Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды 5
Глава 2. Особенности регулирования монополий в России 14
2.1 Возникновение монополии в России 14
2.2 Антимонопольное регулирование в России 15
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ 27
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 1 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Левина.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий - экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный).

В основе данной классификации лежат географические границы рынка, на котором осуществляет свою деятельность монополия. Соответственно, масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально различаться. В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных монополий.

Национальные монополии осуществляют свою деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», автомобильный концерн «АвтоВАЗ» и др.

Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.

Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. В подавляющем большинстве случаев к местным монополиям относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как эти рынки достаточно закрыты.

По характеру  возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.

Организационная монополия возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.).

В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:

  • картель — монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен и др. для извлечения монопольных выгод;
  • синдикат — форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей.

Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность;

  • трест — монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления;
  • многоотраслевой концерн — монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями.

Типичными современными концернами являются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы (ИБГ).

Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникального продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребностей рынка и появления товара-заменителя.

Экономическая монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения. Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.

В современных условиях экономическая  жизнь общества реагирует на наличие  двух противоположных тенденций: с одной стороны, на развитие активного конкурентного соперничества, с другой — на рост влияния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей. Монополистическое поведение усиливается вследствие:

  • ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;
  • усиления дифференциации продуктов;
  • уникальности производимого продукта или услуги;
  • роста ограничений на использование ресурсов;
  • ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;
  • преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, сочетающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;
  • открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;
  • скорости роста рынка;
  • активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;
  • активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;
  • согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов,

С увеличением размеров отдельных субъектов рынка обычно растет их экономическая сила и власть. Рыночной силой продавца признается способность, извлекая прибыль, поддерживать цены выше конкурентного уровня на протяжении достаточно продолжительного времени. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть абсолютным монополистом - достаточна доля рынка, превышающая 65%.

В российском законодательстве такое положение называется доминирующим. Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке либо товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. Такое положение дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. Особенности регулирования  монополий  в России

2.1 Возникновение монополии в России

 Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“ Союз рельсовых фабрикантов “ – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности.

Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма  в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “ Продамет “ – “ Общество для продажи изделий русских металлургических заводов “ в 1902-м году, а также синдикаты “ Трубопродажа “ в 1902-м году, “ Гвоздь “ в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “ Медь “, в угольной промышленности синдикат “ Продуголь “, который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “ Нобельмазут “, контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“ Продпаровоз “ в 1901-м году), вагонных (“ Продвагон “ – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “ Союз рафинеров ” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчато-бумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.

2.2 Антимонопольное регулирование в России

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, функционирующего в рыночной экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную  политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

В широком смысле государственная  антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано  выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Достижение этих целей  предполагает:

  • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
  • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
  • проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  • обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  • снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  • упорядочение оказания государственной помощи;
  • организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов  реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения.

I. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

III. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.

IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.

Нормативно-правовое и экономическое  наполнение каждого из обозначенных принципов изложено в Приложении 1.

Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

  • антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
  • модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
  • контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
  • содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
  • защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
  • расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
  • разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;
  • усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Информация о работе Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства