Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:51, курсовая работа
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
К числу поставщиков предприятия относятся организации и предприятия, поставляющие производственные компоненты; банки, поставляющие денежные ресурсы; научные и проектные организации, поставляющие научно-техническую информацию и проектную документацию. [11; с. 17]
Контроль исполнения законодательства осуществляю государственные органы.
Во внешней среде также
К внешним факторам относятся:
1) изменение конъюнктуры
2) политическая обстановка
3) инфляционные процессы;
4) деятельность государства.
Таким образом, предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой, однако на эту систему в значительной мере влияют составляющие ее внутренние компоненты и факторы.
Достичь эффективного функционирования предприятий возможно только при комплексном учете факторов, оценки степени их влияния, вероятности возникновения негативных явлений и т.п.
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой (рис. 1, где 1 - предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов; 2 - ресурсы на входе - трудовые, материальные, финансовые; 3 - ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы - готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 4 - социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, - государство, муниципальные органы, законодательство; 5 - природная среда - потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 6 - взаимосвязь с рынком, маркетинг как на входе ресурсов, так и на выходе; 7 - соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе).
Рис. 1. Рыночная модель предприятия
Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания. [12; с. 261]
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: характеристику товаров, общую характеристику рынка, каналы распространения товаров, конкретное состояние рынка, законодательные ограничения, уровни управленческой деятельности в области маркетинга, финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения целей, перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами, оперативные, текущие цели и задачи.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад.
Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия.
Для экономики предприятия в известной мере безразличны производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров.
Единственное, что ее интересует, — это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает, что доходная часть выше расходной (рентабельная работа предприятия) или расходная часть выше доходной (убыточная работа предприятия), или, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).
Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определено рядом как частных, так и общих показателей эффективности.
Таблица 1 - Показатели эффективности
V |
L |
F |
М |
s | |
F |
L/V |
F/V |
M/V |
Vs | |
L |
V/L |
||||
F |
V/F |
||||
М |
V/M |
||||
S |
V-S |
где V - общий объем валовой или чистой продукции, руб.;
L - средняя численность работников;
F - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
М - текущие материальные затраты на производство продукции, руб.;
S - себестоимость продукции, руб. [12; с. 261-262]
Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но, рассматривая вертикаль и первую горизонталь, видим, что элементы составляют важные показатели эффективности производственной деятельности предприятия:
V/L - объем произведенной продукции на число занятых - производительность живого труда;
L/V - трудоемкость производимой продукции, показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;
V/L, L/V - эффективность использования живого труда;
V/F - эффективность использования основных производственных фондов — фондоотдача;
F/V - фондоемкость;
V/M - эффективность использования материальных затрат - материалоотдача;
M/V - материалоемкость;
V—S -прибыль предприятия или убыток, при равенстве показателей — самоокупаемость.
Для того чтобы осуществлялось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.
Важным элементом
В настоящее время в условиях, когда экономика находится под воздействием последствий экономического кризиса деятельность многих предприятий в России стала неэффективной и возросло число убыточных предприятий. Проанализируем по данным Росстата динамику доли убыточных предприятий РФ в табл. 1 Прил. 1. [14]
Таким образом, в 2008 и 2009 гг. доля убыточных предприятий в экономике РФ возрастает и в 2009 г. достигает уровня 30,1%, т.е. треть предприятий российской экономики – убыточные. Наибольшая доля убыточных предприятий – в таких видах экономической деятельности как: добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обрабатывающие производства.
Одновременно с ростом убыточных
предприятий в экономике
В период наступления кризиса в 2009 г. общая рентабельность проданных товаров, работ услуг в среднем по экономике составила 11,5%, что меньше уровня 2008 г. на 1,5%. Наиболее рентабельными видами деятельности в экономике РФ являются: добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, рыболовство и рыбоводство. Наименее рентабельными видами деятельности в экономике РФ в условиях кризиса 2009 г. являются: сельское и лесное хозяйство, финансовая деятельность, строительство. Убыточным видом деятельности является предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.
Таким образом, по результатам данной главы можно сделать вывод, что высшей целью предпринимательской деятельности в условиях рынка является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности предприятия оказывают влияние множество различных факторов, которые обуславливают некоторые особенности работы предприятий. Достичь эффективного функционирования предприятий возможно только при комплексном учете факторов, оценки степени их влияния, вероятности возникновения негативных явлений и т.п.
Объектом исследования в курсовой работе выберем ЗАО «Союзлесмонтаж». Местоположение: 160024, Россия, Вологда, ул. Канифольная, 26. Организационно-правовая форма: закрытое акционерное общество.
ЗАО «Союзлесмонтаж» выполняет
работы по проектированию, изготовлению,
монтажу, ремонту и наладке оборудования
целлюлозно-бумажной промышленности.
Для более полного
В структуре предприятия: монтажно-наладочное
управление, выполняющее ремонтно-
Предприятие имеет в своем составе филиалы, расположенные в г. Краснокамске, г. Соликамске, г. Новодвинске., в. п. Шарья Костромской области и в п. Мортка Тюменской области, г. Егорьевске, г. Липецк, г. Томске, г. Череповце. В связи с мировым экономическим кризисом ЗАО «Союзлесмонтаж» пришлось закрыть несколько филиалов.
Отчетность предприятия
Проанализируем в таблице 2 структуру и динамику выпуска продукции предприятия за 2007-2009 гг.
Таблица 2 - Анализ ассортимента и динамики производства продукции
Ассортимент |
Тыс. руб. |
Темпы роста, % | |||||||
2007 |
Уд.вес, % |
2008 |
Уд.вес, % |
2009 |
Уд.вес, % |
08/07 |
09/08 |
09/07 | |
Оборудование для лесобиржевого производства |
4413 |
6,59 |
5618 |
7,15 |
5850 |
6,86 |
127,31 |
104,13 |
132,56 |
Оборудование и механизмы подготовки кородревесных отходов к сжиганию |
6920 |
10,33 |
8920 |
11,36 |
9500 |
11,15 |
128,9 |
106,5 |
137,28 |
Околостаночное оборудование |
7582 |
11,32 |
9560 |
12,17 |
11180 |
13,12 |
126,09 |
116,95 |
147,45 |
Оборудование для перемещения сыпучих грузов |
8920 |
13,32 |
9110 |
11,6 |
9808 |
11,51 |
102,13 |
107,66 |
109,96 |
Детали и узлы ленточных транспортеров |
11282 |
16,84 |
13860 |
17,65 |
15870 |
18,62 |
122,85 |
114,5 |
140,67 |
Запасные части к прессам ДВП |
6580 |
9,82 |
8920 |
11,36 |
9010 |
10,57 |
135,56 |
101,01 |
136,93 |
Оборудование для производства тары из гофрокартона |
12365 |
18,46 |
12654 |
16,12 |
13950 |
16,37 |
102,34 |
110,24 |
112,82 |
Прочее |
8920 |
13,32 |
9880 |
12,58 |
10050 |
11,79 |
110,76 |
101,72 |
112,67 |
ИТОГО |
66982 |
100 |
78522 |
100 |
85218 |
100 |
117,23 |
108,53 |
127,23 |
Информация о работе Особенности функционировая предприятий в условиях рыночной экономики