Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обоснование того, что планирование хозяйственной деятельности необходимо, и служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Содержание работы

1 Часть 3
1. Планирование хозяйственной деятельности предприятия и сущность.
1.1 Понятие планирования: функции и задачи. Принципы планирования
1.2 Стадии планирования и их роль в управлении предприятием
1,2,1Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное
1.3 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия
2 Часть
2. Общие сведения о компании
2.1 Объекты изучения
2. 2Стратегия развития ЗАО «АРЧНЕФТЕГЕОЛОГИЯ»
планирование экономический хозяйственный деятельность.
2.3Стратегия развития.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Планирование на макроуровне впервые осуществлено в России после Октябрьской революции 1917 г. Переход предприятий в общественную собственность поставил перед правительством вопрос о способах государственного управления ими. Обстоятельства потребовали поиска форм и методов комплексного системного управления экономикой, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Для этого были созданы специальные государственные органы во главе с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ). В задачи ВСНХ входили организация производства и государственных финансов, разработка общих норм и планов регулирования экономической жизни страны, согласование и объединение деятельности центральных и местных органов экономического управления.

Позитивная практика централизованного  планирования в СССР показала возможность планирования и стратегического управления в национальном масштабе и при этом избежание кризисов и безработицы. Английский экономист Дж. Кейнс с учетом опыта СССР в 1930-е годы предложил основы государственного регулирования экономики. С тех пор различные формы стратегического программирования и управления стали широко использоваться в хозяйственной практике почти во всех странах Запада.

В стратегическом управлении процесс  планирования нацелен на решение  взаимообусловленных, но по содержанию различных задач: во-первых, социально-экономических и, во-вторых, организационно-технических. Социально-экономические задачи определяются общественным спросом и условиями развития общества. Организационно-технические задачи обусловлены кооперацией труда и определяются уровнем развития средств и методов производства. Поэтому к содержанию планирования производства необходимо подходить с позиций как его организационно-технических характеристик, так и социально-экономических условий. Иначе могут быть упущены многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планового управления экономикой.

Планирование занимает центральное  место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года, а средствами управления - достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

 

Принципы планирования

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и  продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы  действий или планов предприятия  им были сформулированы пять принципов:

- принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

- принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного  плана социально-экономического  развития предприятия, то есть  все разделы годового плана  должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

- принцип непрерывности планов  заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

- принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

- принцип точности планов определяется  многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях  рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Стадии планирования и их роль в управлении предприятием

 

 

Знать потребности рынка на перспективу  и успеть во время доставить на рынок собственную продукцию -- главная  забота руководителей и специалистов предприятия. С помощью плана  связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка.

 

Планирование производства на предприятии -- это точное пред видение и программирование на перспективу хода производственного  процесса и его результатов по этапам. План всегда устремлен в  будущее. С его помощью на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы (материальные, трудовые, финансовые и природные). Если, скажем, надо изготовить машину, построить дом или, допустим, перевезти 1000 т грузов с одного предприятия на другое, то составляется общий план работы. Он включает следующие обязательные сведения: конкретные исполнители работы, ее сроки, необходимые материалы, оборудование, машины и инструменты, требуемые специалисты и производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.

 

Планирование как метод хозяйственного предвидения и программирования основан на детальных расчетах и  указаниях. С одной стороны, в  плане содержится задание на перспективу  для всего персонала -- что и  когда должен делать каждый работник. С другой стороны, в нем содержится предписание для руководителей -- какие управленческие решения поэтапно они должны принимать, чтобы предприятие достигло поставленной цели.

 

Сегодня вполне очевидно, что для  качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, то есть действовать в собственных интересах.

 

Всякое планирование как процесс  практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

 

*определение и обоснование основной  цели и вытекающих из нее  задач предприятия;

 

*оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

 

* детализацию задания по видам  и объемам работ, конкретным  рабочим местам и срокам исполнения;

 

* детальные расчеты затрат и  получаемых результатов на весь  период планирования.

 

Планирование всегда опирается  на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

 

Рассмотрим также роль каждой стадии в управлении предприятием.

 

Самая первая стадия - определение и обоснование основной цели и задач, вытекающих из неё. Для того чтобы предприятие, только что появившееся на рынке стало успешным, конкурентоспособным, необходимо в самом начале поставить правильную цель перед собой - это необходимое условие начала любого планирования, рассмотреть возможные факторы, которые могут оказать то или иное влияние. Естественно, главной целью является получение максимальной прибыли. После определения цели (целей) важно правильно поставить задачи, которые предприятие будет выполнять.

 

Далее необходимо оформить задачи, оценить  реальные показатели деятельности предприятия, определить задания для исполнителей.

 

После того, как были определены все  задания, необходимо решить, какие задания  каким работникам будут предназначены  для выполнения, это и есть детализация задания по видам и объемам работ. С учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. Должна быть предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.

 

Необходимой частью этапов планирования является расчёт затрат и результатов  деятельности организации.

 

И конечно на всех этапах важно  осуществлять контроль и анализ результатов для возможной корректировки не совсем желаемых результатов.

 

Правильный выбор вида, содержания и стадий внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования  целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.1Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное

 

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им, реализации принятой стратегии.

Понятие «стратегическое планирование»  по своему содержанию и функциям во многих трудах не имеет четкого определения. Его часто называют долгосрочным планированием, стратегией развития предприятия. К нему относят: разработку общефирменной стратегии; установление основных целей предприятия; управление стратегически важными факторами деятельности; определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров; выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и многое другое.

Конечно, такое расширенное толкование приводит к затруднениям при его  практическом применении. По нашему мнению, здесь следует исходить прежде всего  из сущности словосочетания «стратегическое планирование». Базовым словом является «планирование», под которым, как правило, понимается совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению плановых показателей работы предприятия в области изготовления и реализации продукции и в их увязке с необходимыми для этого ресурсами, а также определение путей и средств их эффективного достижения - развитие техники, новые технологии, организация производства и труда.

Слово «стратегическое» в данном словосочетании определяет направленность самого планирования, способ его использования. В данном случае речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии.

Стратегическое планирование - порождение чисто рыночной системы хозяйствования. Почему? Оно обусловливается многими обстоятельствами.

Назовем основные.

* Во-первых, конкуренция, присущая  рыночной системе хозяйствования, обусловливает необходимость выработки  соответствующей направленности  развития экономики предприятия. Это достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определение путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост.

* Bo-вторых, динамичное развитие  научно-технического прогресса,  приводящее к коренным преобразованиям  производства и способствующее  усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия, требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по его использованию или переориентированию деятельности предприятия. Эти обстоятельства наполняют новым содержанием понятие «планирование». Последнее представляет собой не просто установление показателей, о которых говорилось выше, а способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

Информация о работе Планирование хозяйственной деятельности предприятия