Планирование численности работников на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса . Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Цели и задачи государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Основные направления государственной поддержки
малого предпринимательства……………………………………………..5
2. Планирование численности работников на предприятии.
Факторы, влияющие на численность персонала………………………...27
Заключение…………………………………………………………….……..42
Список использованной литературы………………………………………..47

Файлы: 1 файл

контра МП.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

• выделение подготовки кадров в одно из приоритетных направлений  программ поддержки малого предпринимательства  всех уровней (федерального, регионального, муниципального);

• разработка и обеспечение  финансирования из государственного бюджета  мер, направленных на создание системы  дополнительного образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов по основам предпринимательства  для сферы малого бизнеса, в том  числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных  структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере  поддержки предпринимательства;  
• разработка и утверждение образовательного и профессионального стандарта по специальности "Предприниматель-менеджер" и "Руководитель малого предприятия";

• обеспечение взаимодействия государственных и негосударственных  структур, координация российских и  международных программ в сфере  подготовки кадров для малого предпринимательства; 
• осуществление финансовой и организационной поддержки разработки учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности;

• реализация мер по обеспечению  доступности для широких слоев  населения образования по основам  предпринимательской деятельности. 
Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям. Совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение равных условий конкуренции, отказ от дискриминации любых производителей должны стать одним из важнейших приоритетов экономической политики.

Главными направлениями  государственной политики по обеспечению  равных условий конкуренции должны быть:

• ужесточение санкций  за нарушение положений антимонопольного законодательства, в том числе  за злоупотребление доминирующим положением на рынках и за действия органов  власти, нарушающих конкуренцию;  
• невмешательство исполнительной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из экономических агентов; 
• недопущение использования государственной помощи для создания неравных условий конкуренции;

• усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства  по обучению и проведению разъяснительной  работы по применению антимонопольного законодательства;  
Особого внимания заслуживает свобода выбора организационно-правовых форм деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях несовершенства действующего законодательства.

Необходимо внести в статью 23 первой части Гражданского кодекса  Российской Федерации изменения, устанавливающие  запрет на осуществление предпринимательской  деятельности без образования юридического лица с привлечением наемного труда. Принятие этой меры не только призвано обеспечить преодоление сложившейся негативной тенденции, при которой предприниматели без образования юридического лица имеют по ряду аспектов преимущественное положение с точки зрения конкуренции с юридическими лицами, занимающимися производством одной и той же продукции и (или) оказывающими одинаковые с индивидуальными предпринимателями услуги, но и решить проблему повышения социальной защищенности работников в сфере индивидуального предпринимательства. 
Необходимо оказывать содействие в интеграции малого и крупного бизнеса. Основными задачами в данном направлении должны стать: 
• совершенствование и оптимизация взаимоотношений между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства ;  
• использование потенциала малых предприятий в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий; 
• упрощение механизма и процедуры заключения договоров коммерческой концессии. 
Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходимо стройная система мер государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях.

 

22222222

2. План поддержки малого и среднего предпринимательства в России до 2013г.

 
 

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, зафиксированной в  Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р (далее – ОНДП). Ключевая проблема малого и среднего предпринимательства по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации – спад спроса на продукцию, который отмечает половина респондентов. Кроме того, проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес- образования предпринимателя и его работников также является необходимым условием. Другая важная проблема – формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, связанной с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности. В условиях глобального экономического кризиса проблема расширения доступа малых и средних компаний к финансированию проектов  обострилась. Основным инструментом реализации параметров, заложенных в ОНДП и направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является карта проекта № 16 «Развитие малого и сред него предпринимательства». Значение основного индикатора развития сектора малого и среднего предпринимательства –  «Выпуск продукции малых предприятий, процентов к ВВП» в  ОНДП и в карте проекта зафиксировано на уровне  29%  к 2012 году. (% ВВП)

Наименование индикатора

Источник

2008

2009

2010

2011

2012

Доля выпуска продукции  малых и средних предприятий

Карта проекта

21

22

23

27

29

ОНДП

21

     

29


Ключевая проблема предпринимательства  – обеспечение спроса на продукцию (работы, услуги), производимые малыми и средними компаниями через государственный (муниципальный) заказ, заказ естественных монополий и государственных  корпораций. В дополнение к принятым в 2008 году изменениям в законодательство о государственном и муниципальном заказе (распространение требований о проведении специализированных торгов для  малых компаний, увеличении в 5 раз (до 15 млн. рублей) максимального размера лота при специальных торгах) большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. Целевой показатель, обозначенный в карте проекта,  – увеличение до 25% доли государственного (муниципального) заказа, размещаемой на торгах через электронные аукционы, к 2012 году. Необходимо также установить административную ответственность должностных лиц заказчиков за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, т.к. зачастую именно малые компании, добросовестно выполнившие контракт, не могут получить от заказчика оплату. Помимо внесения изменений в законодательство будет реализован комплекс мероприятий, обеспечивающих работу 5 электронных площадок и общероссийского портала государственных (муниципальных) закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию ФЦП «Электронная Россия». Целевой индикатор задачи, обозначенный в карте проекта № 16, – увеличение более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного (муниципального) заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций, размещаемого у субъектов малого и среднего предпринимательства, к 2012 году. Поддержка спроса на продукцию малых и средних компаний за счет использования возможностей государственного (муниципального) заказа не должна подменять собой работу по повышению спроса на продукцию малых и средних компаний за счет роста конкурентоспособности такой продукции. Как правило, конкурентоспособные малые и средние компании являются экспортерами продукции, в связи с чем предложенные мероприятия сосредоточены на поддержке данной группы малых и средних компаний и включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней и более активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в реализацию программ содействия экспортерам. С 2005 года Минэкономразвития России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной программы поддержки малых и средних компаний, осуществляет предоставление субсидий предприятиям-экспортерам. Общее число получателей поддержки превысило 400 компаний. Учитывая тот факт, что таможенные органы Российской Федерации не выделяют в системе учета участников внешнеэкономической деятельности компании малого и среднего предпринимательства, предложено использовать данные Минэкономразвития России как целевой индикатор реализации задачи, а его значение к 2012 году будет увеличено до 1000 компаний. Реализация мероприятия возможна за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном бюджете на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Проблема низкого доступа к офисной и производственной недвижимости актуальна для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2006-2008 гг. принят ряд федеральных законов, позволяющих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления формировать Перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного исключительно для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться на условиях долгосрочной аренды (свыше 5 лет), а для социально-значимых видов экономической деятельности – по льготным ставкам арендной платы. На основании последних данных (за I квартал 2010 г.), представленных в адрес Минэкономразвития России субъектами Российской Федерации, перечни недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, сформированы в 54 субъектах Российской Федерации. В указанные перечни в общей сложности включено 55 тысяч 46 объектов общей площадью 12 млн. 530 тыс. 628 квадратных метров. Формирование региональных перечней в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании свыше 100 тыс. жителей, а также формирование перечня федерального имущества позволит в 2 раза повысить показатель доступности недвижимости для малых и средних компаний. Оценка будет осуществляться на основе данных, предоставленных общероссийскими общественными объединениями предпринимателей. Реализуются нормы законодательства Российской Федерации в части предоставления преимущественного права выкупа арендаторами-субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества. В целом по состоянию на июль 2010 г. в Российской Федерации заключено 12332 договора о выкупе арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений. Реализация мероприятий не потребует расходов федерального бюджета. Одним из основных законодательных инструментов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Федеральный закон № 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Основная цель Федерального закона № 159-ФЗ – оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества. В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 150 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 150) действие норм статей     1-6 и 9 Федерального закона № 159-ФЗ продлевается с 1 июля 2010 года до 1 июля 2013 года. Доступ к объектам недвижимости, относящимся к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура) является для малых компаний, начинающих бизнес, не менее важным, чем доступ к производственным помещениям. Предлагается реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность естественных и локальных монополий в части стандартизации административных процедур, установления экономически обоснованных тарифов, предоставления возможностей по вовлечению в коммерческий оборот созданных компаниями объектов (услуг) технологической инфраструктуры. Оценка эффективности реализации мероприятий задачи производится, исходя из доли затрат на доступ к технологической инфраструктуре малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела – снижение в 3 раза к 2012 году. Для начала собственного дела, модернизации производства, выхода на новые, в том числе зарубежные рынки повышение уровня бизнес-образования  предпринимателя и его работников является необходимым условием. Крупные компании, как правило, располагают возможностями по созданию собственных учебных центров, разработки образовательных программ. В отношении компаний малого и среднего предпринимательства часть расходов на такие затраты должно взять на себя государство. Особенно данная проблема актуальна для стартующих предпринимателей. Предоставление возможности пройти кратковременное обучение на условиях софинансирования расходов позволяет, прежде всего, повысить «выживаемость» начинающих предпринимателей в первый год ведения дела. В настоящее время прохождение бизнес-образования является в соответствии с требованиями ведомственных актов Минэкономразвития России необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающих предпринимателей. К 2012 году показатель доли начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение по программам бизнес-образования, от совокупного количества начинающих субъектов малого предпринимательства должен составить 15 процентов. При этом молодежное предпринимательство выделено в качестве приоритетной группы при реализации мероприятия. Необходимо в среднесрочной перспективе реализовать массовые программы обучения начинающих предпринимателей. Одна из крупных задач проекта – формирование доступной системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. За период 2005-2009 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:  

–  в 56 субъектах Российской Федерации создаются 106 бизнес-инкубаторов, из которых 83 бизнес-инкубатора открыто, 23 – в стадии завершения строительства;

–  73 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний;

– 23 венчурных региональных компаний и 3 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных  и производственных бизнес-проектов;

–  создаются промышленные парки, из которых один открыт, один в стадии создания, начато финансирование технопарка.

На период до 2012 года предлагается продолжить реализацию указанных проектов с тем, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных  бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию  региональных венчурных фондов (не менее          400 млн. рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков – не менее 10 объектов к 2012 году.

В 2009 году поддержка муниципальных  программ осуществлена в 24 субъектах  Российской Федерации, что позволило  поддержать 336 муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства  по всей России. Стратегическим направлением должно стать увеличение поддержки  муниципальных программ развития субъектов  малого и среднего бизнеса до 400 муниципалитетов  к 2012 году. Также предстоит реализовать  программу ОАО «Российская венчурная  компания» по «посевному» финансированию малых компаний», как элемента системы  финансирования инновационных проектов, дополняющую деятельность фонда  содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере и  региональных венчурных фондов. 

В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию государственной  программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд. рублей, в том числе:

– 16 млрд. рублей – субсидии регионам по линии Минэкономразвития  России, включая 2 млрд. рублей на поддержку  инноваций, 2 млрд. рублей на моногорода и 1 млрд. рублей. на Северный Кавказ;

– 1 млрд. рублей – Фонд содействия развитию предприятий в научно-технической  сфере целевым образом на программу  поддержки компаний, созданных высшими  учебными заведениями;

– 2 млрд. рублей – квота  в программе Минпромторга России на поддержку экспорта;

– 5 млрд. рублей – квота  в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых компаний. При  этом в бюджетах регионов расходы  на поддержку малого и среднего предпринимательства  остались на уровне 2009 года.

По состоянию на июль 2010 года в Минэкономразвития России представлено 829 конкурсных заявок от субъектов Российской Федерации  на общую сумму 28,3 млрд. рублей. По итогам заседаний конкурсных комиссий Минэкономразвития России уже распределено субсидий между субъектами Российской федерации на общую сумму в     15,1 млрд. рублей (среди всех регионов, за исключением Ненецкого АО).

В 2010 году основной акцент в  программе сделан на поддержку инновационных  малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, при этом сохраняются наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие  программы.

Среди основных мер поддержки  начинающих малых инновационных  компаний можно выделить гранты малым  компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридическое лицо. Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п. В число приоритетов включена поддержка экспортоориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за 5 лет программы поддержано 540 компаний. Поддержка будет оказана   10-15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспорто-ориентированных малых компаний.

Следующий блок поддержки  – это развитие лизинга малых  и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной  поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд. рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей действительно можно существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению. В этот блок включается субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий:  субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере не превышающем 1 млн. рублей.

Еще одно направление –  предоставление широкого доступа населения  к обучению основам предпринимательства. Приоритет отдан краткосрочным  курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной  ситуации: безработные, уволенные военнослужащие (планируемое число обучаемых  – до 50 тыс. человек).

Продолжится реализация программы  повышения энергоэффективности  производства, направленная на повышение  конкурентоспособности малых и  средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрения в деловую практику заключения энергосервисных договоров  и проведения энергетических обследований.

В 2010 году субсидии федерального бюджета на финансирование программы  энергоэффективности предоставляются  на: обучение для субъектов малого и среднего предпринимательства; субсидирование затрат, связанных с проведением: энергетических обследований, работ  в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов); а также затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов.

Новыми направлениями  станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный  округ, и муниципальных программ монопрофильных городов.

Поддержка малого предпринимательства  моногородов будет проводиться  в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких  программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

В соответствии с протоколом совещания у Первого заместителя  Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 18 марта 2010 г.  № ИШ-П13-11пр на реализацию Программ в моногородах в 2010 году должно быть направлено 2 млрд. рублей федеральных субсидий.

Во исполнение данного  протокола принято подготовленное Минэкономразвития России постановление  Правительства Российской Федерации  от 21 июня 2010 г. № 460     «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году».

В настоящее время при  участии Минэкономразвития России разработаны и утверждены все 27 муниципальных  программ развития малого и среднего предпринимательства в моногородах.

Учитывая, что Федеральным  законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ  
«О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства предусмотрены на период 2010-2012 гг., все программы моногородов разработаны на период с 2010 по 2012 год. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.

В 2009 году вступил в силу федеральный закон, сокращающий  число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип  начала деятельности на потребительском  рынке, рынке оказания услуг –  самого популярного для начинающих предпринимателей вида деятельности. Внесен ряд изменений в специальные  налоговые режимы, которые позволяют  распространить их действие исключительно  на малые компании, а также расширяющие  доступ к таким налоговым режимам. В части проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом  от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен ряд новелл, направленных на защиту прав проверок малых и средних компаний. Так, проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства возможно только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации (с 9 мая 2010 г. данная норма распространяется на проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Ограничены сроки проведения проверок для всех органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: не более 50 часов – для малых компании и не более 15 часов для микропредприятий.

На период до 2012 года необходимо обеспечить реализацию требований законодательства Российской Федерации о проведении один раз в 5 лет сплошного статистического  обследования сектора малых и  средних компаний, упростить требования по ведению бухгалтерского учета  компаниями, применяющими специальные  налоговые режимы, заменить административные механизмы обеспечения ответственности  предпринимателей за безопасность производимых товаров на гражданско-правовые –  декларирование, технический аудит, страхование ответственности, саморегулирование. Оценка результативности реализации задачи – это снижение в 2 раза доли издержек в выручке компаний на преодоление административных барьеров и существенное расширение числа предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в виде патента при упрощенной системе налогообложения, использование которого служит индикатором выхода предпринимательской деятельности из «тени».

Реализация задачи требует  финансирования проведения в 2010 году сплошного  статистического обследования малых  и средних компаний. Расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса проблема финансирования обострилась.

На программы грантовой  поддержки начинающих – безвозвратные  ссуды до 300 тыс. рублей – направлено 1,6 млрд. рублей федеральных ресурсов. С учетом региональных средств подпрограмма составит 2,2 млрд. рублей, а это – поддержка 8600 начинающих предпринимателей. Приоритетом пользуются граждане из числа безработных, а предоставлению средств предшествует обязательное обучение основам предпринимательства и защита бизнес-плана. Гранты предоставляются в 66 регионах.  На развитие микрофинансирования – это возвратные средства для займов до 1 млн. рублей и сроком на 3-4 месяца – направлено 2,2 млрд. рублей федеральных и региональных средств. Средний займ составляет 500 тысяч рублей и возвращается в течение 3-4 месяцев (поддержано более 16 000 компаний). До 2009 года функционировало 33 региональных гарантийных фонда с общей капитализацией около 6 млрд. рублей. К октябрю 2009 года общая капитализация гарантийных фондов составила около 12 млрд. рублей, из которых 3,6 млрд. рублей были выделены из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября  
2009 года № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» из федерального бюджета дополнительно выделено 7,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для повышения уровня капитализации гарантийных фондов и фондов поручительств, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На мероприятия по компенсации расходов по оплате процентов по банковским кредитам в 2009 году  направлено более 2 млрд. рублей за счет средств федерального и региональных бюджетов, что означает компенсацию расходов по кредитам на сумму не менее 30 млрд. рублей  кредитов малым и средним компаниям. За счет средств федерального бюджета в 2009 году начата реализация программы ОАО «Российский банк развития» по рефинансированию кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, а также кредитованию микрофинансовых, лизинговых и факторинговых организаций.

На 01.01.2010 г. общий объем  средств, предоставленных Внешэкономбанком ОАО «РосБР», составил 49 млрд. рублей:  

 –   10 млрд. рублей – дополнительный взнос в уставный капитал (осуществлен в августе текущего года);  

 –   30 млрд. рублей –  кредит, предоставленный на срок 8 лет за счет средств ФНБ. Стоимость кредита равна стоимости фондирования (средства ФНБ) – 8,5% годовых;         

 –   9 млрд. рублей – кредит, предоставленный в 2008 году под 9% годовых сроком на 3 года. Уже заключены соглашения с 97 банками по реализации данной программы, которым перечислено 30,85 млрд. рублей кредитных ресурсов.  С 2009 года программа ОАО «РосБР» позволяет предоставлять дополнительное финансирование для организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, по состоянию на июль 2010 г. заключены соглашения с          55 лизинговыми компаниями на общую сумму 7, 4 млрд. рублей, с пятью негосударственными микрофинансовыми организациями первого уровня на общую сумму 545 млн. рублей, с семью государственными и муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства на сумму 940 млн. рублей, а также четырьмя факторинговыми компаниями на общую сумму 1430 млн. рублей. Для обеспечения  к 2012 году объема программы в размере 200 млрд. рублей  (5% от кредиторской задолженности сектора за 2008 год) в 2011 году потребуется направить в ОАО «Российский банк развития» на реализацию программы дополнительно 40 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  
от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» в отношении 11 федеральных министерств и 13 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Задача  развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях сформирована с учетом положений указанного постановления Правительства Российской Федерации и на основании сведений, представленных в установленные сроки федеральными органами исполнительной власти.  На реализацию задачи не планируется запрашивать выделение дополнительных средств федерального бюджета. Формирование института «обратной связи» с предпринимателями для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений возможно лишь при наличии инструмента общественной защиты интересов и представительства предпринимателей. В России действуют 4 крупнейших предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Однако степень вовлеченности малых компаний в деятельность общественных организаций по-прежнему незначительна. Так, «ОПОРА РОССИИ» представляет интересы каждого четвертого малого предпринимателя. Поддержка общественных организаций предпринимателей – необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов малых компаний необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний.

Реализация мероприятия  возможна за счет средств, предусмотренных  на государственную программу поддержки  малого и среднего предпринимательства. Основной индикатор – увеличение практически в 2 раза числа предпринимателей – членов общественных объединений.

Решение основной задачи –  увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства  – напрямую связано с пропагандой  идей предпринимательства, развитием  интереса у молодых людей к  самостоятельной деятельности, разъяснением государственной политики содействия развитию предпринимательства. Для реализации данной задачи необходимо максимально использовать возможности телевидения, радио, Интернета, наружной рекламы с  выделением на их применение средств федерального бюджета в счет средств, предусмотренных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, – 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза.

 

 

2222

2.222222

 

 

 

2определение потребности в трудовых ресурсах включает расчет численности как в целом по предприятию, так и по категориям промышленно – производственного персонала, определение дополнительной потребности и источников ее покрытия.

Численность работников в  целом по предприятию определяется укрупнено, исходя из объема производства продукции (Qпл) и производительности труда в плановом периоде (ПТпл) либо дифференцированно по категориям промышленно-производственного  персонала.

Планирование численности  персонала основано на установлении зависимости численности персонала  и основных экономических показателей  работы предприятия. Основными из них  являются объем производства продукции  и производительность труда. Определение  плановой численности персонала (Рпл) осуществляется по следующей формуле:

Рпл = Рб * Ко +(-) Э или Рпл = Qпл / ПТпл,

Ко – индекс изменения  объема производства;

Э – изменение численности  за счет повышения производительности труда, чел.

В качестве базисного выбирается календарный период, одноименный  и предшествующий плановому, для  которого известны все необходимые  для расчета показатели. Индекс изменения объема производства может определяться на основе стоимостных и натуральных показателей объема производства.

Как видно из приведенной  формулы численность персонала  изменяется прямо пропорционально  изменению объема производства продукции  и обратно пропорционально изменению  производительности труда. То есть увеличение объема производства приводит к увеличению численности персонала, а рост производительности труда – к снижению.

Приведенный метод расчета  используется в тех случаях, когда  предприятие работает в условиях стабильного развития и стабильной экономической системы. В этих условиях по приведенной формуле можно  планировать численность промышленно – производственного персонала предприятия в целом, либо численность работников отдельных категорий ППП, как правило, рабочих. В отдельных случаях подобным образом можно планировать численность и более мелких групп специалистов, например, численность персонала цеха. Детальный расчет численности персонала по категориям производится по показателям трудоемкости производственной программы, нормам выработки, по числу рабочих мест, по нормам обслуживания и нормативам управляемости.

Для определения численности  предварительно составляется баланс рабочего времени для каждой группы рабочих, имеющих один график работы и равную продолжительность очередных отпусков. Он разрабатывается с учетом режима работы предприятия и планируемых  потерь рабочего времени. Пример составления  баланса рабочего времени представлен в таблице 1.

Баланс рабочего времени среднесписочного рабочего

Показатели

Значение

1. Календарный фонд времени,  дни

 

2. Число выходных и  праздничных дней

 

3. Номинальный фонд рабочего  времени, дни

 

4. Планируемые невыходы, всего

в том числе:

по болезни; очередной  отпуск; отпуск в связи с родами; учебные отпуска; другие невыходы, предусмотренные  коллективным договором

 

5.Эффективный фонд рабочего  времени, дни

 

6. Средняя продолжительность  рабочего дня, час

 

7. Эффективный фонд рабочего  времени, час

 

Определение численности  рабочих по профессиональным группам (Чрj) на основании трудоемкости продукции, выполненных работ и оказанных  услуг осуществляется по следующей  формуле:

Ч рj = Тпj / Тэj / Квнj,

где Тпj – трудоемкость производственной программы по j–му виду работ  за расчетный период, нормо-час.;

Тэj – эффективный фонд рабочего времени одного работника j–ой профессии за расчетный период, час.;

Квнj – средний коэффициент  выполнения норм рабочими j–ой профессии.

Трудоемкость производственной программы за расчетный период определяется на основе существующих норм времени  на отдельные работы и планируемого объема выполнения работ в натуральном  выражении.

По данной методике определяется плановая численность, как правило, основных рабочих, в единичном и  серийном производстве, отдельных специальностей вспомогательных рабочих.

Расчет численности рабочих  по нормам выработки производится по формуле:

Чр = Q / Вн / Квн,

где: Q – планируемы объем  выполнения работ в натуральном  выражении (шт., тн., л. м2),

 Вн – норма выработки  в плановом периоде, шт./чел.

Данный метод определения  численности рабочих применяется  во внутрипроизводственных подразделениях предприятия, выпускающих однородную продукцию.Расчет численности персонала  по числу имеющихся рабочих мест используется в тех случаях, когда  труд персонала не нормируется и  не зависит от объективно измеряемых параметров. Для определения плановой численности персонала используется следующая формула:

Чр = М * Ксм * Ксп,

Ксп – коэффициент списочного состава, определяемый как отношение  номинального фонда рабочего времени  в днях к фактическому числу рабочих  дней.

Подобный метод используется для планирования численности основных рабочих в поточном производстве, отдельных специальностей вспомогательных  рабочих, например, дежурных специалистов и, в некоторых случаях руководителей, например, линейных руководителей производственных подразделений (цехов и участков, начальников смен).

Планирование численности  персонала по нормам обслуживания осуществляется по следующей формуле:

Чр = Об *Ксм *Ксп / Но,

где: Об – число обслуживаемых  объектов;

Но – норма обслуживания, количество объектов одновременно обслуживаемых  одним специалистом.

Таким образом, определяется численность основных рабочих в  высокоавтоматизированном производстве при многостаночной работе; вспомогательных  рабочих (наладчиков, слесарей – ремонтников, уборщиков и т.д.).

Численность основных рабочих, обслуживающих автоматизированный процесс или сложный агрегат, определяется по формуле:

Ч = Аг * Ноб * Ксм * Ксп,

где: Аг – количество агрегатов;

Ноб – норма обслуживания, т.е. количество рабочих, обслуживающих  один агрегат, чел.

 

Планирование численности  руководящих работников, специалистов и других служащих производится на основе типовой схемы управления предприятием и нормативов управляемости. Расчеты ведутся по каждой управленческой функции, исходя из важнейших факторов, влияющих на объем работы, связанной  с выполнением той или иной функции. Нормативы разрабатываются  и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.) по должностям специалистов и служащих (конструкторы, технологи, бухгалтеры). Затем составляется штатное расписание, которое отражает специфику управления предприятием. Общая численность работников определяется путем суммирования численности по всем категориям промышленно – производственного персонала. В практике учета и планирования персонала различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Явочная численность определяет количество работников, которые в  плановом периоде должны выходить на работу. В списочный состав включаются все работники, числящиеся на предприятии, как явившиеся на работу, так и  находящиеся в командировках, отпусках, занятые выполнением государственных  обязанностей, отсутствующих по болезни. Списочная численность работников постоянно меняется в связи с  их приемом и увольнением и  может быть определена только на конкретную дату. Поэтому для определения  численности работников за определенный период (месяц, квартал, год) производится расчет среднесписочной численности  путем деления суммы списочного состава за все дни месяца (включая  праздничные и выходные дни) на число  календарных дней в месяце. Среднесписочная  численность работников за квартал (год) определяется как сумма среднемесячной численности за рассматриваемый  период, деленная на число месяцев. Одним из количественных показателей, характеризующих персонал предприятия и его движение, является текучесть кадров, которая определяется по формуле:

Информация о работе Планирование численности работников на предприятии