Планирование инновационной деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить сущность планирования инновационной деятельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль инноваций в деятельности организации;
2) сформировать систему планирования инноваций на предприятии;
3) обосновать эффективность инновационной программы.

Файлы: 1 файл

Планирование инновационной деятельности на предприятии.doc

— 659.50 Кб (Скачать файл)

1.3 Система внутрифирменного планирования инноваций

 

Система планирования инноваций в  организациях включает комплекс различных  планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования, взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами, определяющими состав и содержание

этого комплекса, выступают организационная  структура и профиль инновационной  деятельности организации, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.

Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Принципиальная схема классификации видов планирования инноваций приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Виды внутрифирменного планирования инноваций

 

По целевой ориентации различают  стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и

стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха, Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успеха организации.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля организации, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным программам, выполнение расчетов потребности ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента.

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствовании технологии и организации производства в организациях. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ организаций и подразделений.

Технико-экономическое  планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Объемно-календарное  планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным программам и по всей совокупности планируемый работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределении работ по отдельным календарным периодам.

1.4 Обоснование инвестиций в инновационные программы

 

Одними  из важнейших вопросов для инвестора  при определении направления  вложения инвестиций являются следующие:

1) в какую программу стоит вложить инвестиции?;

2) каков объем этих инвестиций будет нужен?;

3) когда вложенные инвестиции начнут приносить доход?;

4) сколько прибыли на вложенные инвестиции можно ожидать?;

5) каковы (хотя бы в общем виде) характеристики программы?;

6) из каких источников взять деньги для программы?

Именно  эти вопросы и составляют суть работы по созданию концепции

программы. Разработка концепции программы состоит из следующих этапов: формирование инновационного замысла программы и исследование инновационных возможностей.

Каждый  из этих этапов включает ряд стадий, содержание которых описано ниже.

Итак, как  только появились идеи, отвечающие целям программы, инновационный  менеджер должен провести предварительную  экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Понятно, что на этом этапе причины, по которым идея будет отклонена, носят весьма общий характер.

 Цель организационного анализа - оценить организационную, правовую и административную обстановку, в рамках которой программа должна реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части: менеджмента; организационной структуры; планирования; комплектования и обучения персонала; финансовой деятельности; координации деятельности; общей политики.

В настоящее время получили распространение  несколько компьютерных имитирующих систем, используемых для оценки эффективности инвестиционных программ. К ним относятся: COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting), пакет "Альт-Инвест" (создан с использованием электронных таблиц МС Works или Excel и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (Super Calc 4, fcotus 1-2-3, Quattro Pro)), Пакет ". Project Expert". Как и COMFAR, система представляет собой "закрытый" пакет.

Обоснование инвестиций является основным документом, обосновывающим целесообразность и эффективность инвестиций в  рассматриваемую программу. В обоснование детализируются и уточняются решения, принятые на стадии предпроектных обоснований инвестиций - технологические, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая и эксплуатационная безопасность программы, а также ее экономическая эффективность и социальные последствия.

 

2. Расчёт технико-экономических показателей предприятия

2.1 Обоснование плана производства продукции

2.1.1 На основе исходных данных о рыночной потребности в изделиях составляем таблицу 2.1 расчетной части согласно варианту

 

Таблица 2.1 - Рыночная потребность в изделиях

Наименование изделия

Марка изделия

Рыночная потребность, штук

 

А

С1

1220

С2

220

С3

90

 

Б

К1

820

К2

440

К3

52

 

В

Л1

2150

Л2

790

Л3

480

 

Г

Д1

62

Д2

90

Д3

410

Итого

-

6824


 

Итоговая рыночная потребность  определяется путём суммирования значений рыночной потребности по всем видам изделий.

2.1.2 Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий

 

Таблица 2.2 - Технико-экономические показатели изделий

Наиме

нование изделия

Марка изделия

Оптовая цена изделий, р.

Трудоемкость изделий, н-ч

Станко-

емкость изделий,

с-ч

Полная себестоимость изделия, р.

Всего

В т. ч. материа-

льные затраты

1

2

3

4

5

6

7

А

С1

720000

4100

4180

554400

277200

 

С2

820000

4100

4000

680600

374330

 

С3

920000

5200

5300

690000

338100

Б

К1

405000

2810

2820

328050

167306

 

К2

240000

1360

1380

199200

111552

 

К3

302000

1710

1760

214420

106138

В

Л1

202000

1250

1200

165640

86133

 

Л2

270000

1360

1360

180900

101304

 

Л3

415000

1900

1950

338640

169320

Г

Д1

67000

405

410

45560

24147

 

Д2

81500

385

400

66259,5

37172

 

Д3

93000

515

520

69936

35667

Итого

-

4535500

25095

25280

3533606

1828368


 

Графы 3-5 заполняем на основе исходных данных (приложения 1, 2,3). Полная себестоимость (графа 6) определяется исходя из затрат на один рубль оптовой цены (приложение 4) путём умножения оптовой цены на затраты на один рубль оптовой цены. Значения графы 7 получаются на основе данных об удельном весе прямых затрат в себестоимости продукции (приложение 5).

2.1.3 Рассчитываем удельные показатели, значения которых сводим в таблицу 2.3

 

Таблица 2.3 - Удельные показатели

Наимено

вание изделий

Марка изделий

Удельная трудоем

кость

Удельная материало-

емкость

Ц - С, р.

Рентабель-

ность,

%

Удельная стоимость обработки

1

2

3

4

5

6

7

А

С1

0,0057

0,385

165600

1,299

0,385

 

С2

0,005

0,457

139400

1, 205

0,374

 

С3

0,0056

0,368

230000

1,333

0,383

Б

К1

0,0069

0,413

76950

1,235

0,397

 

К2

0,0057

0,465

40800

1, 205

0,365

 

К3

0,0057

0,351

87580

1,408

0,359

В

Л1

0,0062

0,426

36360

1,220

0,394

 

Л2

0,005

0,375

89100

1,493

0,295

 

Л3

0,0046

0,408

76360

1,225

0,408

Г

Д1

0,006

0,360

21440

1,471

0,320

 

Д2

0,0047

0,456

15240,5

1,230

0,357

 

Д3

0,0055

0,384

23064

1,329

0,368


 

Удельная трудоемкость (t уд) определяется по формуле

 

tуд = Т / Ц, (1)

 

где Т - трудоемкость изготовления, н-ч;

Ц - оптовая цена единицы изделия, р.

Удельная материалоемкость (Муд) определяется по формуле

 

Муд = Мпр. изд. / Ц, (2)

 

где Мпр. изд - прямые материальные затраты на одно изделие, р;

Ц - оптовая цена единицы изделия, р.

Рентабельность изделия (Ризд) рассчитаем по формуле

 

Ризд = Ц /С, (3)

 

где С - полная себестоимость изделия, р.

Удельная стоимость обработки (Собр. уд) определяется по формуле

 

Собр. уд = (С - Мпр. изд) / Ц, (4)

 

2.1.4 Определяем количество установленного оборудования

 

Таблица 2.4 - Количество установленного оборудования

Наименование показателей

Значение показателей

1. Число календарных дней в году

365

2. Число нерабочих дней,

в том числе праздники

116

8

3. Количество смен

2

4. Простой оборудования,%

6

5. Количество установленного оборудования, шт.

3100


 

Данная таблица заполнена на основании исходных данных (приложение 6).

2.1.5 Рассчитаем количество оборудования (N), соответствующее рыночной потребности

 

N = , (5)

 

где Сm - станкоёмкость изготовления одного изделия, чстанко-ч;

Qp - потребность рынка в изделиях, шт.;

Фэф - эффективный фонд времени работы оборудования.

Эффективный фонд времени работы оборудования рассчитаем по формуле

 

Фэф = Фреж * (1 - П/100), (6)

 

где Фреж - режимный фонд времени работы оборудования;

П - плановый процент простоя оборудования.

Режимный фонд времени работы оборудования определяется по формуле

 

Фреж = (Дкал. - Днераб) * tсм * Ксм - rпредпразд., (7)

 

где Дкал - количество календарных дней в году;

Днераб - количество нерабочих дней в году;

tсм - продолжительность смены (8 часов);

Ксм - количество смен (2 смены);

rпредпразд - количество нерабочих часов в предпраздничные дни.

 

Фреж = (365-116) *8*2-8*2=3968 ч.

Фэф = Фреж * (1 - П/100) = 3968* (1-6/100) =3729,92 ч.

 

Полученные данные сводим в таблицу  2.5

 

Таблица 2.5 - Расчет эффективного фонда времени работы оборудования

Наименование показателей

Значение показателей

1. Число календарных дней в году

365

2. Число нерабочих дней,

в том числе праздники

116

8

3. Режимный фонд времени работы оборудования, ч

3968

4. Эффективный фонд времени работы оборудования, ч

3729,92


 

Определяем количество оборудования каждой группы, соответствующее рыночной потребности

 

Nс1 = =

Nс2 = = ,

Nс3 = = ,

Nк1 = =

Nк2 = = ,

Nк3 = = ,

Nл1 = = ,

 

Nл2 = = ,

Информация о работе Планирование инновационной деятельности на предприятии