Персонал предприятия и улучшение его использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое изучение вопросов в области классификации персонала в торговле и показателей численности персонала на предприятии, а также рассмотрение и анализ данных вопросов в рамках конкретного торгового предприятия г. Хабаровска.
При достижении поставленной цели могут быть решены задачи, позволяющие оптимизировать численность предприятия и повысить производительность их труда.

Содержание работы

Введение 4
1. Основы организации управления персоналом предприятия 5
1.1 Состав персонала 5
1.2. Эффективность использования персонала 8
1.3. Экономически инструменты управления персоналом 13
2. Анализ персонал торгового предприятия ИП Февралева 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ИП Феералееой и его основные категории сотрудников 18
2.2 Расчет показателей численности персонала предприятия ИП Февралевой 20
2.3. Кадровое планирование и отбор персонала на предприятии ИП Февралевой 22
3. Пути развития профессиональных навыков сотрудников предприятия ИП Февралевой 24
3.1. Отбор персонала 24
3.2 Повышение эффективности труда 27
3.3. Повышение уровня материального стимулирования работников 28
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 69.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Факультет «Менеджер»

Кафедра экономики предприятия  и менеджмента

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине:

                                 «Экономика фирмы»

 

Тема: Персонал предприятия и улучшение  его использования.

 

 

 

 

 

Студент группы          ____________________

                                                                                                        подпись, дата

Ф.И.О студента:

 

Проверил (а)                                      __________________________________

                                 уч. степень, уч. звание                                             Ф.И.О.              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

Реферат

Данная работа содержит 30 страниц и имеет 3 части: 1. Основы организации управления персоналом предприятия; 2. Анализ персонала предприятия ИП Февралева; 3. Пути развития профессиональных навыков сотрудников предприятия ИП Февралевой.

Данная курсовая работа была написана с помощью 10 источников литературы.

Тема данной курсовой работы: Управление персоналом:  сущность, направления, эффективность.

Целью данной работы является изучение теории и анализа персонала  в конкретном предприятии г. Хабаровска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 4

1. Основы  организации управления персоналом  предприятия 5

1.1 Состав персонала 5

1.2. Эффективность использования  персонала 8

1.3. Экономически инструменты управления персоналом 13

2. Анализ персонал торгового предприятия ИП Февралева 18

2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия ИП Феералееой и  его основные категории сотрудников 18

2.2 Расчет показателей численности  персонала предприятия ИП Февралевой 20

2.3. Кадровое планирование и отбор  персонала на предприятии ИП  Февралевой 22

3. Пути  развития профессиональных навыков  сотрудников предприятия ИП Февралевой 24

3.1. Отбор персонала 24

3.2     Повышение эффективности  труда 27

3.3. Повышение уровня материального  стимулирования работников 28

Заключение 29

Список  использованных источников 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа любой организации  неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых  работников не только обеспечивает режим  нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит  качество человеческих ресурсов, их вклад  в достижение целей организации  и качество производимой продукции  или предоставляемых услуг.

В рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для  получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической  деятельности.

Целью курсовой работы является теоретическое изучение вопросов в  области классификации персонала  в торговле и показателей численности  персонала на предприятии, а также  рассмотрение и анализ данных вопросов в рамках конкретного торгового  предприятия г. Хабаровска.

При достижении поставленной цели могут быть решены задачи, позволяющие  оптимизировать численность предприятия  и повысить производительность их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  У    ПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Состав  персонала

Персонал или кадры - это  основной штатный состав работников организации, выполняющих различные  производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего  своей численностью, которая определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью  производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают нормативную  численность работников, которую  на практике почти никогда не удается  обеспечить, поэтому кадровый потенциал  более объективно характеризуется  списочной численностью, то есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. В условиях дефицита кадров списочная  численность может существенно  отличаться от нормативной.

К списочной численности  относятся все категории работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные  не менее чем на пять дней.

Так как не все работники  по тем или иным причинам ежедневно  бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность. Персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних  и увольнения других.

Поскольку списочная  и явочная численность персонала  постоянно меняются, на практике принято  определять их среднюю величину. Для  этого суммируются соответствующие  каждодневные показатели, в том числе  за праздничные и выходные дни, которые  приравниваются к предшествующим рабочим  дням, и полученный результат делится  на количество дней за период.

Число принятых или выбывших работников за соответствующий период времени есть оборот персонала. Он может  быть необходимым, то есть который составляют те, кто уволился или был уволен по объективным причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие изменения масштаба деятельности, структуры организации, системы управления ею, выход на пенсию и так далее), и излишним, связанным с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины). Излишний оборот характеризует текучесть кадров. Движение персонала можно охарактеризовать с помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства, коэффициент текучести и так далее.

Состав персонала любой  организации неоднороден, так как  люди различаются по естественным и  приобретенным признакам - полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности.

На их основе выделяют группы работников, которые образуют структуру  персонала. По-другому ее называют социальной структурой. Она может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура  персонала отражает его распределение  и движение в разрезе категорий  и групп должностей. Например, можно  выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских  подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг  или осуществляющие обслуживание этих процессов), и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального  хозяйства, подразделения социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических  работников, служащих, рабочих.

Аналитическая структура  определяется на основе специальных  исследований   и   расчетов   и   подразделяется   на   общую   и   частную.   В  отношении общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная же структура отражает соотношение отдельных категорий работников; например, "занятые простейшим трудом с помощью простейших приспособлений и без них", "выполняющие работу вручную, не при машинах", "выполняющие ручную работу по обслуживанию машин и механизмов" и так далее.

Остановимся подробнее на составе персонала торгового  предприятия.

Понятие персонала торгового  предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования  персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам:

1. По категориям. В составе  персонала предприятий торговли  выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление персонала  торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального  разделения их труда.

2.  По должностям и  профессиям. На предприятиях торговли  в составе персонала управления  выделяются должности руководителей  (менеджеров), специалистов и т.п.

3.  По специальностям. В составе должностей специалистов  выделяют экономистов, финансистов,  товароведов, бухгалтеров и т.н.

4.    По уровню  квалификации. Работники основных  должностей, профессий и специальностей  в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков  подразделены на ряд квалификационных  категорий.

5.  По полу и возрасту. В соответствии с действующим  порядком учета на предприятиях  торговли выделяются мужчины  в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет;  свыше 60 лет; а женщины соответственно  до 30 лет; от 30 до   55 лет; свыше  55 лет.

6.  По стажу работы  в торговле. Действующей практикой  учета предусматривается группировка  работников торговых предприятий  со стажем работы в торговле  до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных  целях управления персоналом  эта группировка также может  быть детализирована.

7.  По отношению к  собственности. В зависимости  от этого признака на предприятиях  торговли выделяют работников  — собственников его имущества  и наемных работников.

8.  По характеру трудовых  отношений. По этому признаку  работники торговых предприятий  подразделяются на постоянных  и временных.

С учетом изложенных принципов  классификации строится процесс  управления персоналом торгового предприятия.

Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности  и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного  торгового предприятия и способных  обеспечивать основные задачи его развития   в предстоящем периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эффективность  использования персонала

Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение  эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей занятых, реализация их потенциала, повышение  качества жизни, укрепление трудовых отношений  в духе сотрудничества и улучшение  морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и  социальных групп персонала    организации,     формирование    у    работников    необходимых

организации интересов и  поведения с целью интеграции ожидании организации с их интересами. Конечная цель работы с персоналом обеспечение максимального сближения  ожиданий организации и интересов  работника, связанных с профессиональной деятельностью.

Таблица 1. – Принципиальная схема управления персоналом организации

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата  и стимулирование

труда

Групповое управление, взаимоотношения  в  коллективе  и с профсоюзами

Социально-психологические  аспекты управления

Продолжение таблицы 1

Принципы подбора          и расстановки персонала

Формы оплаты труда

Вовлечение работников в  управление на низовом уровне

Мотивация труда работников         и творческая инициатива

Условия найма и увольнения

Пути  повышения производительности труда

Рабочие бригады и их функции

Организационная культура фирмы

Обучение и повышение

квалификации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотношения в коллективе

Влияние управления персоналом  на деятельность фирмы и ее организацию

Оценка персонала  и  его деятельности

 

Взаимоотношения с профсоюзами

 

 

Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов в виде прибыли становится не только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента в России. Такой  подход базируется на долгосрочной стратегии бизнеса, полностью соответствует ей и способствует видоизменению деятельности персонала в производственно-технической и социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно разделить на две подсистемы: тактическую и стратегическую. На первую возложены такие функции,  как организации набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников, оценка и выработка рекомендаций об их дальней судьбе; текущий учет и планирование потребностей кадрах в рамках года на основе анализа их состояния.

Информация о работе Персонал предприятия и улучшение его использования