Планирование деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………...………………………..….......................................................…………….....3
Планирование деятельности организации………………………………………………….....5
1.1 Планирование как функция управления производством…………………………………5
1.2 Цели разработки и особенности бизнес-плана............................................................... ...12
Состав бизнес-плана ...........………… … ….……...…............................................................15
Резюме ........................… ….……………….…..….......................................................... ..15
Виды товаров и услуг .........….…...……….....…........................................................…...15
Обеспечение конкурентоспособности....…...….......................................................….....23
Оценка рынка сбыта ............….…...……. …………………………………………......…….......26
Сведения о конкурентах ….……………….……………………………………………….….....27
План маркетинга….…………………….….……………………………………………..…….....28
План производства………….………….….………………………………………………………30
Юридический план.…………………….….……… …………………………………………......32
Оценка рисков и страхование..………...….……… ……………………………………………..33
Финансовый план…………………………….………..………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………….………..…………………………….………..…....... ....39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..….…….…………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.rtf

— 409.21 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономике организаций (предприятий)

 

 

 

на тему:

Планирование деятельности организации

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

Выполнила: студентка группы ЭДС - 2009

.

Проверил: .

КАЛУГА  2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………...………………………..….......................................................…………….....3

Планирование деятельности организации………………………………………………….....5

    1.1  Планирование как функция управления производством…………………………………5

    1.2  Цели разработки и особенности бизнес-плана............................................................... ...12

Состав бизнес-плана ...........………… … ….……...…............................................................15

Резюме ........................… ….……………….…..….......................................................... ..15

Виды товаров и услуг .........….…...……….....…........................................................…...15

Обеспечение конкурентоспособности....…...….......................................................….....23

Оценка рынка сбыта ............….…...……. …………………………………………......…….......26

Сведения о конкурентах ….……………….……………………………………………….….....27

План маркетинга….…………………….….……………………………………………..…….....28

План производства………….………….….………………………………………………………30

Юридический план.…………………….….……… …………………………………………......32

Оценка рисков и страхование..………...….……… ……………………………………………..33

Финансовый план…………………………….………..………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………….………..…………………………….………..…....... ....39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..….…….…………….………………………………………… ….41

 

Введение

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.

Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.

Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  1. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  2. Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
  3. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  4. Оценить соответствие персонала фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  5. Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;
  6. Оценить материальное и финансовое положение фирмы, соответствие материальных и финансовых ресурсов  достижению поставленных целей;
  7. Предусмотреть трудности и “подводные камни”, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.

 

1. Планирование деятельности организации.

1.1 Планирование как функция управления производством

Обоснование целей производства, целей экономической системы, особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления -- планирование.

Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом управления. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, -- противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики.

В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой, более или менее крупный, предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности.

Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ -- одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством.

В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д.

Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще. Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели -- три основных необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития. Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать -- нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых, на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.

Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане.

Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:

*  предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

*   более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

*   обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

*   целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

*   своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

*  повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

*  обеспечивать координацию действий на предприятии;

*  стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

*  совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов. При этом под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они, эти принципы, предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

Известно, что в свое время один из создателей современной теории управления производством, А. Файоль, выделил следующие основные принципы осуществления плановой деятельности (составления «программы действий»):

*  единство;

*  непрерывность;

*  гибкость;

*  точность.

Позднее Р. Акофф обосновал еще один принцип планирования -- принцип участия.

В отечественной литературе, где традиционно уделялось особое внимание именно этой части процесса управления, некоторые из перечисленных принципов уточнялись, корректировались. Так, например, принцип единства планирования часто представлен в литературе как принцип комплексности, взаимной увязки и координации. Кроме того, предлагаемый перечень важнейших принципов планирования обогатился за последнее время новыми, современными:

*   научность;

*  обоснованность целей, ориентированность на конечный результат деятельности. Суть перечисленных принципов планирования может быть охарактеризована следующим образом.

Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования -- предприятия. Как было отмечено при характеристике целей производственно-хозяйственной деятельности, само предприятие как система представляет совокупностью взаимных элементов, имеющих единую целевую направленность.

Поэтому единство планирования в данном случае предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений предприятия и планов различного уровня. С этой точки зрения, планирование на предприятии должно охватывать все его производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу.

Необходимость выдерживания такой непрерывности планов объясняется двумя важнейшими причинами: во-первых, неопределенностью внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, которые делают необходимой постоянную корректировку ожиданий предприятия относительно внешних условий, и соответствующее исправление и уточнение планов; во-вторых, изменением не только фактических предпосылок, но и собственных представлений предприятия о своих преимуществах и возможностях. Если предприятие не будет учитывать таких изменений, запланированный и полученный результат может оказаться недостаточным либо вообще отрицательным.

Заметим, что очередной принцип планирования -- принцип гибкости -- как раз и основан на предпосылках, которые обуславливают необходимость принципа непрерывности: неопределенность и изменчивость внешней среды и изменение фирмой собственных оценок, своих позиций и намерений. При этом принцип гибкости заключается в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера.

Для осуществления требуемой гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить необходимые изменения, увязывая их с изменяющимися условиями.

Таким образом, гибкость планов дает дополнительную прочность, устойчивость как самому предприятию, так и тем программам, планам, которые на нем реализуются.

Принцип точности планирования предполагает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем. Ясно, что различные временные и пространственные горизонты планирования предполагают и различную степень точности и детализации проработки: если долгосрочное планирование чаще всего ограничивается разработкой лишь стратегических целей и наиболее общих направлений их реализации, поскольку количество достоверной на длительный период времени информации невелико, то среднесрочные и, тем более, краткосрочные планы, планы отдельных подразделений предприятия могут и должны быть проработаны детально.

Информация о работе Планирование деятельности организации