Планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы в том, что любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Это - аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего. И главным критерием качества обоснования будет совпадение действительных событий с предполагаемыми, что приблизит фирму к избранным целям хозяйствования. Фирма - экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Сущность планирования
1.1 Классификация планов
1.2 Методология планирования
1.3 Методы планирования
2. Внутрифирменное планирование
3. Основы прогнозирования
4. Методологические основы прогнозирования
5. Роль внутрифирменного прогнозирования
5.1 Прогнозирование сбыта продукции
5.2 Прогнозирование инвестиций
5.3 Прогнозировние хозяйственного риска
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

планирование и прогнозирование на предприятии.docx

— 46.27 Кб (Скачать файл)

2. Разработку прогнозов, которые будут использованы при  планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для экономических расчетов, определяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей фирмы. К этой первой группе относятся прогнозы:

- экономического состояния  региона;

- отдельных предприятий  конкурентов;

- спроса на товары, продаваемый или производимые фирмой;

- конъюнктуры рынка;

- новых потребностей и  технологий на рынке товара  и другие.

Ко второй группе относятся прогнозы большей части объемных и качественных показателей деятельности фирмы. Фирме для обоснования своей долгосрочной перспективы нет необходимости сразу выполнять планирование с его детальной проработкой мер управления. На начальном этапе обоснования показателя достаточно составить прогноз, а далее, в случае соответствующего решения высшего руководства фирмы, возможен непосредственный переход к планированию с разработкой конкретных мер достижения поставленных целей силами работников фирмы.

Фирма может разрабатывать следующие основные виды прогнозов состояния среды:

- экономический;

- спроса и объема сбыта;

- технологический;

- объема инвестиций;

- хозяйственного риска.

Экономический прогноз представляет информацию о будущем состоянии экономики страны или конкретного региона. Возможен экономический прогноз по отдельной сфере, на пример в области финансов, банковской деятельности, налогообложения и так далее.

Прогноз спроса является частью экономического прогноза, но имеет самостоятельное значение. Он определяет реальный уровень спроса на товары фирмы в будущем.

Технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы. Прогноз технологических прорывов подскажет нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты. Прогноз технологий тесно связан с прогнозом инвестиций фирмы.

5.1 Прогнозирование  сбыта продукции

Прогноз сбыта продукции включает определение основных объемных показателей деятельности фирмы и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов фирмы.

С объемом сбыта связаны следующие объемные показатели деятельности фирмы:

- в промышленности и  сельском хозяйстве - объем производимой  промышленной продукции;

- в сельском хозяйстве - стоимость продукции растениеводств  и животноводства, а так же  стоимость услуг, оказанных организациями  по обслуживанию сельского хозяйства;

- в торговле - оборот розничной  торговли и оборот оптовой  торговли;

- в сфере услуг - объем  услуг;

- в общественном питании - оборот общественного питания;

- на транспорте - грузооборот  и оборот перевозимых грузов  и пассажиров;

- в строительстве - объем  работ.

Прогнозирование сбыта есть целенаправленный процесс превращения потоков ресурсов в полезную продукцию. Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения.

При разработке прогноза сбыта пользуются той же типовой информацией, что и при прогнозе спроса. Это сведения: о конъюнктуре рынка, состоянии экономики в целом, в том числе и в регионе, о перспективах товарного предложения и так далее.

Прогноз конъюнктуры рынка во многом связан с прогнозом спроса, который должен дополняться прогнозом товарного предложения, в том числе за счет импорта.

Прогноз состояния экономики в целом базируется на прогнозе социально-экономических показателей, разрабатываемых по заказу правительственных ведомств.

Для прогноза существования фирмы важно учитывать:

- динамику её цен на  продукцию;

- возможные изменения  в каналах распределения продукции;

- изменения в программах  продвижения продукции;

- любые новые виды продукции  или их модернизацию;

- изменения в производственных  мощностях;

- квалификацию персонала;

- дилерскую и иную сеть;

- финансовое состояние  фирмы.

Применяются следующие основные методы прогнозирования сбыта:

1. Метод экспертных оценок (в том числе мнение группы  руководителей и комбинация мнений  работников сбыта).

2. Экстраполяция тенденций  и цикла.

3. Прогнозирование по  портфелю заказов.

4. Моделирование, в том  числе: на основе математической  статистики; моделей разного периода  упреждения; одновариантных и многовариантных  моделей.

Практика показывает, что в прогнозировании сбыта наиболее успешно могут применяться следующие модели:

- модель постоянного потребления;

- прямо пропорциональная  модель;

- сезонно-постоянная модель;

- сезонная модель с  последовательным ростом.

5.2 Прогнозирование  инвестиций

Для прогноза инвестиций требуется обоснование эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются следующие методы:

Метод потока денежной наличности. Он основан на применении данных о начальных инвестициях и сроке окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма и является итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций.

Преимуществами рассматриваемого метода потока денежной наличности являются: а) простота расчетов; б) возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости; в) определенность суммы инвестиций. Однако у данного метода есть и недостатки: а) недооценка прибыльности как отдачи от вложенных инвестиций; б) одинаковая оценка основного капитала в первый и восьмой год эксплуатации.

1. Метод нормы рентабельности  капитала основан на учете  эффективности инвестиционных проектов.

2. Метод дисконтирования  средств построен на приведении  суммы прибыли будущего в текущие  соизмерители и сопоставлении её с суммой инвестиций: при превышении прибыли над инвестициями можно говорить о целесообразности вложений. Существует несколько вариантов данного метода, но все они построены н допущении того, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую стоимость, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сегодня сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием разных факторов (инфляция) и ставки процента на заемный капитал.

5.3 Прогнозирование  хозяйственного риска

Деятельность фирмы в условиях рынка всегда подвержена риску, так как любая фирма предпринимает действия по укреплению своего положения в ущерб другим предприятиям-конкурентам. Соответственно на рынке действия одной фирмы вступают в противоречие с действиями других фирм, что и порождает риск, то есть возможную ситуацию опасности, когда предприятие может получить меньше прибыли или даже убытки вместо предусмотренного положительного результата. В случае неблагоприятных обстоятельств фирма несет ответственность своим именем и имуществом. Поэтому важной задачей, входящей в сферу прогнозирования фирмы является: а) осознание и определение степени риска; б) разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий.

Прогнозирование хозяйственного риска выполняется, как правило, одновременно, а иногда и после выполнения плановых расчетов, связанных с определением долгосрочных целей развития фирмы. Так, вначале на основе прогнозов спроса, сбыта и инвестиций фирме рассчитываются варианты стратегического плана, по которым затем можно определить прогноз риска. Это поможет выбрать из имеющихся вариантов стратегии развития наименее рискованную.

Различают методы прогнозирования как самого риска (его степени), так и ситуаций в условиях рисковой среды.

Рейтинг фирм относится к наиболее популярным методам определения риска - это оценка фирм путем отнесения к определенному классу, разряду или категории. Так широко известны методы рейтинга по индексам Dow Jones, Nikkei и другие.

Примерно по этому же принципу построен метод прогнозирования риска - ранжирование. Ранжирование - это упорядочение количественных характеристик каждого из признаков явления по степени убывания их значений. В прогнозировании риска метод предусматривает: во-первых, присвоение веса каждому фактору риска по его значению для безопасной деятельности фирмы и, во-вторых, определение объективно-эмпирическими методами вероятности наступления рискованного события этого фактора. На основе произведения этих двух величин определяется общий показатель риска данного события.

Более сложные методы прогнозирования риска и мер его уменьшения связаны с применением правил минимизации риска. Здесь определяется оптимальный вариант действий фирмы по получению прибыли при различных складывающихся обстоятельствах. Считается, что риска тем больше, чем меньше полнота и точность информации, чем протяженнее период прогнозируемого решения. Ходе изучения риска рассматриваются варианты событий с оценкой вероятного недополучения планируемой прибыли с учетом следующих основных правил минимизации риска:

1. Выбор наиболее вероятного  варианта развития события.

2. Определение общего  показателя ожидания события.

3. Принцип минимакса. Он  основан на задаче полного  исключения риска.

4. Принцип минимаксного  риска. В этом случае происходит  минимизация максимального риска.

 

Заключение

Прогноз и план, как производные экономического предвидения, имеют в своей природе много общего, хотя план рассматривается как более сложная категория. Отметим три особенности прогноза и плана.

1. Прогноз связан с  объективным течением жизни и  исходит из её диалектического  понимания, когда необходимость  пробивает себе дорогу среди  случайностей; план же включает  решение, волю и ответственность  лиц, его принявших, с целью преобразования  действительности.

2. Для прогноза характерно  вероятностное наступление события; план рассматривает это событие  как цель деятельности.

3. Для прогноза характерны  альтернативные пути и сроки  достижения события; для плана  характерно решение о системе  мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения  нужного события.

Существует и иная взаимосвязь прогноза и плана. Для научного обоснования плана используются, как правило, такие способы, как: анализ, то есть исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в том числе и прогноз. Это значит, что прогноз часто используется в процессе планирования. Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции, обычно повышает точность принимаемого решения, то есть прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования.

Таким образом прогноз и план, имея много общего, имеют и различия. Последние заключаются, во-первых, в способе оперирования информацией о будущем: прогноз - это вероятность, план - это решение; во-вторых, в количественной оценке будущего: прогноз - это диапазон значения, план - конкретная величина; в -третьих, в отношении к свободе: прогноз - это необязательность действий, план - обязательность исполнения.

На основании изученного курса можно сделать вывод, что планирование и прогнозирование являются одними из важнейших условий развития предприятия.

Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых прежде всего методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов и планов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. А творческое усвоение опыта - залог успеха в любой области деятельности. Если же рассматривать конкретно экономику. То результаты прогнозирования и планирования в этой сфере зависят прежде всего от правильного понимания законов и тенденций экономических отношений, хорошего знания и учета условий деятельности конкретного субъекта хозяйствования и, наконец, от обоснованного отражения указанных выше двух составляющих в экономических расчетах.

Все большую популярность в зарубежных странах приобретает контроллинг. Контроллинг представляет совокупность задач по координации управления и обеспечения информацией для оптимального достижения целей развития фирмы. Он составляет профессиональную систему оказания помощи руководству фирмы и характеризуется обращением к будущему, позволяя посредством экономических категорий анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность организаций по достижению плановых целей, выделяя и учитывая интересы заинтересованных сторон.

История экономических прогнозов и планов тесно связана с историей прогнозирования вообще, в которой можно выделить три ветви:

1. Религиозные представления  о будущем.

2. Утопические теории  о лучшем будущем.

3. Философско-исторический  подход к формированию образа  будущего, в том числе экономический  прогноз.

 

Библиографический список

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм. Финансы и статистика. - М.: 2000.

2. Алексанов Д.С., Кошелев  В.М. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Колос-Пресс, 2002.

3. Алексеева М.М. Планирование  деятельности фирмы: Учебно-методическое  пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Антикризисное управление / Под ред. Э. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Белихин В.Г. История экономических учений - «Сирин» Москва, 2002.

6. Бизнес-план инвестиционного  проекта. Отечественный и зарубежный  опыт. Современная практика / Под ред. В.М. Попова. 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Владимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка -Москва 2005.

8. Грузинов В.П. Экономика  предприятия - «Юнити» Москва, 1998.

9. Зайцев Н.Л. Экономика, организация  и управление предприятием - «Инфра-М» Москва, 2008.

10. Иванова Н.И. Национальные  инновационные системы. - М.: Наука, 2002.

11. Кандаурова Г. А., Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики - «Современная школа» Минск, 2005.

12. Кнышова Е.Н, Панфилова  Е.Е. Экономика организации. -М.: Инфра-М, 2007.

Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии