Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:09, контрольная работа
Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..9
Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….11
Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Данная курсовая работа посвящена изучению периода формирования менеджмента и социального управления и рассмотрению попыток внедрения основных идей в организацию.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что теоретики и практики менеджмента оставили заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанные ими теории, принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.
Проблемы организации
и совершенствования
Объектом курсовой работы выступает процесс формирования управленческой науки и социального развития организации. Предметом – деятельность основоположников менеджмента на рубеже XIX – XX вв.
Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.
Интерес к проблеме развития
менеджмента и социального
В первой части работы рассматриваются
теоретические аспекты
Во второй части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.
Проблемы повышения
На рубеже XIX–XX вв. началась разработка основ НОТ и рационализации управления производством. В это время управление персоналом становится самостоятельным направлением в науке управления. Практики и ученые начинают уделять внимание условиям социальной среды, оказывающим существенное влияние на эффективность работы персонала.
Ф. Тейлор установил важнейший
принцип НОТ: стремление человека к
материальной выгоде должно обеспечить
максимальную прибыль для организаций.
Поощрение лучших работников, по его
суждению, нельзя ограничивать повышенной
выплатой денег – желательно дополнять
его устройством рабочих
Г. Эмерсон, в свою очередь, считал, что в целях повышения производительности труда, эффективности производства администрация предприятия должна проявлять заботу о рабочих. По его мнению, заработная плата, премия – только часть вознаграждения за производительный труд; необходимо, чтобы работа доставляла также и удовольствие, а не воспринималась как бремя. Оплата должна быть основана на принципе справедливости.
Г. Форд, выдающийся бизнесмен и изобретатель конвейера, одним из первых установил на своих заводах высокий размер сменного заработка и 8 часовой рабочий день, создал в своей автомобильной компании социологический отдел, исследующий наряду с условиями труда жилищное обустройство и домашний быт рабочих, их запросы и материальное положение, формы проведения досуга, социологические выводы использовались в управлении компанией.
Достижения научного менеджмента способствовали появлению на предприятиях служб, призванных поддерживать социальное партнерство, противодействовать деструктивной деятельности профсоюзов, собирать информацию о настроениях рабочих и их требованиях к руководству, поощрять наиболее усердных и преданных фирме сотрудников, проводить корпоративные празднества и т. п. Эти же подразделения решали некоторые жилищные проблемы и вопросы рабочего быта.
Родоначальником административной школы управления считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления (Ф. У. Тейлор; Ф. и Л. Гилберт; Г. Гантт), которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.
Итак, работая в организации
на разных уровнях управления, представители
школы научного управления и административной
школы имели различные взгляды
на проблемы управления организацией.
Создатели школы научного управления
основное внимание уделяли повышению
эффективности производства, тогда
как представители
В своих исследованиях А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности французского опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.2
Основным трудом А. Файоля
является его работа «Общее и промышленное
управление»(1923). В основе его концепции
лежало положение о том, что во
всяком предприятии имеется два
организма: материальный и социальный.
Первый включает сам труд, средства
труда и предметы труда в их
совокупности, под вторым он подразумевал
отношения людей в процессе труда.
Эти отношения и стали
А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.
1.3. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления.
Инженер-механик Г. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом факультета иностранных языков университета штата Небраска. Но в течение последующих 20 лет занимался экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировал по всему миру. Эмерсон разделял большую часть убеждений Тейлора и в 1908 г. написал книгу “Эффективность, как основа производственной деятельности и заработной платы”, где обратил внимание на важность обоснованной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масштабе. Он придавал большое значение стандартизации.
Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в работе “12 принципов эффективности” (1913 г.), из которой видно, что он, в сущности, “дрейфовал” по классическому направлению. Это заметно из формулировок самих принципов, в чем легко убедиться даже при беглом знакомстве с ними.
1. Отчетливо поставленные цели — исходный пункт управления.
2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин.
3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.
4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчирование по принципу “лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее”.
8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.
11. Письменные стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность. 3
В свете этого задача менеджмента
понималась как выявление этих закономерностей
и руководство в соответствии
с ними каждым направлением деятельности
организации вне связи с
Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим образом построил и управление в своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.
Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.
Заслуживает внимания и такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прообразом системы «точно вовремя».