Планирование деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации
1.1 Сущность и цели планирования
1.2 Классификация планирования
1.3 Основные принципы планирования
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации
1.5 Понятие и виды плана
1.6 Методы планирования
Глава 2. Анализ системы планирования в кафе "Южное"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика системы планирования кафе "Южное"
2.3 Анализ факторов внутренней среды кафе "Южное"
2.4 Изучение факторов внешней среды кафе "Южное"
2.5 SWOT-анализ как основа стратегического планирования
Глава 3. Совершенствование системы планирования кафе "Южное"
3.1 Формулирование миссий и целей
3.2 Разработка стратегии кафе "Южное"
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

Предприятие обеспечивает гарантированный  законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены  согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую  и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством  РФ.

Хозяйственно-финансовая деятельность кафе "Южное" характеризуется  следующими данными:

Размер товарооборота  предприятия достиг в 2012 г.3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 18,5%. В товарообороте предприятия  преобладающую долю занимают продовольственные  товары. Так, в 2012 г. их удельный вес  в товарообороте предприятия  составил более 90%, на долю непродовольственных  товаров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы  товарооборота. Среди продовольственных  товаров больше всего реализуется  мясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции и др.

Кафе "Южное" имеет хозяйственные  связи со многими поставщиками, в  частности, с Оренбургской продуктовой  компанией, Орским и Новотроицким мясокомбинатами, хлебозаводами, ОАО "Оренбургский молочный комбинат" и  др. Всего от этих и других предприятий в 2012году поступило  в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,3% или  на 513,0 млн. руб.

За 2012 год было закуплено  сельскохозяйственных продуктов на 510 млн. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том  числе закуплено мяса - 25 тонн, овощей - 7 тонн, муки - 146 тонн.

Средний срок реализации товаров  в 2012 году составил 32 дня. По сравнению  с 2010 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась  на один день (2010 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния  предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы  и снижение прибыли.

На замедление оборачиваемости  товаров повлиял рост остатков товаров  в предприятии на начало и конец 2012 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 млн. руб., то на конец  года - на 63,1 млн. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает  обеспеченность розничного товарооборота  товарными ресурсами.

Упрощенный список продуктов, реализуемых предприятием приведен в таблице 1. Номенклатура продуктов  по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. В кафе "Южное" традиционно  осуществляется торговля элитными сортами  товаров.

 

Таблица 1

Ассортимент продуктов, реализуемых  кафе "Южное"

 

Наименование продукта

Единицы измерения продуктов.

Цены

(в рублях)

 

Кофе

Чашка

60

 

Кофе из свежемолотых зерен

Чашка

100

 

Кофе "капуччино"

Чашка

120

 

Мороженое

Порция

От 80

 

Коктейли молочные

250г

От 100

 

Пирожные

шт.

От 50

 

Бутерброды

шт.

От 30

 

Горячие блюда

порция

От 150

 

Десертные блюда

порция

От 180

 

Вино

бутылка

От 250

 

Пиво

бутылка

От 100

 

Окорочка гриль

порция

300

 

Салаты

порция

От 120

 

Фрукты

250г.

От 150

 

Пельмени

Порция

От 150

 

Шашлык

Порция

200

 

Пицца

порция

От 300

 

Суп

250г.

От 100

 

Борщ

250г.

100

 

Шампанское

бутылка

От 300


 

Большое влияние на развитие товарооборота кафе "Южное" оказывают  состояние, развитие и использование  материально-технической базы предприятия. В 2012 году была проведена реконструкция  обеденного зала. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке обеденного зала удалось  получить дополнительно 20 кв. м. полезной площади. В 2012 году общая полезная площадь  составила 420 кв. м., в том числе  площадь обеденного зала - 250 кв. м. Обеденный  зал и складские помещения  предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными весами и др.

Эффективность использования  материально-технической базы предприятия  характеризуется объемом товарооборота  на 1 кв. м. полезной площади. Этот показатель составил за 2012 год 7,8 млн. руб., а в 2010 году он был равен 6,6 млн. руб.

Использование материально-технической  базы торговли непосредственно связано  с режимом работы предприятия  и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными  и санитарными днями. Предприятие  работает с 12 до 03 часов.

В предприятии работает 12 человек, из них 6 являются официантами. Удельный вес официантов в общей  численности работников предприятия  составляет 75%, По сравнению с прошлым  годом соотношение между численностью официантов и административных работников изменилось в пользу официантов. Растет эффективность труда официантов. Если в 2010 году на одного официанта  приходилось 131,0 млн. руб. товарооборота, то в 2012 году - 142,0 млн. руб. За счет роста  эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности  официантов (экстенсивный фактор) - 26,7%.

Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2012 г.16,75% к товарообороту. По сравнению  с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (2010 г. - 16,97%), что позволило  за счёт этого получить больше прибыли  на 7,0 млн. руб. Издержки обращения (расходы  на продажу) распределяются на остаток  товаров и реализацию пропорционально  покупной стоимости товаров.

Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и  прочих внереализационных доходов  составили 19,88% к обороту. При сложившемся  уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 2012 г. предприятие  получило прибыли 88,5 млн. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.

По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2011 г., активы кафе "Южное" составили  на конец года 442,9 млн. руб. За год  они возросли на 140,9 млн. руб.

Увеличение валюты баланса  свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов  на 108,6 млн. руб. Недвижимое имущество  возросло за год на 32,3 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2011г. у кафе "Южное" отсутствуют  убытки (раздел III актива баланса).

В кафе "Южное" разработана  наценочная политика: для детских  дошкольных учреждений наценка 20%, столовым общеобразовательных школ до 45%. На основании полученного товарооборота  и среднего % наценки определяется доход предприятия, который и  является выручкой от продажи.

На начало года кафе "Южное" испытывало недостаток собственных  оборотных средств, но в результате предпринятых мер по привлечению  средств достигнут излишек средств  в обороте и 39,4 млн. руб. Это создало  условия для досрочного погашения  банковских кредитов.

Способность кафе "Южное" своевременно погашать свои обязательства  характеризуется его ликвидностью. По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.

2.2 Характеристика системы  планирования кафе "Южное"

 

Кафе "Южное" занимается розничной торговлей и организацией общественного питания. В кафе "Южное" планы составляются каждый год.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется  долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений  во главе с директором кафе "Южное".

Решением основных стратегических задач на предприятии занимается бывший директор кафе "Южное". До этого в его ведении находилось управление оперативными вопросами.

Но как таковое стратегическое планирование в кафе "Южное" отсутствует, хотя и чувствуется необходимость  в нем, поскольку во внешней среде  для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего  развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой  метод наиболее применим для кафе "Южное". К числу слабых сторон кафе, о которых будет говориться чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых  исследований, и слабая программа  продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления  для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

К тому же, учитывая прошлый  опыт кафе "Южное", организация  уже сталкивалась с множеством непредсказуемых  факторов, что вызывает необходимость  отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии  деятельности организации, в которой  определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и  решения возникающих проблем.

2.3 Анализ факторов  внутренней среды  кафе "Южное"

Изучение факторов внутренней среды.

Внутренняя среда - это  та часть общей среды, которая  находится в поле интересов любой  организации. Анализ внутренней среды  вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше  уяснить цели организации, более  верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.

Для полного анализа внутренней среды кафе "Южное" необходимо исследовать пять функциональных зон [23, c.98]:

1. Финансовый - использование  и движение финансовых средств  внутри компании, обеспечение прибыльности.

2. Производственный - охватывает  оказываемые услуги, исследования  и разработки новых программ.

3. Персонал - охватывает процессы: взаимодействие менеджеров и  рабочих, найм, обучение, продвижение  по службе, оценка результатов  труда, стимулирование труда.

4. Маркетинг - оценивает  работы маркетингового отдела, анализирует  программу продвижения услуг  компании.

5. Имидж и культура фирмы  - это обычаи и нравы, правила  поведения в компании. Забота  об имидже фирмы в глазах  посторонних создают ее услуги, многолетняя работа и качество  обслуживания клиентов.

Финансы.

В 2011 г. было принято решение  об увеличении уставного капитала кафе "Южное" до 30 млн. руб.

Кафе "Южное" уже сейчас привлекательна для инвестиций. У  компании есть недвижимость, ценные бумаги. А самые весомые аргументы - перспективы  кафе "Южное" на рынке предоставления услуг общественного питания.

В кафе "Южное" создан отдел  финансовых рисков, работники которого заключили договоры с предприятиями  торговли. Эти магазины готовы продавать  продукты питания, алкогольную продукцию  и т.д.

Кадры.

Все вопросы решаются коллегиально. Каждый может высказать свое мнение и его мнение будет интересно  всем. Поэтому каждый чувствует себя личностью. У специалистов компании есть возможности для профессионального  роста. Но он зависит от личных качеств, инициативы.

Основная команда сформировалась при создании компании. Четыре человека, стоявшие у истоков, продолжают здесь  же работать. Остальные набирались по рекомендациям. Работники должны вызывать доверие, иметь незапятнанную  репутацию.

На сегодняшний день существует два варианта подготовки специалистов в кафе "Южное": первый - это  переквалифицировать успешных специалистов, работающих в других областях. Другой вариант - присматриваться к студентам, обучающимся специализации "повар". Этот метод более длителен, но и  более эффективен.

Сегодня одной из особенностей кафе "Южное" является работа с  массовым клиентом. Кафе "Южное" регулярно  старается информировать население  о деятельности компании.

Также к категории внутренних факторов, т.е. тех, на которые администрация  кафе "Южное" активно влияет, для  того, чтобы добиться наибольшей эффективности  нужно поставить ценовую политику, а именно три основных пункта, влияющих на ценовую политику.

1. Уровень цен закупки  товаров у поставщиков. Как  говорилось ранее, крупные торговые  объединения могут добиться значительной  оптовой скидки, и получить ряд  льгот по условиям и срокам  поставки товара, это при прочих  равных условиях ведет к снижению  розничных цен, и используются  как элемент формирования валового  дохода.

Уровень цен закупки обычно колеблется в определенном диапазоне  и устанавливается производителем.

2. Уровень цен реализации  товаров. Обычно торговые предприятия  устанавливают розничные цены  дифференцированно по отдельным  товарным группам, исходя из  состояния спроса, уровня издержек  обращения и ряда других.

3. Объем реализации товара  также является одним из основных  компонентов влияющих на ценовую  политику, т.к дает возможность  получить ощутимые скидки.

Остановимся коротко на остальных  некоторых других внутренних факторах − таких как, например, дополнительный сервис для посетителя в кафе "Южное", в который входят, как это не кажется парадоксальным, весь спектр современного торгового оборудования, начиная от систем охраны и наблюдения, кассовых аппаратов и всех остальных электронных приборов, призванных облегчить процесс торговли, до "бесплатных" пакетов для покупок и крытого паркинга. Все вышеперечисленное влияет на величину торговой наценки, и поэтому к их внедрению нужно подходить только после детального изучения и тщательных расчетов.

Вопросы кадровой работы с  персоналом, его подбор, обучение, мотивация  к продвижению по служебной лестнице, решаются в кафе "Золотая рыбка  индивидуально, исходя из собственных  знаний и опыта руководителя.

Требования, предъявляемые  современными технологиями продаж в  сфере общественного питания, невыполнимы  без знаний логистики, науки о  перемещении материальных ценностей, с целью оптимизации транспортных расходов и эффективного использования  торговых и складских помещений.

Информация о работе Планирование деятельности организации