Период становления научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.
В рамках этой цели нужно обозначить следующие задачи:
- Изучить этап формирования основ научного управления социальным развитием.
- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.
- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..9
Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….11

Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»
2.1. Политика Генри Форда в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14
2.2. Гуманизация методов управления в 1916 г………………………26

Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.
    1. Формирование основ научного управления социальным развитием……………………………………………………………….5
    2. Идеи основоположника менеджмента – Фредерика Уинслоу Тейлора………………………………………………………………….7
    3. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления………………………………………………………….…..9
    4. Генри Форд - великий менеджер XX века……………………….11

 

  1. Воплощение идей научного менеджмента на примере предприятия Г. Форда «Ford motors company»

2.1. Политика Генри Форда  в 1910-х гг. Программа «пять долларов за рабочий день»……………………………………………………………14

2.2. Гуманизация методов  управления в 1916 г………………………26

 

Заключение………………………………………………………………………31

Список литературы…………………………………………………………….32

 

Введение.

Данная курсовая работа посвящена изучению периода формирования менеджмента и социального управления и рассмотрению попыток внедрения основных идей в организацию.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что теоретики и практики менеджмента оставили заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанные ими теории, принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Проблемы организации  и совершенствования социального управления на предприятиях всегда стоят остро; в условиях современной России подобные вопросы приобретают особый смысл и значение. В истории России и других стран имеется немало примеров разрешения и предотвращения социальных конфликтов между администрацией и рабочими.

Объектом курсовой работы выступает процесс формирования управленческой науки и социального  развития организации. Предметом –  деятельность основоположников менеджмента  на рубеже XIX – XX вв.

Целью данной работы является изучение периода становления научного менеджмента и социального развития организации.

В рамках этой цели нужно  обозначить следующие задачи:

- Изучить этап  формирования основ научного управления социальным развитием.

- Рассмотреть основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда и их вклад в социальное управление.

- Проанализировать практический опыт предприятия «Ford Motor Company» и его влияние на процесс формирования управления социальным развитием организации.

Интерес к проблеме развития менеджмента и социального управления неизменно вызывает интерес у  представителей различных отраслей знаний. Источниками для работы послужили различного рода издания. Прежде всего это учебная литература биографические сочинения людей, которые имели непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.

В первой части работы рассматриваются  теоретические аспекты становления  менеджмента как науки и вклад  великих теоретиков и практиков  управления, таких как Ф.У. Тейлор, А.Файоль, Г. Эмерсон и Г. Форд.

Во второй части работы рассматриваются цели, ход выполнения, последствия и результаты программы «пять долларов за рабочий день». Сопоставление известных публике и не афишируемых обстоятельств позволяет выявить общие тенденции развития и изменения взаимоотношений между руководством «Ford Motor Company» и рядовыми рабочими.

 

 

 

 

  1. Формирование основ научного управления социальным развитием на рубеже XIX-XX вв.

 

    1. Формирование основ научного управления социальным развитием.

Проблемы повышения эффективности  производства за счет социальных факторов исследуются с начала XX в., когда Ф. Тейлор создал основы научной организации труда (НОТ). Как известно, он выдвинул и всесторонне исследовал идею рационализации рабочего места за счет уменьшения свободы действий, что в значительной мере способствовало повышению производительности труда. Наступила эра так называемого физического человека: за счет рационализации его движений, оптимальной организации снабжения, расположения инструментов и оборудования достигалась высокая эффективность производства.1

На рубеже XIX–XX вв. началась разработка основ НОТ и рационализации управления производством. В это  время управление персоналом становится самостоятельным направлением в  науке управления. Практики и ученые начинают уделять внимание условиям социальной среды, оказывающим существенное влияние на эффективность работы персонала.

Ф. Тейлор установил важнейший  принцип НОТ: стремление человека к  материальной выгоде должно обеспечить максимальную прибыль для организаций. Поощрение лучших работников, по его  суждению, нельзя ограничивать повышенной выплатой денег – желательно дополнять  его устройством рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и  т. д.

Г. Эмерсон, в свою очередь, считал, что в целях повышения  производительности труда, эффективности  производства администрация предприятия  должна проявлять заботу о рабочих. По его мнению, заработная плата, премия – только часть вознаграждения за производительный труд; необходимо, чтобы работа доставляла также и удовольствие, а не воспринималась как бремя. Оплата должна быть основана на принципе справедливости.

Г. Форд, выдающийся бизнесмен  и изобретатель конвейера, одним  из первых установил на своих заводах  высокий размер сменного заработка  и 8 часовой рабочий день, создал в своей автомобильной компании социологический отдел, исследующий  наряду с условиями труда жилищное обустройство и домашний быт рабочих, их запросы и материальное положение, формы проведения досуга, социологические  выводы использовались в управлении компанией.

Достижения научного менеджмента  способствовали появлению на предприятиях служб, призванных поддерживать социальное партнерство, противодействовать деструктивной  деятельности профсоюзов, собирать информацию о настроениях рабочих и их требованиях к руководству, поощрять наиболее усердных и преданных фирме  сотрудников, проводить корпоративные  празднества и т. п. Эти же подразделения  решали некоторые жилищные проблемы и вопросы рабочего быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основатель административной (классической) школы управления - Анри Файоль.

Родоначальником административной школы управления считается Анри Файоль (1841-1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер – практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления (Ф. У. Тейлор; Ф. и Л. Гилберт;  Г. Гантт), которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Л. Гилберт начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как А. Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, А. Файоль на протяжении тридцати лет (1888-1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в один из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Итак, работая в организации  на разных уровнях управления, представители  школы научного управления и административной школы имели различные взгляды  на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению  эффективности производства, тогда  как представители административной школы считали главным совершенствование  управления организацией в целом. Своей  целью основоположники административной школы считали создание универсальных  принципов управления. При этом они  придерживались того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

В своих исследованиях  А. Файоль исходил не из американского, а из европейского, в частности  французского опыта организации  и управления производством. Главное  внимание он уделял непосредственно  самому процессу управления, который  он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в  достижении целей организации.2

Основным трудом А. Файоля является его работа «Общее и промышленное управление»(1923). В основе его концепции  лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два  организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом  исследования Файоля, т. е. он сознательно  ограничил область своих изысканий.

А. Файоль старался обосновать необходимость и возможность  создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

 

1.3. Вклад Гаррингтона Эмерсона в развитие школы научного управления.

Инженер-механик Г. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом факультета иностранных языков университета штата Небраска. Но в течение последующих 20 лет занимался экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировал по всему миру. Эмерсон разделял большую часть убеждений Тейлора и в 1908 г. написал книгу “Эффективность, как основа производственной деятельности и заработной платы”, где обратил внимание на важность обоснованной структуры организации, неэффективность которой, по его мнению, может снизить экономию на масштабе. Он придавал большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон  высказал в работе “12 принципов эффективности” (1913 г.), из которой видно, что он, в сущности, “дрейфовал” по классическому направлению. Это заметно из формулировок самих принципов, в чем легко убедиться даже при беглом знакомстве с ними.

1. Отчетливо поставленные цели — исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин.

3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование по принципу “лучше диспетчировать хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее”.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11. Письменные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность. 3

В свете этого задача менеджмента  понималась как выявление этих закономерностей  и руководство в соответствии с ними каждым направлением деятельности организации вне связи с остальными. Таким образом, игнорировалось реальное единство ее внутренних процессов и  необходимость целостного управления ими, а следовательно ограничивались возможности полного использования существующего потенциала. Кроме того, рационалисты недооценивали роль личностного фактора, упрощенно представляли себе мотивы человеческого поведения.

 

 

    1. . Генри Форд - великий менеджер XX века.

Генри Форд продолжил дело Тейлора в области организации  производства. Не имея серьезного образования, являясь изобретателем, практиком  и просто энергичным человеком, Генри  Форд все эти качества перенес  и на свою деятельность как инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он соответствующим  образом построил и управление в  своей компании, подчеркивая отсутствие на своих предприятиях организации, должностей и административной.

Среди основных идей наибольшей известностью пользуется применение им сборочных линий и налаживание  высокоэффективного массового производства. Причем наряду с широким использованием механизации, которая в скором времени  стала одной из типичных черт промышленного  производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.

Заслуживает внимания и такое  нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически  явилось прообразом системы «точно вовремя».

Информация о работе Период становления научного менеджмента