Отраслевая структура промышленности, её развитие и совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Затраты по маркетингу планируются и учитываются в составе коммерческих расходов, если они проводятся с целью поиска рынков сбыта для выпускаемой продукции. Если указанные расходы являются значительными и осуществляются с целью исследования рынков сбыта на перспективу, они относятся к нематериальным активам и включаются в себестоимость продукции в течение срока проведения исследований в виде износа нематериальных активов в составе общехозяйственных расходов.

Содержание работы

1. Отраслевая структура промышленности, её развитие и совершенствование
1.1 Отраслевая структура промышленности
1.2 Развитие отраслевой структуры промышленности
1.3 Совершенствование отраслевой структуры промышленности
2. Технико-экономическое обоснование в производстве нового изделия
2.1 Расчёт инвестиций в основной капитал
2.2 Расчёт себестоимости (текущих издержек) на единицу продукции
2.3 Расчёт товарной, реализованной продукции и доходов от реализации
2.4 Расчет потребности в оборотном капитале
2.5 Расчет показателей эффективности использования основного и оборотного капитала
2.6 Расчёт показателей экономической эффективности проекта
Заключение
Литература:

Файлы: 1 файл

Полная Курсовая работа.docx

— 237.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 2.

Удельный вес убыточных предприятий и организаций

Республики Беларусь, %.

 

Область

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Брестская

15,9

13,5

10,8

13,3

11,7

19,3

Витебская

23,7

25,7

14,1

26,3

28,1

33,1

Гомельская

17,7

18,2

12,6

17,9

17,1

24,3

Гродненская

14,8

15,9

11,4

10,3

10,8

22,1

Город Минск

21,1

19,2

10,4

6,5

6,5

8,3

Минская

16,7

17,2

14,2

18,1

17,8

24,8

Могилёвская

12,8

15,6

12,2

20,1

27,2

33,6

Республика Белпрусь

17,9

18,4

12,3

16,2

16,9

23,4


 

 

Изменения, которые произошли за последнее время в промышленности, пока не дают возможности улучшить ее материально-техническую базу. На большинстве предприятий она представлена традиционным (четвертым) технологическим укладом. Износ активной части основных производственных фондов остается за чертой экономически допустимой. По ориентировочным оценкам специалистов, только около 18% всего парка машин и оборудования в промышленности отвечают мировому уровню, из них всего 4% занято в технологических процессах, имеющих мировые стандарты [3, с.18]. Сказанное свидетельствует о том, что для устойчивого развития страны необходимо как можно быстрее провести смену технологий в большинстве отраслей производства, осуществить реконструкцию приоритетных отраслей и тем самым повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Причем, особое внимание государство должно уделить модернизации наукоемкого сектора промышленности, экспортоориентированным отраслям и импортозаменяющим производствам, образованию и развитию производств, основанных на новейших и высоких технологиях.

 

 

 

 

Размещение промышленно-производственных основных фондов по территории республики неравномерно, резко дифференцировано. Основная их часть

сконцентрирована в Минской и Гомельской областях (15% и 21% соответственно). Относительно высокая их концентрация характерна также для Могилевской области (14%). А вот доля Брестской и Гродненской областей, вместе взятых, в стоимости промышленно-производственных фондов Беларуси не превышает 20%. В послевоенное время были предприняты меры по экономическому развитию западных областей. Но в целом задача по выравниванию производственного потенциала восточных и западных областей не ставилась из-за пограничного положения последних.

 

В целом надо отметить, что глубокий социально-экономический кризис конца 80-х – первой половины 90-х гг. отрицательно сказался на промышленности Беларуси. Техническая база большинства предприятий республики представляет сегодня традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. Поэтому продукция, производимая на таких предприятиях, ресурсоемкая и неконкурентоспособная. Если в странах-лидерах мирового научно-технического прогресса доля пятого технологического уклада достигла примерно половины ВВП, то в Беларуси в начале 90-х гг. она составляла только около 10%, а на сегодняшний день, по оценкам специалистов, находится на уровне 3–5% [9, с.24]. Это говорит о том, что в функционировании технологического уклада Беларуси негативные тенденции и диспропорции пока не преодолены. К важнейшим из них относятся:

слабая ориентация на удовлетворение внутренних потребностей населения и народного хозяйства (отсутствие или недостаточное производство машин и оборудования для АПК, недостаточное развитие строительного и транспортного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства); низкий уровень развития отраслей сферы обслуживания населения и производства; резкое усиление физического и морального износа основных фондов в связи с невозможностью осуществления не только расширенного, но и простого их воспроизводства; высокая энерго – и материалоемкость производства и необходимость крупных поставок из-за рубежа топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; недостаточный уровень развития экспортных производств, низкая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

 

Для обеспечения общего устойчивого развития Беларуси и ее производственного потенциала в частности важнейшей задачей на ближайший период должно стать восстановление той его части, которая обеспечивает потребности населения и народного хозяйства (государственная поддержка жизненно важных объектов, технологическое перевооружение и реконструкция предприятий, создание новых наукоемких экспортоориентированных и импортозаменяющих производств и т.д.). На более отдаленную перспективу должно быть предусмотрено формирование гармонически развитого, высокотехнологического и экологического, не ресурсоемкого производственного потенциала, способного производить товары и услуги, которые имели бы спрос на внутреннем и внешнем рынках и тем самым обеспечивали устойчивое развитие экономики республики.

 

    1. Совершенствование отраслевой структуры промышленности

 

Из зарубежного опыта следуют два вывода - о значительной роли государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода их проведения. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи, чтобы исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

 

Долгосрочную стратегию целесообразно разбить на ряд этапов - в виде государственных программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующие законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств. Программы могут реализовываться и параллельно.

 

В Беларуси принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства", которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

 

В условиях совершенствования отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные экономические зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

 

Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д. При проработке вопросов свободных экономических зон очень важным является вопрос, какие же разновидности свободных экономических зон следует организовывать.

 

Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в РБ они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Вот почему, так актуален в настоящее время анализ практики, в том числе трудностей и проблем, создания и функционирования свободных экономических зон не только в нашей стране, но и за рубежом.

 

Инвестирование реструктуризации промышленности должно происходить по следующим направлениям:

 

-Создание условий для внутренних накоплений предприятий.

 

-Концентрация всех возможных ресурсов государства на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

 

-Государственную поддержку необходимо осуществлять прежде всего отраслям, производящим экспортную продукцию, а также технологиям, позволяющим снизить потребление импортируемого сырья и издержки.

 

-Концентрация ресурсов банковской системы на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

 

При рассмотрении вопроса государственной поддержки важнейшим моментом является изыскание источников финансовых ресурсов. Возникает ряд вопросов: где в этих условиях взять деньги, можно ли это сделать безболезненно для социальной сферы и, если нет, стоит ли это делать?

 

В настоящее время колоссальная часть средств тратится государством на поддержку и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы агропромышленного комплекса, которая бы привела к снижению уровня государственной поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно. Первыми шагами в реформе агропромышленного комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект, должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее мелкого, но при условии, что для работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют вести рентабельную деятельность.

 

Наиболее быстрым в использовании источником средств для обновления основного капитала экономики мог бы стать Национальный банк. Сейчас основным направлением кредитной эмиссии является финансирование жилищного строительства. Речь идет о переориентации, в возможных пределах, допустимой (в рамках контроля за денежным предложением с целью обеспечения курсовой политики) кредитной эмиссии на финансирование инвестиционных проектов, и прежде всего экспортных.

 

Следующим важным и наиболее доступным источником средств являются внешние инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый ряд предприятий, представляющих интерес для внешних инвесторов, и это в большинстве своем государственные предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.

 

Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Бездумное применение здесь японского опыта - административное ограничение верхнего предела процентных кредитно-депозитных ставок с одновременным жестким административным контролем за кредитной экспансией неминуемо привело бы к системному банковскому кризису при том уровне доверия населения к банковской системе и склонности к сбережению, которые существуют в Беларуси. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, которые экономика не может использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.

 

Для Беларуси в сложившейся экономической ситуации целесообразно было бы

использовать механизм льготирования высоких процентных ставок через компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов (под ставку до 10% годовых на инвестиционные цели). Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения расходной части бюджета, так и часть кредитной эмиссии (через финансирование дефицита бюджета) Национального банка на условиях, описанных выше.

 

Естественно, проведение вышеописанных мероприятий не может пройти безболезненно для социальной сферы, но путь на обновление основного капитала промышленности является единственным в существующих в Беларуси экономических условиях, который может привести к распутыванию клубка экономических проблем, поскольку ведет к существенному повышению производительности труда, качества продукции и снижению издержек производства, повышению рентабельности предприятий и, как следствие, последующему наполнению доходной части бюджета, а также к увеличению золотовалютных резервов страны.

Информация о работе Отраслевая структура промышленности, её развитие и совершенствование