Особенности развития предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом.
Определяющей чертой социологии является сфокусированность на мотивации предпринимателя к той или иной хозяйственной деятельности. При таком подходе мотивация предпринимателей превращается в социологическую проблему. Объектом работы является предпринимательская деятельность.
Целью работы являются особенности развития предпринимательской деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..……3
1. Сущность предпринимательской деятельности……………………………………..….4
2. Признаки предпринимательской деятельности…………………………………….…..7
3. Виды, формы и функции предпринимательской деятельности……………………….10
3.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...……....10
3.2. Формы предпринимательской деятельности……………………………….…12
3.3. Функции предпринимательской деятельности…………………………….…13
4. Модель предпринимательской деятельности………………………………………...…15
5. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды………………………………16
6. Общие проблемы и тенденции развития предпринимательской деятельности в России (Рунов А.В.)………………………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 2 курс.docx

— 167.94 Кб (Скачать файл)

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих  интересах, предприниматель берет  на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей  деятельности. Имущественная ответственность  предпринимателя — это его  обязанность претерпеть неблагоприятные  имущественные последствия, обусловленные  допущенными с его стороны  правонарушениями. Размер ее зависит  от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и  капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности — юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью  могут заниматься как юридические  лица, так и граждане. Среди юридических  лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые  виды деятельности коммерческая организация  должна получить лицензию. Имеются  виды деятельности, на которые установлена  монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Виды, формы и функции предпринимательской деятельности

 

    1. Виды предпринимательской деятельности1

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку любой  бизнес в той или иной степени  связан с основными фазами производственного  цикла – производством продукции  и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением – можно  выделить следующие виды предпринимательской  деятельности:

  • производственное предпринимательство,
  • коммерческое,
  • финансовое.

Кроме этого, в последние  десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).

В то же время каждый из названных  видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.

Производственное предпринимательство  можно назвать ведущим видом  предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта  сфера деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались  хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое  обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

Наибольшее развитие в  первые годы перехода к рынку в  России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже  услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частное  индивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко  среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой «теневой» экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая – 20-30%, а нередко  и выше.

Особым видом предпринимательской  деятельности является финансовое. Сфера  его деятельности – обращение, обмен  стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может  быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской  деятельности: эта величина может  составить 5-10%.

В последние годы все большее  развитие в России получает такая  перспективная форма, как консультативное  предпринимательство. Оно имеет  множество направлений и, сопоставляя  уровень его развития в нашей  стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в  ближайшие годы консалтингу предстоит  стремительно развиваться.

Будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимно переплетаются, дополняют  друг друга. При этом приоритет надо отдать производственному предпринимательству, определяющему все виды предпринимательской  деятельности и наиболее сложному.

 

 

    1.  Формы предпринимательской деятельности

 

Основными формами предпринимательской  деятельности являются:

• индивидуальная;

• коллективная — предпринимательство  юридических лиц.

К первой группе субъектов  относится частное предпринимательство  граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании  договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской  деятельности охватывается общим собирательным  термином "предприятие": это унитарные  государственные и муниципальные  предприятия — наследство от планово-распорядительной экономики — и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей  предпринимательской деятельностью  путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят  на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями  своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и  институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

Так, индивидуальное предпринимательство  имеет правовую форму организации  без привлечения наемного труда  и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление  предпринимательства в форме  крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, имеются три  группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования  хозяйственной деятельностью и  внутрихозяйственные подразделения.

 

 

 

 

    1. Функции предпринимательской деятельности

 

Под функциями предпринимательства2 понимается осуществление деятельности по производству и обмену между предпринимателем и другими субъектами (элементами) хозяйственной среды.

Сущность предпринимательской  деятельности (труда предпринимателей) как социального явления выражается в его основной функции – создании особых экономических благ (ценностей) в виде эффективных динамичных структур, позволяющих удовлетворять различные потребности людей, общества в целом3.

К функциям относят:

1) Производственная –  превращение сырья и других  поставок в такой вид продукции,  который пригоден для продажи  клиентам предприятия.

2) Материально-техническое  обеспечение – приобретение сырья,  машин, оборудования и другие  поставки, необходимые для хозяйственной  деятельности.

3) Кадровая – отбор  и прием на работу в соответствии  с потребностями бизнеса.

4) Ведение финансов и  учета.

5) Маркетинг.

6) Научно-исследовательские  и проектные работ – деятельность  по разработке и реализации  новых технологических процессов  или новой продукции для улучшения  предпринимательства.

7) Связи с общественностью  (паблик рилейшнз) – осуществление  и управление отношениями между  предприятием и общественными  структурами или средствами массовой  информации.

Таким образом, предпринимательская  деятельность направлена на достижение коммерческого успеха: получение  прибыли или предпринимательского дохода. Большая часть предпринимательского дохода направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений  хозяйственной деятельности. Кроме  этого предпринимательство направлено на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических  и трудовых ресурсов.

Таким образом, рассмотрев основные положения предпринимательской  деятельности, можно сделать вывод, что с точки зрения мотивации  мы можем рассматривать личность предпринимателя в двух ипостасях: во-первых, как собственника имущества  и других ресурсов, старающегося извлечь  максимальный доход из своей деятельности, а во-вторых, как руководителя по отношению к наемным работникам, работающим у него на условиях контракта. Из этих двух положений мы и будем  исходить в дальнейшем.

Потребности личности во многом определяет успех занятий бизнесом или предпринимательством. С одной  стороны само проявление интереса к  бизнесу, работа в нем являются реакцией индивида на удовлетворение своих социальных потребностей (добиться успеха, преуспеть, заняться общественно-значимым делом  и т.д. ). Но с другой стороны, только знание реальных потребностей клиентов, умение прогнозировать их развитие позволят этому бизнесу состояться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модель предпринимательской деятельности

 

Модель предпринимательской  деятельности может быть представлена в виде простой модели, состоящей из  двух блоков:

1. Макросреда – экономические,  правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (географические) условия деятельности.

2. Микросреда, включающая  институциональную систему (см. рис.1).

 

 

Приведенная модель показывает предпринимательство с его пятью  основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры, МТО) предполагают отношения с внешними блоками. Эти  институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия  или «микросреду».

Различная работа по изучению рынка в рамках макросреды состоит  из экономической, политической, юридической, социально-культурной, технологической  и физической (географической) областей.

В рамках предприятия каждая функция должна взаимодействовать  с любой другой функцией.

 

  1. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды

 

Для успешного вхождения  физического лица в образ предпринимателя, последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его  открыть свое дело и, тем самым, стать  самостоятельным субъектом предпринимательского бизнеса.

Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к  тем или иным действиям. Мотивы к  предпринимательскому поведению формируются  при наличии потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому  предприимчивые действия людей и  выбор ими предпринимательской  профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

Информация о работе Особенности развития предпринимательской деятельности