Планирование ассортимента продукции предприятия (на примере ОАО "Зеленодольский молочный комбинат")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:06, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - сформировать ассортимент продукции, применив различные методы отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции и рассмотреть выполнение плана по ассортименту.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить такие понятия как товар, ассортимент, номенклатура;
- исследовать виды ассортимента и способы его разбивки на товарные группы;
- определить задачи планирования ассортимента продукции и факторы, влияющие на его формирование;
- определить этапы процесса планирования номенклатуры;
- сделать анализ ассортимента продукции и анализ структуры продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…… 3
ГЛАВА I. АССОРТИМЕНТ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………. 5
1.1. Ассортимент: понятие и структура…………………………………………5
1.2. Процесс планирования ассортимента……………………………….……..11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ЗМК» ...20
2.1. Характеристика предприятия ОАО «ЗМК»……………………………….20
2.2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………..21
2.3. Анализ структуры продукции……………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………….. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..28

Файлы: 1 файл

планир на пред-тии- КУРСОВАЯ.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Не следует думать, что планирование ассортимента продукции  это нечто такое, что относится  только к новым изделиям. Внедрение  новых изделий, несомненно, имеет  первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности любого предприятия, но также необходимо проводить комплексный анализ уже существующей товарной номенклатуры организации, так как в большинстве случаев освоение новых изделий финансируется за счёт отчисления с выручки от реализации текущей продукции, которую предприятие поставляло на рынок в течение ряда лет и, которую оно надеется успешно продавать ещё на протяжении длительного периода.

Поиски нового применения и новых рынков для уже существующей продукции необходимы для того, чтобы обеспечить более надежную основу деятельности предприятия.

Еще один важный элемент  ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия  товара из программы (ассортимента) состоит в том, что изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы  или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый  из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ

2.1. Характеристика предприятия ОАО «ЗМК»

Страна: Россия.

Регион: Татарстан.

Адрес: 422520, Россия, Республика Татарстан, город Зеленодольск, улица Карла-Маркса, дом 48.

Виды деятельности: производитель молочной продукции.

Виды продукции: молочные продукты, детское питание.

Телефоны отдела реализации: (84371) 4-11-36, (84371) 4-14-46.

Телефон-факс: (84371)4-16-65 е-майл: molkom@016.ru.

ОАО "Зеленодольский молочный комбинат" - был основан в 1957 году. На сегодняшний день  перерабатывает до 150 тонн молока в сутки. Богат и  разнообразен ассортимент продукции, выпускаемой молочным комбинатом, вся продукция обладает прекрасными вкусовыми качествами, вырабатывается только из натурального сырья.

В 1998 году введен в эксплуатацию цех детского питания, являющийся особой гордостью комбината, мощностью 25 тонн в сутки. Производство молочных продуктов  детского питания организовано с  использованием современных технологий и комплекса высокопроизводительного импортного оборудования с высоким уровнем автоматизации, которое позволяет выпускать в асептических условиях высококачественные, стерелизованные продукты разнообразного ассортимента для детей с первых дней жизни. Основная цель коллектива комбината - обеспечение населения высококачественными молочными продуктами широкого ассортимента. 
         ОАО «ЗМК» является монополистом поставок молочной продукции в Республике Татарстан, а так же выступает весьма конкурентоспособно на рынке молочной продукции стран СНГ.

Полный ассортимент  выпускаемой продукции (прайст-лист) ОАО «ЗМК» представлен в приложении 1.

Для расчетов будут использованы три вида продукции: Паста творожная десертная «Россиянка»,   Сыр плавленый «Легкий», Молоко пастеризованное "Российское", с условными обозначениями А, В и С.

2.2. Анализ ассортимента продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

-      определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-      оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

-      изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана  по ассортименту рассмотрим на примере  табл.1.

Таблица 1

Выполнение плана по ассортименту

Изде-лие 

Объем производства товаров, тыс. руб.

Изменение плана производст-ва отчетного года относитель-но плана прошлого года

Изменение фактического объема производства в отчетном году

прошлый год

отчетный год

относитель-но плана

относитель-но прошлого года

план

факт

план

факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

21220

24228

31195

28325

9975

147,1

-2870

90,8

4097

116,9

В

36570

40097

46184

49362

9614

126,3

3178

106,9

9265

123,2

С

98520

101356

113934

131374

15414

115,7

17440

115,4

30018

129,7

Итого

156310

165681

191313

209061

35003

122,4

17748

109,3

43380

126,2


Анализ выполнения плана  производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять  плановые показатели, т.е. достигать  поставленные цели. Из данных таблицы 1 следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,7% до 147,1% для разных видов товаров. Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 115,4% до 90,8%. Отклонение итогового показателя составляет 109,3%.

Анализ показывает, что  присутствуют как ошибки планирования в сторону занижения планов производства, так и нарушения плановой дисциплины. По всем видам товаров, кроме товара А (паста творожная десертная «Россиянка»), планы не были напряженными. По товару А(паста творожная десертная «Россиянка»),  в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 147,1% от плана предыдущего года. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 2870 тыс.руб.

Представленная в данной таблице 1 анализ выполнения плана по производству товаров дает много  полезной информации как для маркетинговой  деятельности, так и для организации  производства. В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии организации.

От объёма производства и продажи товаров зависят  финансовые результаты организации, его  финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

2. 3. Анализ структуры продукции

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводят к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния  структурных сдвигов с целью  устранения их влияния на экономические  показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам  изделий производится по формуле

 ,

Где:

   - изменения объема выпуска продукции  за счет структуры; 
ВП- фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
ВП1,- фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.2) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Таблица 2

Анализ структуры продукции

Изделие

Опт. цена за единицу продукции, руб.

Объем производства продукции  в натуральных измерителях

Товарная продукция  в ценах плана, млн. руб.

Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

План.

Факт.

План.

Факт пересчи-танный на план. структуру

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

18

20200

26980

363600

436320

485640

49320

В

23

27430

35650

630890

757068

819950

62882

С

30

48470

59800

1454100

1744920

1794000

49080

Итого:

-

96100

122430

2585740

2938308

3099590

161282

Информация о работе Планирование ассортимента продукции предприятия (на примере ОАО "Зеленодольский молочный комбинат")