Отчет по практике в ОАО «МЕТАФРАКС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 18:47, отчет по практике

Описание работы

Для закрепления и расширения теоретических знаний, приобретения углубленных практических навыков по специальности, а также по инженерно-технологическим дисциплинам, мной была пройдена производственная практика на предприятии ОАО «МЕТАФРАКС» с 3 июля 2013 г. по 19 июля 2013 г.
Целью прохождения производственной практики является:
подготовка к осознанному и углубленному изучению экономических дисциплин, отражающих специфику отраслевого производства;
закрепление и углубление теоретических знаний по пройденным курсам: экономика предприятия, экономика и социология труда, статистика, менеджмент, маркетинг, нормирование и оплата труда, организация производства, информационные технологии, мировая экономика;
приобретение навыков самостоятельной работы по специальности;

Файлы: 1 файл

отчет по летней практике оао метафракс.docx

— 112.04 Кб (Скачать файл)

В структуре оборотных активов большую долю занимает дебиторская задолженность. Главное для предприятия различать нормативную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов. Кроме того, замораживание средств приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения платежей. Увеличение дебиторской задолженности ОАО «МЕТАФРАКС» на конец периода по сравнению с началом связано с улучшением условий кредитования и привлечением большего числа клиентов. Фирма не допускает дебиторской задолженности за формалин свыше 30 дней, а сумма ее покрывается предоплатами других клиентов.

Увеличение запасов на 86,52% по сравнению с началом периода вызвано увеличением масштабов деятельности. Снижение суммы денежных средств на 90,32% и рост КФВ на 1888,98% большей частью вызван переводом первых в последние - деньги не должны лежать просто так, они должны приносить доход.

Выручка от реализации товаров (продукции), работ и услуг увеличилась на 145086 тыс.руб.

Структура активов на конец периода ухудшилась по сравнению с началом, так как произошло увеличение доли запасов на 7,26% и дебиторской задолженности на 5,69%. Увеличение доли КФВ на 17,67% выглядит несущественно на фоне снижения денежных средств на 34,7%.

Предприятию нужно стремиться к снижению запасов и дебиторской задолженности, и увеличению доли высоколиквидных активов (денежных средств и КФВ). Что касается эффективности использования основных средств, здесь наблюдается увеличение длительности оборота и, как следствие снижение количества оборотов.

Чтобы получить 1 рубль выручки предприятию нужно затратить на 9 копеек больше, чем на начало периода.

Таблица: Показатели использования оборотных средств.

Показатели

на начало

на конец

изменение

 
 

периода

периода

за год

 

1. Оборач-ть оборот.активов:

       

а) длит-ть оборота,дней

161,09

194,39

+33,3

 

б) кол-во оборотов

2,235

1,852

-0,383

 

в) коэфф. загрузки оборот.средств, р/р.

0,54

0,093

   
         

2. Оборач-ть дебиторской  задолж.

       

а) длит-ть оборота,дней

68,17

93,31

+25,14

 

б) кол-во оборотов

5,281

3,858

-1,423

 
         

3. Оборач-ть запасов

       

а) длит-ть оборота, дней.

24,914

44,191

+19,28

 

б) кол-во оборотов

14,45

8,146

-6,304

 
         

 

Эффективность использования оборотных средств характеризуйся системой экономических показателей. Важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств является скорость оборачиваемости, которая представляет собой длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции фирма может произвести с одной и той же суммой оборотных средств.

Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью трех взаимосвязанных показателей: длительности одного оборота в днях, количества оборотов за год (полугодие, квартал), также величины оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.

Длительность одного оборота в днях определяется на основании формулы:

Тоб. = Sоб.кап. / Vреал.дн. = (Sоб.кап. * Д) /Vреал. где Тоб. -- длительность одного оборота, дн.;

Sоб.кап. -- остатки  оборотных средств (среднегодовые  или на конец предстоящего (отчетного) периода), руб.;

Vреал. -- объем товарной  продукции (по себестоимости или  в ценах), руб.;

Д -- число дней в отчетном периоде.

Коэффициент оборачиваемости (Ко) показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие, квартал), и определяется по формуле: Ко = Vреал. / Sоб.кап.

Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства.

Коэффициент загрузки (Кз) оборотных средств -- это показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он показывает величину оборотных средств на 1 руб. продаж. Исчисляется этот показатель по формуле: Кз = Sоб.кап. / Vреал.

Оборачиваемость может быть определена как общая, так и частная. Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств в целом по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств. Частная оборачиваемость отражает степень использования оборотных средств в каждой отдельной фазе кругооборота, в каждой группе, а также по отдельным элементам оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств по отдельным видам (сырье, материалы, топливо и др.), исчисляемая при расчете нормативов собственных оборотных средств, а также для конкретизации изменения общей оборачиваемости или других целей, определяется по тем же формулам, исходя из остатков этих видов товарно-материальных ценностей и оборота по расходу их за соответствующий период. Так, за оборот для определенных видов производственных запасов принимается не объем товарной продукции а расход данного вида оборотных средств в процессе производства за соответствующий период.

Определение частных показателей оборачиваемости - это, когда вместо оборотного капитала используются отдельные составляющие элементы.

Коэффициент загрузки всех оборотных средств моделируется по отдельным элементам оборотных средств.

S об.кап. / V реал. = S зз/V реал. + S дз/V реал. + S д/V реал.,

где S зз/V реал. - коэффициент закрепления запасов и затрат;

S дз / V реал. - коэффициент закрепления дебиторской задолженности;

S д/V реал. - коэффициент закрепления денежных средств (к которым на практике присоединяются краткосрочные финансовые вложения).

В свою очередь, коэффициент закрепления запасов можно разложить при более детальном анализе на такие показатели:

S зз/V реал. = S пз/V реал. + S нзп/V реал. + S гп/V реал., где

S пз/V реал. - коэффициент закрепления оборотных средств в производственных запасах;

S нзп/V реал. - коэффициент закрепления оборотных средств в заделах незавершенного производства;

S гп/V реал. - коэффициент закрепления оборотных средств в остатках готовых изделий (продукции) на складах.

Ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотном капитале (абсолютное высвобождение), приросту объемов продукции (относительное высвобождение) и, значит, увеличению получаемой прибыли. В результате улучшается финансовое состояние предприятия, укрепляется платежеспособность.

Замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности предприятия хотя бы на уровне прошлого периода (Шеремет А.Д. стр. 362).

Рассчитаем показатели использования:

 
   

а) длительность оборота

 

V реал.дн. = V реал./360(дн)

 

V реал.дн 1 = 2812991/360 =7813,86 тыс.руб.

 

V реал.дн.2 = 2958077/360 =8216,88 тыс.руб.

 

Тоб. 1 = 1258753/7813,86 = 161,09 дн.

 

Тоб.2 = 1597295/8216,88 = 194,39 дн.

 

Относит.экономия (перерасход) = (Тоб.2 - Ттоб.1)* V реал.дн.1= (194,39 - 161,09)*7813,86 = 260201,53 тыс.руб. - это перерасход оборотных средств в результате замедления их оборота на 33,3 дня.

 

б) количество оборотов

 

Ко 1 = 360/161,09 = 2,235 оборота

 

Ко 2= 360/194,39 = 1,852 оборота

 

V реал.= (Ко2 - Ко1)*Sоб.кап.2 = (1,852 - 2,235)*1597295 = -611763,98 тыс.руб. – это

 

потеря выручки в результате уменьшения количества оборотов основных средств на 0,383.

 

в) загрузка оборотных средств

 

Кз1 = = Sоб.кап.1 / Vреал.1 = 1258753/2812991 = 0,447 р/р или 45 коп/р

 

Кз2 = 1597295/2958077 = 0,540 р/р или 54 коп/р

 

ПР = ПР2 * К - ПР1,

К = К02/К01

   

К = 1,852/2,235 = 0,829

   

ПР = 929303*0,829 - 1112037 = -341644,9 тыс.руб. -это потеря прибыли в результате замедления оборота основных средств.

   

2. Оборачиваемость дебиторской  задолженности

   

а) длительность оборота

   

Тоб.1=S ДЗ 1/ Vреал.дн.1= 532632/7813,86 = 68,17 дней

   

Тоб. 2 = 766712/8216,88 = 93,31 дней.

   

б) количество оборотов

   

Ко1 = 360/68,17 = 5,281 оборотов

   

Ко2 = 360/93,31 = 3,858 оборотов

   

3. Оборачиваемость запасов

   

а) длительность оборота

   

Тоб. 1 = S зз 1 / V реал.дн. = 194675/7813,86 = 24,914 дня

   

Тоб. 2 = 363115/8216,88 = 44,191 дня.

   

б) количество оборотов

   

Ко1 = 360/24,914 = 14,45 оборотов

   

Ко2 = 360/44,191 = 8,146 оборотов

   

Факторный анализ оборачиваемости

   

а) оборотные активы

   

Т1=Sоб.кап.1/Vреал.дн.1 = 1258753/7813,86 = 161,092 дней. Vреал.дн.2-Vреал.дн.1=403,02

   

Т2 = Sоб.кап.2/Vреал.дн.1 = 1597295/7813,86 = 204,41 дней

   

Т3 = Sоб.кап.2/Vреал.дн.2 = 1597295/8216,88 = 194,392 дней

   

Т(Vреал.дн..) = Т3 - Т2 = 194,392 - 204,418 = -10,026 дней.

   

За счет увеличения однодневной выручки на 403,02 тыс.руб.

   

продолжительность оборота сократилась на 10 дней

   

Т(Sоб.кап.) = Т2 - Т1 = 204,418 - 161,092 = 43,326

   

За счет увеличения запаса основных средств на 338542 тыс.руб. оборот замедлился на 43 дня

   

Проверка:

   

Т = ^Т(Vреал.дн.) + ^Т(Sоб.кап.) = -10,026 + 43,326 = 33,3 дня

   

Для того чтобы повысить эффективность использования основных средств

   

в будущем предприятию необходимо сократить запасы основных средств,

   

а также увеличить однодневную выручку

   

б) дебиторская задолженность

   

Т1 = ДЗ1/Vреал.дн.1 = 532632/7813,86 = 68,165 дней.

   

Т2 =ДЗ2/Vреал.дн.1 = 766712/7813,86 = 98,122 дней.

   

Т3 = ДЗ2/Vреал.дн.2 = 766712/8216,88 = 93,309 дней.

   

Т(Vреал.дн.) = Т3 - Т2 = 93,309 - 98,122 = -4,813 дней.

   

За счет увеличения однодневной выручки на 403,02 тыс.руб.

   

продолжительность оборота сократилась на 5 дней

   

Т(ДЗ) = Т2 - Т1 = 98,122 - 68,165 = 29,957 дней.

   

За счет увеличения дебиторской задолженности на 234080 тыс.руб.

   

оборот замедлился на 30 дней

   

Проверка:

   

Т = ^Т(Vреал.дн.) + ^Т(ДЗ) = -4,813 + 29,957 = 25,144 дней.

   

Для повышения эффективности использования дебиторской

   

задолженности предприятию необходимо увеличить однодневную выручку

   

и сократить размер дебиторской задолженности

   

в) запасы

   

Т1 = З1/Vреал.дн.1 = 194675/7813,86 =24,914 дней.

   

Т2 = З2/Vреал.дн.1 = 363115/7813,86 = 46,471 дней.

   

Т3 = З2/Vреал.дн.2 = 363115/8216,88 = 44,191 дней.

   

Т(Vреал.дн.) = Т3 - Т2 = 44,191 - 46,471 = -2,28 дней.

   

За счет увеличения однодневной выручки на 403,02 тыс.руб.

   

продолжительность оборота сократилась на 2 дня.

   

Т(З) = Т2 - Т1 = 46,471 - 24,914 = 21,557 дней.

   

За счет увеличения запасов на 168440 тыс.руб. оборот замедлился на 22 дня.

   

Проверка:

   

Т = ^Т(Vреал.дн.) + ^Т(З) = -2,28 +21,557 = 19,277 дней.

   

Для повышения эффективности использования запасов предприятию

   

необходимо сокращать запасы и продолжать увеличивать

   

однодневную выручку

 

    1. Организация производства.

       ОАО «МЕТАФРАКС» является крупнейшим современным многопрофильным высокотехнологическим предприятием. Объем продаж предприятия на 1-е полугодие 2013 года составил 10987 млн. руб., объем производства - 10945 млн. руб. Численность рабочих на 2-е полугодие 2013 года составляет 19

Основная задача организации производства на предприятии ОАО «МЕТАФРАКС» – создание условий для успешной реализации производственного процесса по всем запланированным показателям с высокой эффективностью.

Принципами организации производственных процессов на предприятии выступают:

  • Автоматизация,
  • Цикличность,
  • Специализация,
  • Дифференциация.

Б) Режим работы. Условия труда и отдыха.

Режим работы и отдыха на ОАО "Метафракс" определен Коллективным договором ОАО "Метафракс", раздел № 4:

4.1. Продолжительность рабочего дня устанавливается графиками работы

при 40-часовой рабочей неделе1987,0 часов,

при 38-часовой рабочей неделе1892,4 часов,

при 36-часовой рабочей неделе1792,8 часов,

при 30-часовой рабочей неделе1494,0 часов,

при 24-часовой рабочей неделе1195,2 часов.

4.2. Время начала и окончания смен, перерывов для отдыха и питания, ответственность за нарушение трудовой дисциплины и порядок поощрения за образцовый труд, достижения в труде устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка. Так, обеденный перерыв по регламенту равен 48 минутам.

4.3. Согласно законодательству работодатель с учетом мнения профсоюзного комитета ОАО «МЕТАФРАКС» имеет право вводить другие режимы рабочего времени.

4.4. Стороны договорились, что неполный рабочий день не может быть менее 4 часов.

Отпуск.

4.5. Очередность предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков определяется графиком отпусков структурного подразделения, который составляется исходя из интересов коллектива с учетом специфики его деятельности.

4.6. Исчисление  продолжительности ежегодного оплачиваемого  отпуска складывается из:

· Минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней, для инвалидов в 30 календарных дней;

· Дополнительного оплачиваемого отпуска за условия труда. (Продолжительность от 6 до 42 дней в зависимости от должности. В основном, 12 дней.). Дополнительно оплачиваемый отпуск может быть заменен денежной компенсацией.

4.7. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть использован работником в срок, установленный графиком отпусков.

4.8. По соглашению  между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей должна быть не менее 14 дней. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Не использованная в связи с этим часть отпуска может быть использована работником в любое удобное для него время в текущем году или присоединена к отпуску за следующий год.

4.9. Администрация  по желанию женщины предоставляет  ей декретный отпуск раньше  срока, установленного законодательством, - при 26 неделях беременности, с оплатой  из расчета среднего заработка  на основании заявления женщины  и справки из женской консультации.

4.10. После окончания  отпуска по беременности и  родам, женщинам, по их заявлению, предоставляется дополнительный  оплачиваемый отпуск по уходу  за ребенком до достижения  им возраста 1,5 лет, отпуск по уходу  за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет с доплатой до 50% минимальной  оплаты труда по ОАО «МЕТАФРАКС»

4.11. Продолжительность  отпуска без сохранения заработной  платы, согласованного с руководством  подразделения, как правило, составляет  не более 1 месяца подряд.

4.12. По согласованию  сторон для решения неотложных  социально-бытовых вопросов работодатель  предоставляет, по заявлению работника, при предоставлении подтверждающих  документов, дополнительный социальный  отпуск с сохранением заработной  платы, по причинам:

· Смерти близких родственников (мать, отец, брат, сестра, супруг(а), дети) - 3 календарных дня ;

· Своего бракосочетания - 2 дня;

· Рождения ребенка (для отца) - 1 день;

· Проводов сына в ряды российской армии (для родителей) - 2 дня;

· Проводов в школу ребенка-первоклассника (для родителя) - 1 день.

Говоря об организации рабочих мест, стоит отметить, что по регламенту рабочее место оборудуется всем необходимым для работы с учетом техники безопасности и эргономичности.

Работодатель обязуется:

  • Обеспечивать работников здоровыми и безопасными условиями труда, внедрять современные средства промышленной безопасности, предупреждающие производственный травматизм, обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профзаболеваний работников.
  • Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. В состав аттестационной комиссии включаются представители профсоюзного комитета и совместной комиссии по охране труда.
  • Систематически информировать каждого работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

       Нормативные документы позволяют следить за мерой труда и его оплатой. Прежде всего, осуществляется контроль за использованием рабочего времени, для чего променяют табели учета рабочего времени. С их помощью получают сведения об отработанном времени и не отработанных по разным причинам часах и днях, обеспечивается текущее наблюдение за выходами на работу, соблюдением правил прихода и ухода, состоянием трудовой дисциплины.

       Под оплатой труда принято принимать выраженную в денежной форме долю труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление.

       Для учета сумм начисленной и удержанной заработной платы применяют лицевой счет по заработной плате, в котором указывают цех, фамилию, год рождения, должность, год применения лицевого счета, основания начисления и удержания заработной платы, а также сумму к выплате. Сумма к выплате рассчитывается как разница между суммой начисленной заработной платы и суммой подоходного налога, платой за кредит, т.е., фактически это сумма, подлежащая к выдаче на руки, но сейчас на ОАО «МЕТАФРАКС» данные суммы переводятся в банк "Урал ФД" на специальные карточки, называемые банковскими картами, каждая из которых имеет свой код, номер, срок действия, с указанием имени и фамилии ее владельца.

Если работник ОАО «МЕТАФРАКС» захочет получить свою заработную плату, то он идет в отделение "УРАЛ ФД" и снимает деньги с карты. Поэтому сейчас на предприятии не ведут платежную ведомость на выдачу заработной платы, а также реестр депонированных сумм по не выданной заработной плате. После начисления зарплаты заносят данные в расчетную ведомость, где указывают суммы начисленной и удержанной зарплаты, а также сумму к выдаче. Расчетная ведомость ведется по цеху за конкретный месяц и год. С целью создания специального фонда материального обеспечения работника во время болезни, при потере трудоспособности и в других случаях предприятие сверх оплаты труда ежемесячно производит отчисления в Фонд социального страхования. Для этого на предприятии ведут расчетную ведомость по средствам фонда социального страхования РФ.

ОАО «МЕТАФРАКС» за 50 лет зарекомендовало себя поставщиком, которому можно доверять, поставщиком, который предлагает высокой уровень сервисного обслуживания и качество по приемлемым ценам. Поэтому фирма имеет широкий круг постоянных клиентов, которые ежемесячно делают заявки на львиную долю продукции. Кроме того, всегда имеются новые клиенты и те, кто закупается периодически. По заявкам составляется план продаж, и по некоторым продуктам бывает так, что не хватает мощностей для производства нужного количества. По другим же продуктам ситуация может быть обратной, однако отдел сбыта имеет инструменты для некоторого уравновешения, ведь одной из основных целей завода является максимальная загрузка всех мощностей. При стабильном росте спроса на продукцию ОАО «МЕТАФРАКС» или реальной возможности захвата рынка проводится расширение производства, а если имеется неудовлетворенный спрос на какие-либо товары этой же отрасли (например, новинки), то возможно внедрение новых производств и продуктов.

Например, в 2008 году была запущена установка по производству карбамидоформальдегидного концентрата КФК-2, что позволило удовлетворять 70% спроса на данный продукт. 

Поскольку «МЕТАФРАКС» имеет большой запас по цене, планируется захватить ещё больше рынка, поэтому активно идет строительство установки КФК-3, запуск которой намечен на 2-ую половину 2010 года.

 

    1. Организация управления.

       Организационная структура ОАО «МЕТАФРАКС» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру с высоким уровнем централизации. Из общей схемы выделим существующую организационную структуру коммерческой службы, как объекта подробного исследования

Из представленной схемы видно, что служба МТС и отдел сбыта и рекламы находятся в подчинении двух руководителей, что существенно осложняет взаимодействие данных служб. И это в условиях, когда потребители не всегда имеют возможность рассчитываться за поставленную продукцию "живыми" деньгами (48% от общего объёма), а предлагают в качестве расчета свою продукцию или схему взаимозачетов.

Включение в структуру управления транспортных служб и цеха термического обезвреживания промышленных стоков (ЦТОПС) обязывает заниматься руководителей дополнительной работой, несвязанной с деятельностью и задачами этих служб, что, несомненно, отвлекает их внимание от сугубо коммерческих вопросов.

Управление маркетинга во главе с заместителем генерального директора имеет широкий масштаб управляемости и, как следствие, перегрузка руководителя управления решением рутинных, повседневных задач, т.е. система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет осуществлять вопросы стратегического управления.

По результатам проведенного анализа выполняемых работ и функций, согласно должностным инструкциям, можно выделить два основных недостатка, касающихся организационной структуры служб маркетинга, сбыта и материально-технического снабжения:

  • недостаточное выполнение или полное отсутствие ряда необходимых управленческих функций, которые должны выполняться работниками данных отделов.
  • отсутствие четкого определения и разграничение функций, а также координации работы подразделений, нацеленной на выполнение стратегических задач предприятия.

К примеру, управление маркетинга ОАО «МЕТАФРАКС», по существу, выполняет функции отдела ВЭД и отдела отгрузки продукции. При такой организации эффективно решаются текущие задачи по отгрузке и таможенному оформлению грузов, но явно недостаточно выполнение собственных маркетинговых функций, таких как: анализ рынка, поиск наиболее привлекательных клиентов, определение перспективных каналов распределения и продвижения продукции. Это явилось одной из причин возникновения следующих проблем:

  • сокращение доли рынка и объемов продаж по некоторым видам продукции;
  • большая дебиторская задолженность;
  • отсутствие четкого определения и разграничения функций, а также координации работы подразделений.

В существующей сегодня организационной структуре отделов сбыта и материально-технического снабжения вследствие недостаточного определения и разграничения подлежащих выполнению ими функций, затруднена координация работы этих подразделений со стороны высшего руководства.

В результате обозначился целый ряд проблем:

  • сложность контроля за исполнением принимаемых решений;
  • отсутствие обратной связи от подразделений к руководству;
  • низкий уровень мотивации специалистов;
  • недостаточное выполнение учебно-аналитических функций.

Общий вывод может быть сведен к следующему, что существующая сегодня в ОАО «МЕТАФРАКС» коммерческая структура управления полностью нацелена на решение текущих задач производства и сбыта продукции, но не всегда позволяет предприятию своевременно реагировать на изменение экономической обстановки внешней среды. Следствием этого является также потеря позиций на рынках некоторых видов продукции, которая прослеживается уже в течении нескольких лет. Так, например, в последние годы уже возникли серьезные трудности со сбытом пентаэритрита, уротропина и карбамидоформальдегидных смол.

В сложившихся условиях перед руководством, встают важные стратегические вопросы:

- поиск оптимальной организационной  структуры, способной оперативно  реагировать на постоянно изменяющуюся  рыночную ситуацию;

- рационализация притока  целенаправленной информации, необходимой  для принятия взвешенных управленческих  решений;

- активизация системы  сбыта и повышения эффективности  работы по расширению рынков  сбыта;

- выделение тех приоритетов  в деятельности предприятия, на  которых сегодня необходимо сосредоточить  внимание и финансовые средства.

Таким образом, проведенная оценка организационной структуры управления маркетингом, сбытом и снабжением выявила слабые стороны и показала настоятельную необходимость совершенствования.

Что касается структуры ОАО «МЕТАФРАКС» в целом, то 2007 год был отмечен выводом из неё непрофильных подразделений и их преобразование в самостоятельные дочерние предприятия.

Таким образом, с начала года из структуры ОАО «МЕТАФРАКС» были выведены торговый отдел и строительно-монтажное управление, которые были преобразованы в ООО ТД «МЕТАФРАКС» и ООО «МЕТАСТРОЙ».

Став самостоятельными структурами, эти организации стали активно искать работу и заказчиков на стороне. Если, к примеру раньше СМРУ приносило в копилку АО 1-2 млн.руб., заработанных, образно говоря, на стороне, то за отчетный период только на объектах городов Губахи, Кизела, Гремячинска были получены подряды на 13 млн.руб. Не говоря уже об увеличении численности ООО «МЕТАСТРОЙ» по сравнению с СМРУ на 200 человек, а это значит, что в городе дополнительно было создано 200 новых рабочих мест. Сейчас эта организация способна выполнять крупномасштабные задачи: от основных объемов работ на заводе до любых работ за его пределами, поскольку занимается и промышленным, и гражданским строительством.

       Стиль управления на ОАО «МЕТАФРАКС» демократичный. Он позволяет поддерживать хороший психологический климат в коллективе, направлен на восприятие идей сотрудников и предъявляет высокие требования к личности каждого. Только генеральный директор придерживается более жесткого стиля - авторитарного, поскольку только при таком стиле руководство может быть строго организовано и установлена однозначная ответственность.

       Администрация ОАО «МЕТАФРАКС» ответственна перед своими работниками. Отношения с персоналом строятся на основе следующих главных принципов:

  • Администрация соблюдает Трудовой кодекс и другие законы, касающиеся трудовых отношений с работниками;
  • Администрация соблюдает существующие санитарные нормы и правила безопасности труда;
  • На предприятии отсутствует дискриминация в приеме на работу, оплате труда и продвижении по службе. Все работники имеют равные возможности в соответствии со своей квалификацией;
  • Администрация обеспечивает сотрудника равные права и возможности для того, чтобы развивать и проявлять свои способности;
  • Администрация проводит консультации с работниками по поводу условий труда и по другим вопросам, затрагивающим интересы работников предприятия.

Правила, касающиеся оплаты труда, льгот, продвижения по службе и других условий труда, определены в Коллективном договоре ОАО «МЕТАФРАКС»

       Администрация пользуется своим правом обеспечивать соблюдение дисциплины своими сотрудниками всеми законными способами, вплоть до увольнения нарушивших дисциплину работников в соответствии с действующим законодательством.

Администрация принимает во внимание мнения работника и его личные ценности., строит отношения с сотрудниками на принципах коллегиальности, сотрудничества и социального партнерства.

Экономические методы управления.

Хорошо управляемые предприятия - это предприятия, соблюдающие действующее законодательство. ОАО «МЕТАФРАКС» признает Закон как основу порядка и стабильности в обществе.

Отношения с государственными учреждениями строятся на основных принципах:

  • Выплата всех причитающихся налогов и сборов.
  • Соблюдение всех законодательных и нормативных актов РФ.
  • Получение необходимых разрешений, лицензий и согласований, требующих для введения хозяйственной деятельности предприятия.

Социально-психологические методы управления.

Отношение к людям - это то, чему на предприятии уделяют самое пристальное внимание. Вопросы социальной защищенности работников ОАО «МЕТАФРАКС» членов их семей и неработающих пенсионеров всегда были приоритетными при разработке и осуществлении любых программ. Общественная организация ветеранов ОАО «МЕТАФРАКС» объединяет в своем составе более 700 бывших работников предприятия, и никто не остается без работы.

Ветеранам оказывается адресная материальная помощь, выделяются бесплатные путевки в заводской профилакторий, для них проводятся праздники, организуются экскурсии. Поддержка оказывается и работникам предприятия. Это материальная помощь в связи с несчастьями, к очередному отпуску, целевая помощь "афганцам", "чернобыльцам" и т.д. Каждый работник имеет право на приобретение товаров длительного пользования в кредит сроком на один год.

Работникам, вернувшимся после службы в армии, а также родителям первоклассников выплачивается единовременное пособие.

При достижении работником предприятия пенсионного возраста и при его решении уйти на заслуженный отдых выплачивается пособие в размере 10-12 окладом в зависимости от стажа работы.

Ежемесячно выплачиваются пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет.

Забота о здоровье коллектива ставится руководством на одно из первых мест. Предприятие содержит цеховую медицинскую службу и хорошо оборудованный здравпункт.

Ежегодно более 600 человек проходят лечение в заводском профилактории. Его материальная база полностью соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода санаториям. В нее входят электросветолечебный и процедурный кабинеты, ингалятории, отделение лечебных ванн, кабинет теплолечении, кабинеты подводного массажа и психоэмоциональной разгрузки.

Организационно-распорядительные методы управления.

Эти методы предполагают ведение отчетности для эффективного управления предприятием. Отчетность ОАО «МЕТАФРАКС» представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета и является завершающим этапом учетной работы.

Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, контроля за исполнением управленческих решений и служит исходной базой для последующего планирования и принятия новых управленческих решений. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Годовая отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты ОАО «МЕТАФРАКС» и состоит из следующих форм:

- бухгалтерский баланс - форма N 1

- отчет о прибылях и  убытках - форма N 2

- пояснение к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и убытках

- отчет о состоянии  капитала - форма N 3

- отчет о движении денежных  средств - форма N 4

- приложение к бухгалтерскому  балансу - форма N 5

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность в  бухгалтерской отчетности, если  она принадлежит обязательному  аудиту.

Основными проблемами управления на предприятии выступают:

  • Недостаток квалифицированных менеджеров.
  • Недостаток молодых специалистов, готовых встать на замену не справляющихся со своими обязанностями руководителей заводоуправления (структурная безработица).
  • Дефицит главных технологов и инженеров - молодежь не стремится в сферу производства.

Эффективность управления определяется такими показателями, как

  • Своевременность выполнения заданий.
  • Достижение плановых величин.
  • Высокая рентабельность продукции - максимум прибыли при минимуме затрат.
  • Должностные инструкции работников экономических служб

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ расходов и себестоимости.

 

    1. Классификация и анализ затрат.

Классификацию затрат на производство можно представить в виде следующей таблицы.

Признаки классификации

Подразделение затрат

По принятию управленческих решений

Явные

Альтернативные

По отношению к технологическому процессу

Основные

Накладные

По составу

Одноэлементные

Многоэлементные

По способу отнесения на себестоимость продукта

Прямые

Косвенные

По роли в процессе производства

Производственные

Непроизводственные

По целесообразности расходования

Производительные

Непроизводительные

По отношению к объему производства

Переменные

Постоянные

По периодичности возникновения

Текущие

Единовременные

По степени регулирования государством

Нормируемые

Ненормируемые

По использованию в системе управления

Прогнозные

Плановые

Фактические

По экономическому содержанию

Материальные

Трудовые

Денежные

По возможности охвата планом

Планируемые

Не планируемые

По характеру деятельности

Затраты капитального характера

Затраты на текущую деятельность

Затраты социально – культурного назначения

По статьям калькуляции

Основные материалы

Вспомогательные материалы на производственные нужды

Комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты

Топливо и энергия на производственные нужды

Основная заработная плата основных рабочих

Дополнительная заработная плата основных рабочих

Страховые взносы

Расходы на подготовку и освоение производства

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Общепроизводственные расходы (цеховые)

Общехозяйственные расходы (заводские)

Потери от технологии неизбежного брака

Прочие производственные расходы

Внепроизводственные расходы

По экономическим элементам

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Страховые взносы

Амортизационные отчисления

Прочие затраты


Проведем анализ затрат на основе признака классификации: «по экономическим элементам» или другое название – смета затрат. Смета – план предстоящих расходов и поступлений материальных и денежных средств предприятий, учреждений.

Смета затрат позволяет:

  • Увидеть и определить сумму затрат за период,
  • Определить структуру затрат по факторам производства,
  • Провести планово факторный анализ.

Для анализа будем использовать данные помещенные в таблице:

Наименование статьи затрат

план

факт

Сумма руб.

%

Сумма руб.

%

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Страховые взносы

Амортизация

Прочие затраты

Итого затрат

2633073419

57093722

15244023

297419755

1739768110

4742599029

55,5

1,2

0,3

6,3

36,8

100

2670104817

62816236  

16261608

299106778

1824495098

4872784537                          

54,7

1,3

0,3

6,1

37,4

100


       Следует отметить, что в разных отраслях промышленности доля отдельных видов затрат различна. Анализируемое предприятие ОАО «МЕТАФРАКС» является материалоемким, удельный вес материальных затрат составил в отчетном году 54,7%. Трудоемкость производства на данном предприятии возросла на 0,1 %, об этом говорит повышение заработной платы. О понижении технического уровня производства говорит

увеличение суммы амортизационных отчислений. Анализируя статью: «прочие затраты» следует отметить, что наибольшая доля приходится на общезаводские расходы (13%) и коммерческие (13,7%). По сравнению с плановыми показателями доля прочих затрат повысилась на 0,6 %.

    1. Анализ себестоимости.

 Себестоимость – обобщающий экономический показатель, включающий затраты на потребленные средства производства и на оплату труда. Это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.          

       Себестоимость  продукции – выраженные в денежной  форме текущие затраты на приобретение и реализацию продукции.

       В этом разделе определяется плановая и фактическая себестоимость продаж.

Плановая себестоимость продаж определяется по норме на фактические продажи товаров.

Фактическая себестоимость отражает фактические затраты и рассчитывается суммированием нормированных затрат и отклонений.

      Для глубокой оценки себестоимости отдельных видов продукции все затраты, связанные с производством единицы продукции, группируют на переменные и постоянные, находят себестоимость изделия, которую затем сравнивают с данными по плану или прошлыми периодами. Проводя факторный анализ, используют модель, где себестоимость i-го вида продукции;

сумма постоянных затрат, приходящихся на i-ый вид продукции;

объём i-го вида продукции;

сумма переменных затрат на единицу i-го виды продукции.

По данным предприятия ОАО «МЕТАФРАКС» проведем анализ себестоимости полиамида. Найдем влияние объёма выпуска, суммы постоянных затрат и суммы переменных затрат на одну тонну полиамида на себестоимость полиамида.

Необходимые данные взяты из приложения анализ себестоимости полиамида.

Показатель

План

Факт

Отклонение

Объем выпуска полиамида за период, т.

55

55,9833

0,9833

Величина постоянных затрат полиамида, руб.

1215185

765802

- 44938,3

Величина переменных затрат на одну тонну полиамида, руб.

66052,65

60318,55

- 5734,1

Себестоимость полиамида, руб.

4897913

4127974

- 769939


С помощью способа цепной подстановки рассчитываем влияние факторов на изменение себестоимости одной тонны полиамида. Изменение себестоимости происходит за счет:

- объёма выпуска,

- суммы постоянных затрат,

- суммы переменных затрат.

Проведем проверку

Себестоимость полиамида уменьшилась на 769939 руб., что оценивается положительно, т.к. означает удешевление продукции, повышение её конкурентоспособности, прибыли и улучшение финансового состояния предприятия.

На это повлияло 3 фактора:

За счет повышения объёма выпуска полиамида за период на 0,9833 тонны себестоимость одной тонны полиамида понизилась на 13752,84 руб., что оценивается положительно;

За счет понижения постоянных затрат на 44938,3 тыс. руб., себестоимость одной тонны полиамида понизилась на 13752,84 руб., что оценивается положительно;

За счет уменьшения переменных затрат на одну тонну полиамида ее себестоимость уменьшается на 5734,1 руб., что оценивается позитивно.

       Всё три фактора влияют положительно, наибольшее влияние оказала величина переменных затрат на одну тонну полиамида.

       Расчёты себестоимости единицы продукции позволяют определить, во что обходится единица каждого вида продукции, а так же где и в связи с чем произведены затраты.     

       Статья калькуляции - определенный вид затрат, образующих себестоимость. Перечень калькуляционных статей устанавливается инструкциями для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости от особенностей производственного процесса.

       Часть затрат в себестоимость единицы изделия относится прямо, а часть затрат требуют распределения между несколькими изделиями по утвержденной методике. Часть статей одноэлементны, другие- комплексные, состоящие из нескольких однородных элементов. Калькуляции позволяют провести многоуровневый анализ затрат: 1-ый уровень – анализ полной себестоимости изделия и структуры затрат; 2-о1 уровень – анализ отдельных проблемных статей; 3-ий уровень - анализ причин и мест возникновения затрат, а также поиск ответственных лиц.

 
    1. Ценовая политика и расчет маржинальных показателей.

Ценовая политика на ОАО «МЕТАФРАКС» зависит от следующих факторов:

  • стоимости сырья: как обычно с 1 января РАО ЕС, НПС повышают цены на электроэнергию и железнодорожные тарифы, а вследствие этого растут цены на продукцию,
  • ряд конкурентов покидает рынок по причине технологических проблем, которые решаются очень долго, и из-за отрицательной рентабельности, что является поводом для решения о поднятии цен,
  • наличие картельных соглашений: иногда фирма заключает договора с главными конкурентами, о том, что каждый не имеет права выходить на рынок другого и брать заказы от чужих клиентов. На собственном же рынке устанавливаются желаемые цены, поскольку клиенты оказываются "привязаны".
  • наличие монополии на определенный товар. Этот фактор дает самые большие возможности для повышения цен и получения высокой прибыли.

       Таким образом, «МЕТАФРАКС» является единственным производителем пентаэритрита, что, помимо вышеперечисленных возможностей, позволяет привязывать к нему обязательную покупку других, также нужных клиенту продуктов, по ценам выше, чем у конкурентов. Особенно такая политика действует зимой, поскольку пентаэритрит является сырьем для противоморозных добавок.

       Если производителей какого-то товара много, и его нельзя привязать к пентаэритриту, фирма, в целях завоевания рынка и вытеснения слабых конкурентов, проводит политику заниженных цен. А для удержания позиций используются накопительные скидки, коммерческие кредиты, отсрочки платежей и другие инструменты.

Кроме того, ценовая политика зависит от:

  • Объемов поставки
  • Приоритетности рынка
  • Условий оплаты
  • Надежности партнера
  • Долгосрочности сотрудничества
  • Новизны рынка

       Таким образом, ценовая политика разнообразна, отличается для каждого клиента и меняется под воздействием факторов влияния.

Необходимо также заметить, что на чувствительность потребителей к цене влияет эластичность спроса, которая отличается для каждого продукта. Поэтому по некоторым товарам возможно большее варьирование цен, чем по другим. На каждый продукт имеется своя стратегия цены - от выживания до получения максимальной прибыли.

       Говоря о прибыли, следует отметить что в первую очередь прибыль идет на погашение кредитов и поддержание постоянного объема производственных мощностей в рабочем состоянии. Если эти основные потребности не "съедают" всю прибыль, то средства направляются на инвестиционную деятельность, внедрение новых видов продукции и оборудования. В последнюю очередь и в самых малых объемах прибыль используется для выплат дивидендов акционерам, дополнительных премий и других поощрений работникам предприятия

       Сущность  маржинального анализа заключается  в анализе соотношения объема  продаж (выпуска продукции), себестоимости  и прибыли на основе прогнозирования  уровня этих величин при заданных  ограничениях. В его основе лежит  деление затрат на постоянные  и переменные. Набор критериев  отнесения статьи к постоянным  или переменным затратам зависит  от специфики предприятия, принятой  учетной политики и целей анализа  специалиста.

Формула маржинального дохода выглядит следующим образом:

МД = Вр (от реализации) – VC, где

МД – маржинальный доход (прибыль);

Вр – выручка от реализации;

VC – переменные затраты.

Маржинальный доход – сумма покрытия, та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организуется получаемая прибыль.

Удельный маржинальный доход – прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции.

Его можно вычислить по формуле:

МД (уд.) =Вр – VC, где

МД (уд.) – удельный маржинальный доход;

Вр – выручка от реализации;

VC – переменные затраты;

Если показатели маржинального дохода отрицательны, то значит, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат и каждая следующая произведенная единица продукции будет увеличивать убыток предприятия. В данной ситуации необходимо снизить переменные затраты, но они являются ограниченными. Поэтому менеджерам необходимо рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента, предлагаемого предприятием, продукции.

       Немаловажную  роль при расчете финансово-экономических  показателей деятельности предприятия  играет коэффициент маржинального  дохода.

Вычислить коэффициент маржинального дохода можно по следующей формуле:

Кмд = МД/Вр < 1, где

Кмд – коэффициент маржинального дохода;

МД – маржинальный доход;

Вр – выручка.

 Коэффициент маржинального дохода показывает, насколько предприятию выгодно или невыгодно производить товар. Чем выше показатель – тем выгоднее производство данного продукта для предприятия.

Рассчитаем данные показатели по приложенной в отчет калькуляции на метанол.

Р одной тонны метанола = 5360,11 руб.

Q выпускаемой продукции = 469000 тонн

По данным показателям находим выручку:

Вр = 5360,11*469000 = 2513891590 руб.

Далее высчитаем маржинальный доход и узнаем сколько МД содержится в выручке.

МД = 2513891590 – 1778056960 = 735834630 руб.

Кмд = 735834630/2513891590 = 0,3

Произведем расчет точки безубыточности, необходимой для установления минимального объема производства и продаж, при  котором прибыль организации будет равна нулю.

Формула для расчета следующая:

Qб = FC/Р – АVC, где

Qб – точка безубыточности;

FC – постоянные затраты;

Р – цена;

АVC – удельные переменные затраты (на единицу продукции)

Qб = 500017608/5360,11 - 3791,17 = 318697,72 тонн

Порог рентабельности – стоимостное выражение точки безубыточности. Находится по формуле:

ρб = FC/Кмд

ρб = 500017608/0,3 = 1666725360 руб.

Запас финансовой прочности - сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Запас финансовой прочности можно вычислить по следующей формуле:

Вф = Вр – ρб

Вф = 2513891590 – 1666725360 = 847166230 руб.

Операционный рычаг показывает, во сколько раз изменяется прибыль при изменении выручки на 1 %.

Вычисляется по формуле:

ρоп = МД/Пр

найдем сумму прибыли:

Пр = Вр – полн с/с

Пр = 2513891590 – 2093628890 = 420262700 руб.

ρоп = 735834630/420262700 = 1,75

Заключение

       За время прохождения практики было выявлено, что ОАО «МЕТАФРАКС» многопрофильное предприятие с устойчивой экономикой, прогрессивными технологиями, замечательным рабочим коллективом. За последние пять лет ежегодно входит в рейтинг 200 крупнейших российских компаний по объемам производства, динамике развития и темпам роста производительности труда.

       За время своего существования ОАО «МЕТАФРАКС» успело зарекомендовать себя поставщиком, которому можно доверять, поставщиком, который предлагает высокой уровень сервисного обслуживания и качество по приемлемым ценам.

       Хотелось бы отметить и то, что грамотное стратегическое планирование, разумный баланс производственных процессов и маркетинговой стратегии, а также кадровых и социальных программ позволяют компании ОАО «МЕТАФРАКС» оставаться лидером химической отрасли, узнаваемым далеко за пределами России.

      Компанией, чьи приоритеты: - динамичное развитие,

                                                         - постоянное совершенствование,

                                                         - высокая социальная ответственность бизнеса.

       Так же к положительным характеристикам  компании можно отнести и то, что со времени своего создания компания ведет активную благотворительную и спонсорскую деятельность, ведущуюся под лозунгами: «В первую очередь мы вкладываем в будущее – наших детей», «Мы стараемся не забывать о прошлом», «Мы в ответе за тех, кто рядом».

       К недостаткам предприятия можно  отнести лишь проблему, скрывающуюся  в кадровой политике. Предприятие  нуждается в квалифицированных  менеджерах, молодых специалистах, готовых встать на замену не справляющихся со своими обязанностями руководителей заводоуправления, главных технологах и инженерах, так как молодежь не стремится в сферу производства.

Список литературы.

  1. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие /под ред. проф. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 471 с.
  2. Ефимова О. В. «Финансовый анализ», 2002г. – 528 с.
  3. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176 с.
  4. www.metafrax.ru/

 

   
     

 

 

 


Информация о работе Отчет по практике в ОАО «МЕТАФРАКС»