Основные пути увеличения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы, целью которой является разработка путей увелиения прибыли предприятия.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и функции прибыли;
- рассмотреть теоретические аспекты формирования балансовой прибыли и
методы ее планирования;
- определить пути увеличения прибыли на предприятии;
- провести анализ формирования и эффективности использования прибыли
ООО «Лакомка»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты формирования и использования прибыли на
предприятии, пути увеличения прибыли …………………………………6
1.1. Экономическая сущность и функции прибыли ……………………...6
1.2. Теоретические аспекты формирования балансовой прибыли и
методы ее планирования……………………………………………...11
1.3. Пути увеличения прибыли на предприятии…………………………19
2. Анализ формирования и использования прибыли ООО «Лакомка»…..22
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………….22
2.2. Анализ формирования прибыли ООО «Лакомка»…………………..23
2.3. Анализ эффективности использования прибыли ООО «Лакомка»..27
3. Пути увеличения прибыли ООО «Лакомка»…………………………….32
3.1. Разработка мероприятий по увеличению прибыли предприятия….32
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………..35
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая Пути увеличения прибыли на предприятии (МАП) 2011.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. [3, c. 115]

Экономическая нестабильность, монопольное  положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.

Рассматривая прибыль как экономическую  категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то по крайней  мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как  свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

- первый источник образуется  за счет монопольного положения  предприятия по выпуску той  или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

- второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он  касается всех предприятий. Эффективность  его использования зависит от  знания конъюнктуры рынка и  умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

- третий источник проистекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов  хозяйственной деятельности предприятий  любой формы собственности [18, c. 67].

 

   1.2. Теоретические  аспекты формирования балансовой  прибыли и 

           методы ее планирования

Различают прибыль бухгалтерскую  и экономическую.

Экономическая прибыль – это разница между  выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

В бухгалтерском  смысле прибыль – это разница  между общей выручкой и внешними издержками.

В бухгалтерской практике различают  и в процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая  прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Чистая прибыль  – прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между  балансовой прибылью и величиной  уплаченных в бюджет налогов из прибыли.

Льготируемая прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.

Налогооблагаемая прибыль –  прибыль, подлежащая налогообложению  по установленным ставкам Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.  

Балансовая  прибыль включает три укрупненных  элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций (рис.1).[2, c.78]

Рассмотрим  подробно все составные части  балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это  финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в сто уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.[2, c. 89]

Выручка принимается  в расчет без налога на добавленную  стоимость и акцизов, которые, являясь  косвенными налогами, поступают в  бюджет.

 

 

Балансовая 

прибыль

   

       

Прибыль от реализации продукции,

работ и услуг

 

Прибыль от прочей реализации

 

Внереализационные финансовые результаты

       

Объем продажи продукции

 

Прибыль от продажи товарно-материальных ценностей

 

Прибыль от долевого участия  в деятельности совместных предприятий

Структура товарной продукции

 

Прибыль от реализации продукции  подсобных хозяйств

 

Прибыль от сдачи в  аренду основных средств и земли

Цены реализации

 

Прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов

 

Пени и штрафы, полученные и уплаченные

       

Убытки от списания дебиторской  задолженности

       

Убытки от стихийных  бедствий


 

Рис. 1. Формирование балансовой прибыли

 

 

Состав затрат на производство и  реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и пр.[2, c. 102]

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это  финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Резервом увеличения балансовой прибыли  может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. [5, c.116]

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги.

Финансовые результаты от внереализационных  операции это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

Схема формирования и распределения прибыли показана на рис. 2.[9, c.112]

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов

Себестоимость продукции (работ, услуг)

       

Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

+

Прибыль от прочей реализации

+

Внереализационные прибыли, убытки

       

Балансовая (валовая) прибыль 

Сумма корректировок  по доходам, исключаемым при расчете  основного налога на прибыль

       

Налогооблагаемая прибыль  с учетом льгот

х

Ставка, %

=

Сумма налога на прибыль

         

Балансовая прибыль

Налоги и другие обязательные платежи

       

Накопление

 

Чистая прибыль

 

Потребление


 

Рис. 2. Формирование и распределение прибыли предприятия

 

При рассмотрении прибыли как конечного финансового  результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом.

Облагаемая  прибыль уменьшается на сумму  прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства.

С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается  на суммы, направленные:

• научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, которые устанавливаются Правительством РФ;

• предприятиями  на проведение НИОКР, а также в  Российский фонд технологического развития, но не более 10% суммы налогооблагаемой прибыли.

Оставшаяся  после уплаты налогов часть представляет собой остаточную прибыль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов; развития науки и техники, социального развития, материального поощрения.

Таким образом, в условиях перехода к рынку и  в его дальнейшем становлении прибыль является основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия.

Важнейшим вопросом управления процессом  формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Планирование  прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль. [7, c. 77]

Информация о работе Основные пути увеличения прибыли на предприятии