Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:08, отчет по практике
Цель организационно-технологической практики – изучение практических аспектов деятельности СООО «Либретик».
Основными задачами прохождения практики являются:
- приобретение студентами профессиональных навыков по специальности;
- закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
- развитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива;
Введение 3
1 Общая характеристика СООО «Либретик» 4
2 Организационная структура и кадровый потенциал СООО «Либретик» 8
3 Устройство, планировка и оборудование в магазинах СООО «Либретик» 11
4 Торгово-технологический процесс в магазинах СООО «Либретик» 17
5 Характеристика реализуемых товаров в СООО «Либретик» 21
6 Коммерческая деятельность СООО «Либретик» 30
7 Организация контроля за работой СООО «Либретик» 35
8 Экономическая характеристика СООО «Либретик» 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Для оценки эффективности использования торговой площади универсама используется коэффициент установочной площади, который рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где – коэффициент установочной площади;
– сумма площадей оснований оборудования;
– площадь торгового зала.
Для магазина «Соседи» СООО «Либретик» коэффициент установочной площади равен:
Оптимальная величина этого коэффициента находится в интервале от 0,25 до 0,35. Если величина коэффициента установочной площади превышает рекомендуемую норму, скорее всего, магазин перегружен оборудованием и покупателям в нем тесно и неудобно. Таким образом, можно судить об оптимальной величине коэффициента установочной площади для магазина «Соседи» СООО «Либретик».
Форма торгового зала магазина «Соседи» представляет собой прямоугольник, что характерно для универсамов. Размещение отделов, оборудования и товаров магазина «Соседи» сделано таким образом, чтобы путь к нужному товару и выходу проходил и через другие товары. Так, хлеб и хлебобулочные изделия расположены в самом дальнем углу от входа, а узел расчета слева от входа. Покупатели должны пройти через весь торговый зал, чтобы положить в корзинку хлеб или молоко. Следовательно, пройдя через весь торговый зал, покупатель ознакомится со всем ассортиментом магазина. Справа от входа расположены камеры хранения. Скоропортящиеся продукты распределены по периметру универсама, чтобы покупатели от входа продвигались через весь магазин.
За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.
Овощи и фрукты. В универсаме «Автозаводской» прилавки с овощами и фруктами расположены в самом начале маршрута, так как эта продукция является высокоприбыльной и лучше предложить ее покупателям до того, как они наберут товаров на большую сумму в других отделах.
Мясо и мясопродукты. Отдел расположен в правом дальнем углу торгового зала. Таким образом, для приобретения мясных продуктов покупатели пересекут торговый зал, в результате объем их покупок увеличится. Оборудование для размещения мясных продуктов расположено недалеко от места обработки, чтобы можно было быстро и эффективно пополнить запасы.
Хлебобулочные и кондитерские изделия. Т.к. выпечка изготавливается прямо в магазине, то данный отдел расположен в левом дальнем углу торгового зала, рядом с кулинарией. Аромат свежей выпечки привлекает покупателей к другим товарам.
Замороженные продукты. Замороженные продукты располагаются в конце маршрута: спрос на них растет и они не нуждаются в поддержке других отделов, при этом продолжительность пребывания продукта вне морозильной камеры сокращается.
Молочные продукты. Около этого отдела большинство покупателей делают последнюю остановку, поэтому он размещен вдоль стены, противоположной овощному отделу. Данный отдел расположен рядом с отделом «Хлебобулочные и кондитерские изделия».
Все вышеперечисленные отделы занимают периметр торгового зала. Такое расположение скоропортящихся продуктов побуждает покупателей передвигаться по всему магазину. Оказавшись в глубине торгового зала, покупатели психологически готовы к приобретению бакалейных товаров. Данный отдел размещается на стеллажах в центре зала.
Сопутствующие (непродовольственные) товары. Такие товары размещаются рядом с бакалейными товарами. В качестве сопутствующих товаров покупателям предлагаются посуда, кухонные принадлежности, косметика, предметы личной гигиены и др.
Немаловажно отметить, что под узлом расчета занято лишь 17% от общей площади торгового зала, что позволяет разместить больше товаров в универсаме.
В магазине «Соседи» СООО «Либретик» использовано П-образное расположение подсобных и служебных помещений.
Рассмотрим оборудование, используемое в магазинах СООО «Либретик».
В СООО «Либретик» используются все виды торгово-технологического оборудования: неохлаждаемое оборудование (мебель), торговый инвентарь, холодильное оборудование, торговое измерительное оборудование и контрольно-кассовое оборудование.
Значительное место в торговом зале СООО «Либретик» занимает неохлаждаемое оборудование. Ведущая роль здесь принадлежит стеллажам, которые одновременно являются функциональным оборудованием и важным элементом дизайна магазина.
При этом в магазине «Соседи» для выкладки бакалейных товаров используются преимущественно двусторонние стеллажи. Длина стеллажной секции 100 см. Глубина полок для большинства применяемых в СООО «Либретик» стеллажей составляет 30 – 40 см. Средняя высота стеллажа – 2 метра.
Кроме того, в СООО «Либретик» применяются угловые 45-градусные секции односторонних стеллажей (для внутренних и внешних углов). Также используются островные стеллажи, которые формируют покупательские потоки и служат для покупателей стимулом посетить удаленные зоны торгового зала.
Чтобы представить покупателям все товары, требующие особых условий хранения, в торговых залах магазинов СООО «Либретик» используется различное холодильное оборудование — охлаждаемые витрины, холодильные горки и шкафы, а также средне- и низкотемпературные островные витрины с крышкой и без крышки.
Среднетемпературные холодильные витрины (от -1 до +10 °С) используются для демонстрации и кратковременного хранения пищевых продуктов: мяса, рыбы, сыра, колбасных, гастрономических и кондитерских изделий.
Пристенные холодильные горки используются для хранения, демонстрации и продажи гастрономии и молочных продуктов. Для молочных продуктов применяются горки с температурными режимами +3-5°С, для овощей оптимален температурный режим +6-8 °С.
Холодильные шкафы используются для охлаждения и экспозиции прохладительных и спиртных напитков и др.
Кроме оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товаров, в торговых залах магазинов СООО «Либретик» присутствуют вспомогательные конструкции и механизмы, облегчающие торгово-технологический процесс. Это системы ограждения, покупательские тележки, корзины и т. д.
Оборудование, установленное в торговом зале магазина, решает не только функциональные задачи обеспечения торгово-технологического процесса, но и участвует в организации покупательских потоков.
В магазинах СООО «Либретик» оборудование расположено параллельно контрольно-кассовым пунктам, что позволяет контролерам наблюдать за проходами.
Основными носителями внутримагазинной рекламы в магазинах СООО «Либретик» являются различного рода тумбы, стойки, полиграфическая рекламная продукция.
Полиграфическая продукция в магазинах СООО «Либретик» представлена плакатами, флажками, вымпелами, блюдцами для приема денег и др. Данные рекламные средства позволяют обратить внимание покупателя на тот или иной товар, на его особенность – отличительное свойство или же размер предоставляемой скидки.
В обязательном порядке
рекламными средствами сопровождаются
товары, находящиеся на распродаже.
Для такой продукции
Значительная часть
рекламной продукции
Таким образом, можно судить о достаточно рациональном использовании торговой площади в магазинах СООО «Либретик». Следует отметить достаточно большое разнообразие применяемого в СООО «Либретик» оборудования и его рациональную расстановку, что позволяет покупателям лучше ориентироваться в пространстве торгового зала, а также дает возможность управления движением покупателей внутри магазина.
4 Торгово-технологический процесс в магазинах СООО «Либретик»
Торгово-технологический процесс в магазинах СООО «Либретик» включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
Торгово-технологический процесс в магазине «Соседи» СООО «Либретик», расположенном в ТЦ «Рига», осуществляется следующим образом.
Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора. В магазине разгрузку транспортных средств производят грузчики или водитель, который доставил товар. Когда заведующая составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно т.к. для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала.
Разгрузку товаров осуществляют прямо в отделы, где осуществляется приемка по количеству.
Приемку в магазине осуществляют
материально-ответственные
В магазине «Соседи» СООО «Либретик» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.
После разгрузки и приемки товаров, в зависимости от того, какими они обладают свойствами, от вида упаковки и расфасовки, от условий хранения и от степени готовности товаров к продаже, их размещают в соответствующие места, т.е. в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации. Для хранения этих групп товаров в магазине предусмотрено 7 кладовых и одна хлебная камера. Общая площадь, занятая под складские помещения, составляет 905 кв.м. Товар хранится на складе с учетом сроков его реализации, свойств товара, условий и продолжительности хранения. Эти условия указываются на маркировке, другая информация о требованиях к хранению содержится в нормативных документах. На предприятии выбирают свободный способ размещения товаров, при котором на освободившихся площадях размещают товары других групп, но при этом способе затрудняется учет товаров из-за расположения однородных товаров в нескольких местах. Далее, если товар полностью готов к продаже, то он вывозится в торговый зал. Если же необходима дополнительная подготовка товара, он подается на фасование, где подвергается подготовительным операциям – упаковки, расфасовки и т.д.
В ЗАО «Универсам Кунцевщина» помещения для подготовки товаров к продаже составляют разрубочная и две фасовочные: одна – для фасовки кондитерских и бакалейных товаров, другая – для овощей. Размещены эти помещения с учетом поточной технологии работ – между зоной приёмки товаров и торговым залом. Помещения для фасования расположены на одном уровне с торговым залом и в непосредственной близости с ним, а разрубочная примыкает к мясному отделу.
Обслуживание покупателей в магазине «Соседи» осуществляется преимущественно методом самообслуживания.
Основным видом выкладки, применяемым в магазине «Соседи», является горизонтальная или вертикальная выкладка по товарным группам.
В магазине «Соседи» используется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара со сравнительно узким ассортиментом применяется вертикальная выкладка, а для товаров более широкого ассортимента используется горизонтальная и комбинированная.
Выкладка по товарным группам подразумевает выкладку товара одной товарной группы всех производителей. Например, рис всех производителей или колбаса сырокопченая разных торговых марок.
Горизонтальная выкладка по товарным группам используется в первую очередь для товаров, расположенных на стеллажах. Это в первую очередь бакалейные товары, алкогольная продукция и непродовольственные товары (парфюмерно-косметические товары, посуда, игрушки и др.). Горизонтальная выкладка используется также для соусов: одна полка — томатные соусы; другая полка — прочие соусы; третья полка — майонезы.
Вертикальная выкладка применяется, к примеру, в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую — творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
Примером выкладки по производителям или по торговым маркам может служить выкладка специй. Так, все виды специй одного производителя расположены на оборудовании единым блоком.
Декоративная выкладка с применением средств объемно-пространственной композиции применяется для оформления витрин. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей.
Часть товаров, помимо основной точки продаж, где представлен весь ассортимент данной товарной группы, имеет дополнительные точки продаж, где продукция размещается отдельно. Это способствует объемному представлению, т. е. представление товаров в больших количествах. Большой объем товара, выложенного на напольных дисплеях, вызывает ассоциацию, во-первых, с низкой ценой, а во-вторых, создает ощущение того, что данный товар пользуется повышенным спросом. Во-вторых, это способствует тому, что человек, покупая основной товар, может внезапно осознать необходимость приобретения дополнительного, сопутствующего товара. В-третьих, это позволяет передать информацию о новых товарах и товарах, для которых проходят специальные акции.