Особенности развития предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом.
Определяющей чертой социологии является сфокусированность на мотивации предпринимателя к той или иной хозяйственной деятельности. При таком подходе мотивация предпринимателей превращается в социологическую проблему. Объектом работы является предпринимательская деятельность.
Целью работы являются особенности развития предпринимательской деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..……3
1. Сущность предпринимательской деятельности……………………………………..….4
2. Признаки предпринимательской деятельности…………………………………….…..7
3. Виды, формы и функции предпринимательской деятельности……………………….10
3.1. Виды предпринимательской деятельности…………………………...……....10
3.2. Формы предпринимательской деятельности……………………………….…12
3.3. Функции предпринимательской деятельности…………………………….…13
4. Модель предпринимательской деятельности………………………………………...…15
5. Мотивы предпринимательской деятельности и их виды………………………………16
6. Общие проблемы и тенденции развития предпринимательской деятельности в России (Рунов А.В.)………………………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 2 курс.docx

— 167.94 Кб (Скачать файл)

Мотив (установка) предпринимательского действия – состояние предрасположенности, готовности, склонности предпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутренней позицией предпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям, включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придают ситуации личностный предпринимательский смысл.

Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью и не является конечным. Не вся предпринимательская  деятельность осуществляется ради личного  потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т. к. предпринимательство  по своей сути не только стратегическая, но творческая деятельность с высокой  степенью автономности в принятии решений. Другими словами, предпринимателя  увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, который демонстрирует, насколько  хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также  эти деньги выступают средством  обеспечения социального признания  со стороны общества и повышения  деловой репутации предпринимателя.

Таким образом можно изобразить схему:

Понятия «мотив предпринимательской  деятельности» и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив более подвижен, более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.

Можно выделить следующие  группы мотивов4, побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

  1. экономические мотивы;
  2. социальные мотивы;
  3. психологические мотивы;
  4. физические мотивы;
  5. гуманистические мотивы.

Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгоду посредством  достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая выгода состоит в  обеспечении себя и своих близких  средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания  жизни и воспроизведения своей  рабочей силы, как максимум –  для укрепления личного конкурентного  потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими  предпринимателями.

Экономические мотивы предпринимательской  деятельности внешне выступают как:

  • имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;
  • трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;
  • финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические  мотивы, но и другие. Так, в число  социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

  • инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;
  • достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;
  • публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;
  • формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;
  • приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;
  • обретение социального, в том числе правового комфорта.

Социальные мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности  в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному  признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают  шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому социальная мотивация предпринимательского поведения  содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

Психологические мотивы предпринимательской  деятельности отражают потребность  многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании  собственной личности, самоутверждении  в деловых отношениях, оптимизации  межличностных контактов и формировании психологической устойчивости. Посредством  предприимчивого поведения люди формируют механизмы эмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такие качества, как настойчивость, уверенность  в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

И, наконец, в основе гуманистической  мотивации людей к предпринимательской  деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к  этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся  представлениям и установленным  порядкам, инициирования изменений  для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности  людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении  комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

Следует различать среди  мотивов предпринимательского поведения  мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние можно называть предпринимательскими мотивировками.

В структуре мотивации  российского предпринимателя можно  выделить несколько основных вех5:

  1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.
  2. Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.
  3. Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.
  4. Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

Люди включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти  работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к  профессиональному развитию.

Каждый юридически свободный  человек обладает правом выбора между  профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести  предпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудиться  металлургом, проектировщиком или  строителем метрополитена.

Выбор людьми предпринимательской  профессии дополняется выбором  предмета предпринимательства –  предметной области или предметных областей экономики, определенного  сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель  должен предстать перед своим  окружением как специалист в своем  деле. Таковым он становится, осуществляя  профессиональные действия в тех  предметных областях бизнеса, которые  он счел необходимым освоить. Он выступает  как предприниматель-специалист, ведущий  бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.

Мотивированный выбор  между наемным трудом и предпринимательским  бизнесом в пользу предпринимательства  автоматически включает определение  географии и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.

Изучение мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных  категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских  структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет  определить преобладающие тенденции  в отношениях предпринимателей к  своей деятельности, что очень  важно для всего населения  региона, страны. Создавая на основе подобного  знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих государственных структур – представительной и исполнительной власти, что сегодня очень важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие проблемы и тенденции развития предпринимательской деятельности в России (Рунов А.В.)

Россия в конце 20 века совершила новый поворот и  перешла на иные социально-экономические  и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей  части основанного на малом и  среднем бизнесе. Известный закон  о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим  новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона в стране стали образовываться малые предприятия  или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось  уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные  во многом с негативным отношением общественного мнения и части  властных структур, тем не менее, они  проявили поразительную живучесть.

 

Но наряду с этим, в  это и последующее время, проявилась масса проблем, имеющих отношение  к развитию малого предпринимательства. В первую очередь они были связаны  с отсутствием соответствующего законодательства и экономической  поддержки государства. Имеющиеся  законы во многом уже не могли быть использованы, новых создано не было. Законодательная база не поспевала  за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые  в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие малого бизнеса и связанные с  ним проблемы. По большей части  они ограничивались общими декларациями.

Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие малого предпринимательства  и временами даже возникала опасность  свертывания его. Во всяком случае перспективы  развития предпринимательства оставались весьма туманными.

Однако, создание общественных организаций типа профсоюзов и фондов поддержки, а так же специальных  государственных структур, позволило  не только не угаснуть малому бизнесу, но сохранить свои активные позиции  в национальной экономике. Сегодня  можно уже говорить о необратимом  процессе в развитии малого предпринимательства.

В настоящее время система  государственной поддержки малых  предприятий стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к  проблемам институциональных преобразований предпринимательства, что нашло  отражение в Гражданском кодексе  РФ, программных документах по углублению экономических реформ. В последние  годы произошли изменения также  в информационной поддержке российского предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Практически действуют региональные фонды и центры поддержки предпринимательства.

В связи с этим возникли новые проблемы, которые требуют  тщательного научного исследования. В первую очередь, они связаны  с разработкой соответствующей  социально-экономической нормативной  базы. При все том, что за последние  годы создано немало нормативных  документов, в том числе имеющих  законодательный статус, тем не менее, требуется специальная общая  нормативная система, включающая в  себя свод законов по малому предпринимательству.

Средний и малый бизнес сегодня требуют всесторонней социальной защиты предпринимательства и предпринимателей, в том числе и от криминальных структур, изменения системы социального  страхования и пр. Большое значение имеет формирование общественного  мнения. За последние годы, как показывают социологические исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население  и властные структуры стали более  лояльно относиться к малому и  среднему бизнесу, в определенной степени  оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и  среднего бизнеса. В свою очередь  это создает и нормальный психологический  климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. Все это определяет актуальность избранной темы для  данного диссертационного исследования.

В последние годы проблеме предпринимательства большое внимание уделяли и социологи-экономисты. Исследовали его роль в обществе, его социально-экономические последствия, изучали перспективы развития, связь  с общественными структурами, влияние  на экономическое развитие и выход  страны из экономического кризиса. Многие работы внесли довольно существенный вклад в развитие данной проблематики. В частности, необходимо отметить работы таких авторов: Журавлев А.Л., Заславская Т.И., Лисиненко И.В., Поздняков В.П., Радаев В.В., Ромашов 0.В., Халипов В.Ф., Фетисов Э.Н., Червяков В.В., Чередниченко В.А., Чепуренко Ю.А., Шапиро В.Д., Шаталин  С.С., Шкаратан М., Шмелев Н.

Информация о работе Особенности развития предпринимательской деятельности