Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа
Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации
1.1 Сущность и цели планирования
1.2 Классификация планирования
1.3 Основные принципы планирования
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации
1.5 Понятие и виды плана
1.6 Методы планирования
Глава 2. Анализ системы планирования в кафе "Южное"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика системы планирования кафе "Южное"
2.3 Анализ факторов внутренней среды кафе "Южное"
2.4 Изучение факторов внешней среды кафе "Южное"
2.5 SWOT-анализ как основа стратегического планирования
Глава 3. Совершенствование системы планирования кафе "Южное"
3.1 Формулирование миссий и целей
3.2 Разработка стратегии кафе "Южное"
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования
Заключение
Список литературы
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.
Предприятие ведёт бухгалтерскую
и статистическую отчётность в порядке,
установленном
Хозяйственно-финансовая деятельность кафе "Южное" характеризуется следующими данными:
Размер товарооборота предприятия достиг в 2012 г.3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 18,5%. В товарообороте предприятия преобладающую долю занимают продовольственные товары. Так, в 2012 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции и др.
Кафе "Южное" имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с Оренбургской продуктовой компанией, Орским и Новотроицким мясокомбинатами, хлебозаводами, ОАО "Оренбургский молочный комбинат" и др. Всего от этих и других предприятий в 2012году поступило в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,3% или на 513,0 млн. руб.
За 2012 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 млн. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, овощей - 7 тонн, муки - 146 тонн.
Средний срок реализации товаров
в 2012 году составил 32 дня. По сравнению
с 2010 годом оборачиваемость средств,
вложенных в товарные запасы, замедлилась
на один день (2010 год - 31 день). Это повлияло
на ухудшение финансового
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в предприятии на начало и конец 2012 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 млн. руб., то на конец года - на 63,1 млн. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.
Упрощенный список продуктов, реализуемых предприятием приведен в таблице 1. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. В кафе "Южное" традиционно осуществляется торговля элитными сортами товаров.
Таблица 1
Ассортимент продуктов, реализуемых кафе "Южное"
Наименование продукта |
Единицы измерения продуктов. |
Цены (в рублях) | |
Кофе |
Чашка |
60 | |
Кофе из свежемолотых зерен |
Чашка |
100 | |
Кофе "капуччино" |
Чашка |
120 | |
Мороженое |
Порция |
От 80 | |
Коктейли молочные |
250г |
От 100 | |
Пирожные |
шт. |
От 50 | |
Бутерброды |
шт. |
От 30 | |
Горячие блюда |
порция |
От 150 | |
Десертные блюда |
порция |
От 180 | |
Вино |
бутылка |
От 250 | |
Пиво |
бутылка |
От 100 | |
Окорочка гриль |
порция |
300 | |
Салаты |
порция |
От 120 | |
Фрукты |
250г. |
От 150 | |
Пельмени |
Порция |
От 150 | |
Шашлык |
Порция |
200 | |
Пицца |
порция |
От 300 | |
Суп |
250г. |
От 100 | |
Борщ |
250г. |
100 | |
Шампанское |
бутылка |
От 300 |
Большое влияние на развитие
товарооборота кафе "Южное" оказывают
состояние, развитие и использование
материально-технической базы предприятия.
В 2012 году была проведена реконструкция
обеденного зала. В результате сокращения
подсобных и складских
Эффективность использования
материально-технической базы предприятия
характеризуется объемом
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 12 до 03 часов.
В предприятии работает 12
человек, из них 6 являются официантами.
Удельный вес официантов в общей
численности работников предприятия
составляет 75%, По сравнению с прошлым
годом соотношение между
Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2012 г.16,75% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (2010 г. - 16,97%), что позволило за счёт этого получить больше прибыли на 7,0 млн. руб. Издержки обращения (расходы на продажу) распределяются на остаток товаров и реализацию пропорционально покупной стоимости товаров.
Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и прочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившемся уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 2012 г. предприятие получило прибыли 88,5 млн. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2011 г., активы кафе "Южное" составили на конец года 442,9 млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб.
Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 млн. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 32,3 млн. руб.
По состоянию на 1 января 2011г. у кафе "Южное" отсутствуют убытки (раздел III актива баланса).
В кафе "Южное" разработана
наценочная политика: для детских
дошкольных учреждений наценка 20%, столовым
общеобразовательных школ до 45%. На
основании полученного
На начало года кафе "Южное"
испытывало недостаток собственных
оборотных средств, но в результате
предпринятых мер по привлечению
средств достигнут излишек
Способность кафе "Южное"
своевременно погашать свои обязательства
характеризуется его
Кафе "Южное" занимается
розничной торговлей и
Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с директором кафе "Южное".
Решением основных стратегических задач на предприятии занимается бывший директор кафе "Южное". До этого в его ведении находилось управление оперативными вопросами.
Но как таковое стратегическое планирование в кафе "Южное" отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для кафе "Южное". К числу слабых сторон кафе, о которых будет говориться чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
К тому же, учитывая прошлый опыт кафе "Южное", организация уже сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.
Изучение факторов внутренней среды.
Внутренняя среда - это
та часть общей среды, которая
находится в поле интересов любой
организации. Анализ внутренней среды
вскрывает те возможности, тот потенциал,
на который может рассчитывать фирма
в конкурентной борьбе в процессе
достижения своих целей. Анализ внутренней
среды позволяет также лучше
уяснить цели организации, более
верно сформулировать миссию, т.е. определить
смысл и направления
Для полного анализа внутренней среды кафе "Южное" необходимо исследовать пять функциональных зон [23, c.98]:
1. Финансовый - использование и движение финансовых средств внутри компании, обеспечение прибыльности.
2. Производственный - охватывает оказываемые услуги, исследования и разработки новых программ.
3. Персонал - охватывает процессы: взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение, продвижение по службе, оценка результатов труда, стимулирование труда.
4. Маркетинг - оценивает работы маркетингового отдела, анализирует программу продвижения услуг компании.
5. Имидж и культура фирмы - это обычаи и нравы, правила поведения в компании. Забота об имидже фирмы в глазах посторонних создают ее услуги, многолетняя работа и качество обслуживания клиентов.
Финансы.
В 2011 г. было принято решение об увеличении уставного капитала кафе "Южное" до 30 млн. руб.
Кафе "Южное" уже сейчас привлекательна для инвестиций. У компании есть недвижимость, ценные бумаги. А самые весомые аргументы - перспективы кафе "Южное" на рынке предоставления услуг общественного питания.
В кафе "Южное" создан отдел финансовых рисков, работники которого заключили договоры с предприятиями торговли. Эти магазины готовы продавать продукты питания, алкогольную продукцию и т.д.
Кадры.
Все вопросы решаются коллегиально.
Каждый может высказать свое мнение
и его мнение будет интересно
всем. Поэтому каждый чувствует себя
личностью. У специалистов компании
есть возможности для
Основная команда
На сегодняшний день существует два варианта подготовки специалистов в кафе "Южное": первый - это переквалифицировать успешных специалистов, работающих в других областях. Другой вариант - присматриваться к студентам, обучающимся специализации "повар". Этот метод более длителен, но и более эффективен.
Сегодня одной из особенностей
кафе "Южное" является работа с
массовым клиентом. Кафе "Южное" регулярно
старается информировать
Также к категории внутренних
факторов, т.е. тех, на которые администрация
кафе "Южное" активно влияет, для
того, чтобы добиться наибольшей эффективности
нужно поставить ценовую
1. Уровень цен закупки
товаров у поставщиков. Как
говорилось ранее, крупные
Уровень цен закупки обычно
колеблется в определенном диапазоне
и устанавливается
2. Уровень цен реализации
товаров. Обычно торговые
3. Объем реализации товара
также является одним из
Остановимся коротко на остальных некоторых других внутренних факторах − таких как, например, дополнительный сервис для посетителя в кафе "Южное", в который входят, как это не кажется парадоксальным, весь спектр современного торгового оборудования, начиная от систем охраны и наблюдения, кассовых аппаратов и всех остальных электронных приборов, призванных облегчить процесс торговли, до "бесплатных" пакетов для покупок и крытого паркинга. Все вышеперечисленное влияет на величину торговой наценки, и поэтому к их внедрению нужно подходить только после детального изучения и тщательных расчетов.
Вопросы кадровой работы с персоналом, его подбор, обучение, мотивация к продвижению по служебной лестнице, решаются в кафе "Золотая рыбка индивидуально, исходя из собственных знаний и опыта руководителя.
Требования, предъявляемые
современными технологиями продаж в
сфере общественного питания, невыполнимы
без знаний логистики, науки о
перемещении материальных ценностей,
с целью оптимизации