Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды 5
Глава 2. Особенности регулирования монополий в России 14
2.1 Возникновение монополии в России 14
2.2 Антимонопольное регулирование в России 15
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ 27
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 1 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Левина.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Торгово – Экономический»

Кафедра «Экономика торговли»

 

 

 

«Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства»

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»

ЮУрГУ– 080502.2012.348.ПЗ КР

 

 

 

Нормоконтролер, К.Э.Н                                                  Руководитель, К.Э.Н

               А.Б.Левина                                                                        А.Б. Левина

                        2013 г.                                                                                2013г.

 

            Автор работы

           Студент  группы ТЭ-482

                             А.К.Герман

                                        2013г.

 

 

            Работа защищена

            с оценкой (прописью, цфрой)

             _______________________

                                                2013г.

 

Челябинск 2013г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой данной работы является «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России». Эта тема очень актуальна.

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

В современной экономике  стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка — сократилось количество стандартизированных, недифференцированных продуктов и услуг разных компаний. При этом конкуренция между монополистами в условиях транспарентности рынков ужесточилась. В последнее время она чаще всего принимает формы агрессивной неценовой конкуренции, стимулирующей продажи и создающей значительный комплекс услуг для потребителей. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потребителей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Поэтому для любого государства так важно иметь развитое антимонопольное законодательство и органы, которые совершенствуют его, регулируют деятельность монополий и привлекают к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В данной работе в первой главе будут представлены вопросы, связанные с понятием монополии, ее признаками и видами.

Во второй главе рассматриваются особенности регулирования монополий в России. Здесь я расскажу о возникновении монополии в России, об антимонопольной политике, о том какие органы ее регулируют и каким образом это происходит. И отдельно подробно остановлюсь на регулировании естественных монополий в России.

В третьей главе я расскажу об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в России. Здесь я расскажу об основаниях для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, о порядке их рассмотрения и видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

                                                                                                                                                           

1. Монополия: понятие, сущность и виды

 

Монополизм в экономике  означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В силу своей разносторонности и многогранности понятия, существует множество определений термина «монополия». В связи с огромным значением этого понятия, в мировой экономической теории существует даже так называемая  теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует  уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной, то есть отсутствуют товары-заменители.
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Они следующие:

    • по характеру движущих сил,
    • по форме собственности,
    • по территориальному признаку
    • по характеру возникновения.

По характеру  движущих сил можно выделить три типа монополии: естественную, продуктовую и протекционистскую.

Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка. В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, соответственно, спрос на этом рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках формируют ситуацию, при которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, а какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы. Естественная монополия существует на основе барьеров, обусловленных особенностями производства и реализации продукции. В подавляющем большинстве случаев такая экономическая ситуация характерна для отраслей-коммуникаций и предприятий, производящих продукцию и услуги коллективного потребления, - транспортировка нефти, газа, передача электрической и тепловой энергии, магистральные перевозки железнодорожным транспортом, услуги электросвязи, транспортных терминалов, водоснабжения и водоотведения и др.

Достижение монопольного положения может быть как результатом активного внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и создания принципиально нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегии, так и результатом умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появлении товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на концентрацию своих усилий для поддержания мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции. В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направляемых на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов и создание нематериальных брендинговых активов.

Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого существенные административные барьеры. Основными инструментами государственной помощи являются прямые субсидии и льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, предоставляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др. Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Протекционистские монополии, действуя в условиях государственного патронажа, обеспечены административным иммунитетом. Это принципиально важный фактор, предопределяющий особенности их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Результатами законодательно не урегулированного государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка могут быть нарушение экономического равновесия на рынке, технологические и социальные конфликты, проявление монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

По форме  собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.

Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных в перспективе условий для деятельности.

Особенность государственной монополии состоит в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, экспортно-импортные тарифы, квоты экспорта-импорта.

Разновидностью государственной  монополии в советской России была ведомственно-бюрократическая  монополия, возникшая на основе государственной собственности. Процесс сращивания интересов партийно-государственной системы, сохранявшей элитарное положение в обществе, и отраслевых ведомственно-корпоративных структур сформировал принципиально новый в экономической практике вид монополий. Ведомства от лица государства получили распорядительские полномочия, которые стали использовать для реализации своих узкогрупповых интересов. В результате этого процесса к концу 1970-х гг. ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на товарных и географических рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.

Информация о работе Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства