя на нем свое внимание. Данный «пучок» получает статус предмета научного направления.

Файлы: 1 файл

Основные эканомики.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

Суть конкуренции проявляется  и в том, что она. с одной  стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет  великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две  стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении  цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

Непременным условием конкуренции  есть независимость субъектов рыночного  отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость  проявляется, во-первых, в возможности  самостоятельно принимать решение  о производстве или купле товаров  или услуг; во-вторых, в свободе  выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций  общественного производства в условиях рынка.

2         Функции конкуренции.

 

   Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в  борьбе, предприниматель должен  предлагать изделия, которые предпочитает  потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

   Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция  означает шанс и риск одновременно:

   -предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует технический  прогресс;

   -предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы  к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход  среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом. Это отвечает господствующему  в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля.   Конкуренция  ограничивает и контролирует экономическую  силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

   - технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);   

   - предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

   В соответствии  с руководящим принципом оптимальной  интенсивной конкуренции благоприятные  условия для нормального функционирования  соперничества появляются тогда,  когда имеют дело с "широкой"  олигополией с "умеренной"  индивидуализацией продукции. "Узкая"  олигополия с сильной индивидуализацией  продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

   В каждой рыночной  экономике существует опасность  того, что участники конкурентной  борьбы попытаются уклониться  от обязательных норм и риска,  связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о  ценах или имитации товарных  знаков. Поэтому государство должно  издавать нормативные документы,  которые регламентируют правила  конкурентной борьбы и гарантируют:

   - качество конкуренции;

   - само существование  конкуренции;

   - цены и качество  изделий должны быть в центре  внимания конкуренции;

   - предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

   - защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

-          ограниченная по времени патентная  защита (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.

 

3         Основные модели рынка                     

 

   В зависимости от  соотношения между количеством  производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

1.   Чистая конкуренция  являет собой ситуацию когда  на рынке присутствует большое  количество самостоятельных производителей  некоторого однородного товара  и масса обособленных потребителей  данного товара. Чистую, или свободную,  конкуренцию принято еще называть  совершенной конкуренцией, а три  других типа — объединять назва­нием  несовершенная конкуренция. Последний  термин принадлежит англичанке  Джоан Робинсон (книга "Экономика  несовершенной кон­куренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей  теории несовершенной конкуренции.

2.   Огромное число  обособленных потребителей и  малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией,  и порождает, так называемую, несовершенную  конкуренцию.

3.   Предельным случаем  является монополия. В этом  случае массе потребителей противостоит  единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех  потребителей. Когда рынок представлен  относительно большим числом  производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят  о монополистической конкуренции  .

4.   Существует также  чистая монополия. В этом случае  на рынке присутствует только  один производитель товара и  множество потребителей.

   Рассмотрим подробнее  основные из вышеперечисленных  рыночных структур.

 

 

 

 

 

 

  1. Задача .

Допустим , что в мире есть три наиболее богатых коллекционера  марок, охотящихся за уникальной маркой. Все три оставшихся экземпляра марки  у вас. Вы оценеваете спрос следующим  образом: Жан готов купить марку  за 5000 долл., Иван – за 4000 долл., а  Джон – за 3000 долл.

Постройте шкалу спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учеб. Пособие. - М.: Юрайт, 2004, 60-68 с.

2. Зыкова В.П. Экономика. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2008, 20-28 с.

3. Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учебник  для студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям  и направлениям / Под ред. А.Г.  Грязновой и А.Ю. Юданова. 4-е  изд. - М.: ИТД «Кно-Рус», 2007 , 12-21 с.

4. Носова С.С. Экономическая  теория. Учебник для вузов. - М.: Владос, 2004, 12-15 с.

5. Зыза В.П. История экономических  учений. - Краснодар, 2005, 20-45 с.


Информация о работе Основные этапы развития экономической теории