Особенности нормирования труда специалистов и служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить особенности нормирования труда а также рассмотреть систему премирования.
Задачи курсовой работы:
1. Особенности нормирования труда специалистов и служащих.
2. Системы премирования.
3. Баланс рабочего времени работающего.
4. Проектирование тарифной сетки.
5. Расчет годового фонда оплаты труда и средней заработной платы по предприятию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Организация нормирования труда на предприятии…………………………..4
1.1 Особенности нормирования труда специалистов и служащих…………....4
2 Организация оплаты труда на предприятии………………………………….9
2.1 Системы премирования ……………………………………………………….9
2.2 Планирование фонда оплаты труда . .……………………………………….13
2.2.1 Расчет численности эксплуатационного персонала ТЭС 8……………..15
2.2.2 Баланс рабочего времени работающего………………………………….15
2.2.3 Проектирование тарифной сетки………………………………………….18
2.2.4 Расчет расходов на оплату труда………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

нормирование труда.docx

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

       При нормировании труда специалистов и служащих решаются в основном две задачи: определяется трудоемкость отдельных видов работ и выявляется требуемая численность работников

Для специалистов, осуществляющих экономико-организационную и конструкторско-технологическую подготовку производства, разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность функциональных подразделений. Методика нормирования, разработанная НИИ Труда, основана на использовании фактических данных о численности этих категорий работников в функциональных подразделениях на лучших заводах. С помощью корреляционного анализа зависимости численности от важнейших факторов разработаны расчетные формулы.

Исходная формула имеет вид:

Где: К -- постоянный коэффициент, выражающий связь норм с числовым значением факторов;

X, У, Z -- численные  значения факторов;

а,Ь,с -- показатели степени при численных значениях факторов, характеризующие степень влияния соответствующего фактора на численность работников по функциям управления.

Нормирование труда служащих - одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления предприятиями (организациями).

К категории «служащие» относят:

· руководителей различного ранга,

· специалистов с высшим и средним специальным образованием;

· технических исполнителей (делопроизводителей, архивариусов, секретарей, машинисток-стенографисток и др.), должности которых предусмотрены «Единой номенклатурой должностей служащих», утвержденной постановлением Госкомтруда (в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития труда РФ) в 1986г.

Труд служащих характеризуется высокой степенью умственных затрат при решении задач.

Специфика труда служащих состоит в том, что они:

· «выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития»

· непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства;

· обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов

· обладают особым предметом труда - информацией.

Все это говорит о том, что затраты их труда невозможно установить традиционными методами нормирования труда.

При нормировании труда служащих решаются в основном две взаимосвязанные задачи:

а) «определяется трудоемкость отдельных видов работ по управлению производством»

б) устанавливается необходимая численность работников.

«Трудоемкость отдельных видов управленческих работ может использоваться для следующих целей:

а) решения вопросов разделения труда и использования работников по квалификации и должности;

б) обеспечение оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством;

в) анализ рациональности процессов труда и уровня его производительности и оценки результатов работы».

Основными элементами процесса труда служащих являются управленческие операции.

Управленческие операции - это трудовые операции служащих, выделяемые по функционально-технологическим признакам и входящие в состав различных управленческих работ.

Первичными элементами операций являются:

· слушать;

· читать;

· наблюдать;

· говорить;

· писать;

· контактировать с управляющим устройством материального объекта;

· продумывание/мыслительная работа;

· анализ и синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Организация труда на предприятии

 

 

2.1 Системы премирования

 

 

Премирование - это выплата работникам определенных денежных сумм сверх основной зарплаты с целью материального поощрения за труд. Систему премирования могут использовать все организации.

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры премий и других стимулирующих выплат работникам исходя из ставок и окладов, определяемых на основе ЕТС.

В то же время и организации, которые не получают бюджетного финансирования, вправе устанавливать премии, доплаты и надбавки за счет собственных средств.

Существует два вида премирования.

Первый вид - премирование, предусмотренное системой оплаты труда. Оно предполагает выплату премий с определенной периодичностью (годовая, квартальная, за полугодие, за месяц и др.) определенному кругу работников. Например, технологам, экономистам, бухгалтерам. Такие премии выплачиваются на основании разработанных в организации конкретных показателей труда и условий премирования.

Определяются также и размеры премий (в размере одного должностного оклада, 50 процентов от должностного оклада и т.д.).

На премии, которые предусмотрены системой оплаты труда, в организации разрабатывается специальное премиальное положение. Это положение должно быть утверждено администрацией и согласовано с соответствующим профсоюзным органом, если он есть.

На основании разработанных премиальных положений у сотрудников возникает право получить конкретную премию, а у организации - обязанность выплатить ее.

Премии первого вида организация может разделить на две части:

1) премии за основные результаты  деятельности организации. Это основные  премии, которые должны играть  ведущую стимулирующую роль;

2) премии за улучшение той  или иной стороны деятельности  организации.

Это, как правило, специальные системы премирования. К ним можно отнести, например, премии за экономию сырья, материалов, электрической или тепловой энергии; за изготовление продукции высокого качества; за своевременную отгрузку продукции; за сбор и сдачу отдельных видов отходов производства и другие, в зависимости от специфики организации.

Второй вид - разовая (единовременная) премия. Такое премирование не является системой оплаты труда.

Единовременные премии могут начисляться за конкретные успехи в работе или приурочиваться к знаменательным событиям - государственным праздникам, юбилеям отрасли, организации или конкретного работника.

 С рабочим трудом обосновывается закономерность, которая говорит о том, что если администрация замечает каждое проявление активности работником и его поощряет, то активность работников возрастает, они работают более эффективно, а организация получает большую прибыль. Повышение производительности труда, как правило, приносит дополнительную прибыль, поэтому для того, чтобы стимулировать повышение производительности труда, целесообразно установить, где это возможно, премию в виде процента от полученного дохода, от прибыли, образующейся в результате повышения производительности труда. Улучшение качества обслуживания также повышает престиж организации и является условием получения дополнительных прибылей.

Премирование осуществляется по различным показателям. Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада). Премирование может осуществляться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

      Система премирования должна убедить работника, что в организации существует четкая связь между активностью работника, результатами его деятельности и поощрениями, которые он получает, возможностями удовлетворить свои личные потребности.

      Под премированием следует понимать выплату работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов, выполнения обязательств и стимулирования дальнейшего их роста.

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться:

  • системы премирования;

  • вознаграждение по итогам работы за год;

  • другие формы материального поощрения.

    Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования, обусловленных положениями о премировании. На основании таких премиальных положений у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премии, у организации – обязанность уплатить эту премию. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной форм заработной платы.

      В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

     Общий порядок премирования работников устанавливается коллективным договором, заключенным между администрацией и трудовым коллективом. В положении о премировании должны быть предусмотрены:

  • показатели и конкретные условия премирования;

  • размеры, шкала и сроки премирования;

  • круг премируемых работников;

  • источник премирования.

Премирование может осуществляться по одному или группе согласованных показателей. Специалисты выделяют четыре основные группы показателей премирования, стимулирующих рабочих за индивидуальные результаты труда. К ним относятся:

  1. Количественные показатели: выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции и номенклатуре, процент выполнения норм выработки, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, соблюдение или сокращение плановых сроков проведения ремонтных работ, выполнение работ меньшей численностью по сравнению с нормативной, снижение трудоемкости продукции и др.;

  1. Качественные показатели: повышение качества выпускаемой продукции, процент сдачи продукции с первого предъявления, снижение процента брака, повышение коэффициента сортности продукции и т.п.;

  1. Экономия используемых ресурсов: экономное расходование сырья и материалов, экономия топлива и электроэнергии, сокращение затрат на обслуживание и ремонт оборудования и др.;

  1. Рациональное использование техники: выполнение сроков освоения новой техники и прогрессивной технологии, соблюдение технологической дисциплины, повышение коэффициента загрузки оборудования и т.п.

  Для руководителей, специалистов и служащих показатели премирования связаны в первую очередь с получением прибыли. Высказываются предложения о необходимости учета в системе премирования руководителей организаций таких показателей, как выполнение договорных обязательств, рост объема производства, обеспечение выпуска продукции современного технологического уровня и качества.

      Условием премирования обычно является работа в течение учетного периода и выполнение установленных показателей. Одним из важнейших условий премирования признается и соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но совершившие прогул или появившиеся на работе в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок (например, нарушение технологических правил изготовления продукции), не приобретают право на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Работник, не выполнивший условий премирования, не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере.

     Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада). Весьма распространенным в локальных нормативных актах об оплате труда является положение о выплате премии в размере до 40% ставки (оклада), хотя встречаются положения о премировании, предусматривающие вознаграждения в размере до 75% ставки (оклада).

     Размер премии конкретного работника определяется работодателем с учетом степени выполнения показателей и условий премирования.

      Периодичность премирования равняется месяцу или кварталу. Иногда премирование производится по результатам работы и за месяц, и за квартал. Может быть определена и другая периодичность премирования.

Регулярные премии, выплачиваемые по заранее утвержденным показателям (в соответствии с положением о премировании), составляютнадтарифную (переменную) часть заработной платы. Их необходимо отличать от разовых (единовременных) премий, которые не входят в систему стимулирования и не могут рассматриваться как составная часть заработной платы. Разовые премии являются поощрением работника за особые достижения в труде и выплачиваются за выполнение особо важных заданий, в связи с праздничными или торжественными датами, по итогам смотров или конкурсов.

Информация о работе Особенности нормирования труда специалистов и служащих