Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:51, курсовая работа
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Таким образом, вопросы эффективности деятельности предприятия в любое время остаются актуальными.
Целью данной курсовой работы является изучение эффективности функционирования предприятий в условиях рыночной экономики.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение особенностей
и механизма функционирования
предприятий в условиях
- изучение и анализ эффективности деятельности конкретного предприятия и выявление путей ее повышения.
Объектом исследования является ЗАО «Союзлесмонтаж». Предметом исследования является эффективность деятельности предприятия.
Теоретической основой исследований явились труды российских специалистов в области экономики. В зависимости от решаемых задач использовались экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный методы, методы экономического анализа.
Совокупность методов
Термин «предприятие»
Предприятие — обособленная целостная система технологических, социальных, и экономических отношений, выступающая в качестве хозяйственной единицы — производителя продаваемых потребителям продуктов и услуг.
Из вышеприведенных
- комплекс средств производства,
обладающих технологическим
- коллектив людей, связанный
определенными социально-
- целостную микроэкономическую
систему с завершенным
Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельность). [13; с. 10-11]
Полная экономическая свобода (самостоятельность), на базе частной собственности, проявляется в следующем:
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
• возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
• обеспечения обороноспособности государства;
• простого и расширенного воспроизводства;
• развития национальной науки и ускорения НТП;
• повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
• развития медицины, образования и культуры;
• решения проблемы занятости;
• решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты. [9; с. 3-4]
Основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Однако, не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Основными принципами работы предприятия являются:
- экономичность деятельности, т.е. больший результат при меньших затратах;
- финансовая устойчивость, т.е. способность предприятия в любой момент расплатиться по заемным средствам;
- прибыль, т.е. превышение результатов над затратами.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать
производственные ресурсы с
3) разрабатывать стратегию
и тактику поведения
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих
работниках, росте их квалификации
и большей содержательности
6) обеспечивать
7) проводить гибкую
ценовую политику и
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива.
Приведём примеры миссий и целей некоторых успешных российских компаний.
1.ОАО «Лукойл».
Миссия: мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека. Способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Обеспечить стабильный и долгосрочный рост бизнеса, трансформировать ЛУКОЙЛ в лидирующую мировую энергетическую компанию. Быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления.
Цель: ЛУКОЙЛ считает
своей целью создание новой стоимости,
поддержание высокой
Миссия и цель банка:
Наша миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений - стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей. Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
ОАО «Газпром» видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Таким образом, в крупных и развитых компаниях осознали то, что получение прибыли не является единственной целью, важными целями является удовлетворение потребностей потребителей, освоение новых рынков, достижение лидерства среди конкурентов и т.п.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности предприятия оказывают влияние множество различных факторов, которые обуславливают некоторые особенности работы предприятий.
В зависимости от места возникновения факторы можно дифференцировать как внутренние и внешние. [9; с. 7]
Внутренние факторы действуют через внутреннюю среду. Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работы, услуги).
Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.
Для организации производственного процесса необходимы также средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция.
Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая, оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства.
Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа.
На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. [11; с. 15-16]
К внутренним факторам относятся:
1) личность руководителя, его способность к управлению предприятием в условиях рынка;
2) инвестиционная и
3) благоприятный социально-
4) совершенствование организации производства и труда.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые действуют через внешнюю среду предприятия. Внешняя среда предприятия непосредственно определяет эффективность и целесообразность его работы (это потребители продукции, поставщики, конкуренты, государственные органы, население).
Информация о работе Особенности функционировая предприятий в условиях рыночной экономики