Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды 5
Глава 2. Особенности регулирования монополий в России 14
2.1 Возникновение монополии в России 14
2.2 Антимонопольное регулирование в России 15
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ 27
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 1 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Левина.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

Политика антимонопольного регулирования является одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений. Ее проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).

В 1995 г. в целях обеспечения  реализации государственной политики по развитию предпринимательства в  РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 г. для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры федеральных  органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре  федеральных органов исполнительной власти» существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).

В начале марта 2004 г. в  контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в связи с этим Постановлением Правительства были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы. Руководителем Федеральной антимонопольной службы является Артемьев И.Ю.

Федеральная антимонопольная  служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Руководство ее деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- вносит в Правительство РФ  проекты федеральных законов,  нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

- на основании и во исполнение  Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает некоторые нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

- на основании федеральных законов,  актов Президента РФ и Правительства РФ и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- - -  осуществляет контроль и надзор:

  • за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;
  • за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
  • за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
  • за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
  • за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;
  • за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;
  • за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;
  • за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;
  • за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами;

- - - выдает:

  • заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;
  • заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;
  • предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;

- - - осуществляет согласование:

  • создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;
  • приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

- - - ведет реестр хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке  определенного товара долю более 35 процентов;

- - - определяет наличие доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках;

- - - проводит в установленном  порядке проверку соблюдения  антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах;

- - - проводит в установленном  порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;

- осуществляет функции  главного распорядителя и получателя  средств федерального бюджета,  предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

- организует прием  граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение устных  и письменных обращений граждан,  принятие по ним решений и  направление ответов заявителям  в установленный законодательством Российской Федерации срок;

-  обеспечивает в  пределах своей компетенции защиту  сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает мобилизационную  подготовку Службы;

-  организует профессиональную  подготовку работников Службы, их  переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

-  взаимодействует  в установленном порядке с  органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

-  осуществляет в  соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

-  осуществляет иные  полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральную антимонопольную  службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ведении Федеральной антимонопольной службы России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 г. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации. Некоторые территориальные управления функционируют на территории нескольких субъектов РФ.

Территориальный орган  Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Место территориальных  органов в системе антимонопольных  органов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 № 135 «Об утверждении Положения "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"». В соответствии с ним основными функциями территориальных органов являются:

  • осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;
  • осуществлени<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_0

Информация о работе Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение антимонопольного законодательства