Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: определение сущности производственной мощности предприятия, определить, какие факторы влияют на величину производственной мощности, какие данные помогают при расчете производственной мощности, как ее рассчитать, изучить планирование производственных программ. Привести основные аспекты планирования производственной мощности предприятия.
Задачами будут: оценить производственные мощности предприятия, тем самым показать на их основе употребление теории увеличения производственных мощностей, привести основные аспекты планирования производственной мощности предприятия, рассмотрение эффективного использования производственной мощности на предприятиях, рассмотреть пути совершенствования планирования производственной программы, изучить методику планирования производственной программы.
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Планирование производственной мощности предприятия……………………7
1.1 Определяющие факторы производственной мощности…………………......7
1.2 Основные направления планирования производственной мощности фирмы…………………………………………………………………………………….10
1.3 Улучшение использования производственных мощностей на предприятиях…………………………………………………………………………….15
2 Теоретические основы планирования производственной программы………19
2.2 Методика планирования производственной программы…………………...21
2.3 Пути совершенствования планирования производственной программы…25
Заключение…………………………………………………………………….......30
Список использованных источников…………………………………………….32
Основными задачами промышленного предприятия, решаемыми в процессе планирования производственной программы, являются:
1) выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
2) увеличение объема продукции предприятием;
3) обеспечение устойчивого сбалансированного роста производства в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
4) увеличение объемов продаж, прибыли и рентабельности производства и продукции;
5) снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия: труда, материалов и капитала;
6) повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и снижения цен;
7) ориентация всех структурных подразделений предприятия на достижение высоких конечных результатов.
В производственной программе промышленного предприятия обратим особое внимание на факторы производства, соотношение факторов производства, стадии производственной программы в краткосрочном периоде, а также эффект масштаба производственной программы.
Таким образом, производственная программа промышленного предприятия состоит из трех разделов: план производства продукции в натуральном выражении; план производства продукции в стоимостном выражении; план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Производственная программа формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.
Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность предприятия. Поэтому если производственная мощность больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, может быть, выполненным и необходимо, либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в плановом периоде.
Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения цеховых и межцеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.
Задания по выпуску конечной продукции цехами последнего технологического передела, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении промежуточной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение.
Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится, обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.
На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет,- в стоимостных и натуральных показателях.
Производственная программа предприятия рассчитывается с разбивкой заданий по кварталам, а в квартальных по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут подразделяться по более коротким периодам.
Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.
Наиболее простой путь уменьшения неопределенности в планировании предполагает расширение рыночной информации о потребителях и конкурентах, о спросе и предложении и т.д. Уровневое прогнозирование представляет процесс предвидения ожидаемого объема продаж и прибыли по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Оно обладает многообразными достоинствами:
1) помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицательным последствиям;
2) представляет плановикам-экономистам реальное значение показателей, что позволяет избежать составления недостаточно обоснованных проектов;
3) способствует разработке системы раннего предупреждения или ситуационных планов, чтобы предотвратить снижение плановых и фактических показателей деятельности предприятия.
Ситуационное планирование считается довольно новым методом планирования, широко распространенным на американских фирмах и в компаниях. Процесс ситуационного планирования выполняется обычно в таком порядке:
1) устанавливаются ключевые факторы среды, влияющие на планируемые результаты деятельности предприятия. В качестве критериев для отбора показателей используются как масштабы возможного воздействия на производство, так и вероятность возникновения самого процесса;
2) составляется нормативный план, исходящий из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы производственных факторов на планируемый результат. Он становится главным компонентом разработки комплексного всеобъемлющего плана производственной деятельности всей организации;
3) отбирается для каждого продукта несколько определяющих или основных допущений, отличных от наиболее вероятной ситуации, и составляется автономный план, который не входит в комплексный. Ситуационный план не разрабатывается в деталях, он предписывает, что должен делать каждый исполнитель в той или иной ситуации и каких последствий можно ожидать при их наступлении;
4) определяется ситуация перехода к данному плану в процессе текущей производственной деятельности, уточняется точка или момент переключения с нормального плана действий на ситуационный, предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Разработка производственной программы осуществляется в три этапа:
1) составление годового производственного плана для всего предприятия;
2) определение или уточнение на основе производственной программы приоритетных целей на плановый период;
3) распределение годового плана производства по отдельным структурным подразделениям предприятия или исполнителям.
В зависимости от таких факторов, как форма собственности и уровень управления, размеры и структуры предприятия, место возникновения и выполнения плановой стратегии и других, могут применяться три основных схемы планирования производственной программы: "снизу вверх", или децентрализовано, "сверху вниз", или централизованно, и во взаимодействии, или интерактивно. Планирование снизу вверх означает, что производственный план составляется на нижнем уровне управления, и подразделениях и ценах предприятия. При планировании сверху вниз планы разрабатываются на уровне корпорации в целом и служат для хозяйственных подразделений основой оперативного планирования. Интерактивное планирование предусматривает тесное взаимодействие между высшим руководством фирмы, плановым отделом и всеми оперативными подразделениями и функциональными службами.
Большое значение при анализе производственной программы отводится анализу ритмичности производства. Ритмичность характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени.
Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе показателей:
1) обобщающие показатели (удельный вес новой сертифицированной продукции в общем выпуске, удельный вес конкурентоспособной продукции);
2) единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность);
3) косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).
2.3 Пути совершенствования планирования производственной программы
Производственную программу можно совершенствовать путем минимизации затрат на выпуск продукции, чтобы этого достичь необходимо: установить в производственной программе задание по объему производства продукции. Для этого производственной мощностью необходимо составить алгоритм расчета производственной программы (план производства продукции), который будет сведен к следующим процедурам:
1) Анализ портфеля заказов. Выбираются представители продукции, занимающие наиболее удельный вес в портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель).
2) Перерасчет ассортимента
С этой целью составляется план изменения остатков нереализованной продукции на конец планового года. В нем отражается: наименование и код изделия; изменение остатков нереализованной продукции в базисном периоде (ожидаемое выполнение); остаток на начало планируемого периода; остаток на конец планируемого года; увеличение "+"и уменьшение « - » всего за год, в том числе по кварталам планируемого года.
3) Анализ использования
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники.
При анализе достигнутого уровня использования мощностей определяются коэффициенты сменности работы оборудования, степень использования внутрисменного фонда времени, наличие излишнего и неустановленного оборудования, причины недоиспользования оборудования.
4) Планирование увеличения
Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивным относятся резервы увеличения полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда (сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования, продолжительности плановых ремонтов).
Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годовой продукции.
5) Определяется возможный выпуск
продукции на основе
Минимизацию затрат через планирование выпуска продукции можно достигнуть двумя методами.
На предварительных стадиях формирования производственной программы возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей определяется путем умножения их величины на плановый коэффициент использования среднегодовой мощности. Однако при обновлении ассортимента продукции необходим более тщательный расчет производственной мощности всех структурных подразделений и предприятия в целом.
Производственную мощность следует рассчитывать в разрезе изделий-представителей в натуральном и стоимостном выражении.
При расчете производственной мощности за отчетный год мощность на начало отчетного года принимается по номенклатуре в ассортименте продукции года, предшествующего отчетному году, а мощность на конец отчетного года (начало планового периода)- по номенклатуре и в ассортименте продукции отчетного года.
Информация о работе Планирование производственных мощностей и производственных программ предприятия