Плановые экономические показатели работы предприятия ОАО "Хлебозавод Падун - Хлеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной. Цель: разработать плановые экономические показатели работы предприятия ОАО «Хлебозавод Падун - Хлеб». Объектом исследования является планирование на предприятии ОАО «Хлебозавод Падун - Хлеб»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Общая характеристика планирования 4
1.2 Назначение и цели планирования 6
1.3 Стратегическое и оперативное планирование 10
1.4 Процесс планирования в организации 12
1.5 Система планов экономической организации 14
1.6 Организация внутрифирменного планирования 17
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Исходные данные 26
2.3 Динамика основных показателей работы предприятия по кварталам 30
2.4 Разработка плановых экономических показателей на следующий период 6
2.5 Плановый фонд времени одного рабочего за год 40
2.6 Расчет плановых затрат на один рубль продукции 42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗРАБОТКА ПЛАНОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.docx

— 169.16 Кб (Скачать файл)

Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям:

    1. По степени охвата сфер деятельности:

а) Общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

б) Частное планирование т. е. планирование определённых сфер деятельности;

2. По содержанию (видам) планирования:

а) Технико –  экономическое: поиск новых возможностей, создание определённых предпосылок;

б) Оперативно –  производственное – реализация возможности  и контроль текущего хода производства;

 

3. По объектам функционирования:

а) Планирование производства;

б) Планирование сбыта;

в) Планирование финансов;

г) Планирование кадров;

 

4. По периодам (охвату отрезка времени):

а) Текущее технико  – экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до года работы предприятия;

б) Перспективное  технико – экономическое планирование, охватывающее отрезок времени свыше  одного года (с разбивкой на среднесрочное  – на срок до 5 лет и долгосрочное планирование – на срок более 5 лет).

В качестве оценки эффективности планирования использует несколько критериев:

а) Полнота планирования, т. е. степень охвата планированием  всех подразделений предприятия;

б) Непрерывность  планирования;

в) Гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки  планов;

г) Возможность  контроля за выполнением плана;

В странах с  развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:

а) Выработка  глобальных целей (стратегий) фирмы;

б) Выработка  локальных целей (стратегий) фирмы;

в) Анализ внутренней и внешней среды фирмы;

г) Поиск альтернатив  и оценка  наилучшей альтернативы;

д) Прогнозирование;

е) Принятие решения, постановка планового задания;

ж) Разработка производственного (внутреннего) плана.

 

    1. Стратегическое и оперативное планирование.

 

Весь процесс  планирования в экономической организации  можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что тоже самое, тактическое  планирование).

Стратегия фирмы  – это совокупность её главных  целей и способов  достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать  стратегию фирмы – значит определять общие направления её деятельности. Стратегией не может быть простое  определение желаемых целей и  удобных способов их претворения. Принять  желаемое за действительное – это  еще не значит определять общие направления  её деятельности. Стратегией не может  быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное – это ещё не значит разработать  стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия  – это прежде всего реакция  организации на объективные внешние  и внутренние обстоятельства её деятельности.

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия  основывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для  российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределённости). Вместе с тем стратегическое и  долгосрочное планирование, как уже  отмечалось, процессы неоднозначные. Стратегия  – это не функция времени, а  функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Ответственность за разработку стратегии несёт прежде всего экономическое руководство  организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем  фирмы. Тактическое планирование –  это принятие решений о том, как  должны быть распределены ресурсы организации  для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочные  периоды, то есть является предметом  забот среднего и низшего управленческого  звена. Основной вопрос стратегического  планирования – чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация  должна достигнуть такого состояния. То есть  основная разница между  стратегическим и тактическим планированиями – это разница между целями и средствами. Другие различия:

а) Принятие решений  на уровне тактического планирования, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, занимающимся тактическим планированием больше доступна добротная, конкретная информация. При тактическом планировании применимы  базирующиеся на компьютерных технологиях  количественные методы анализа;

б) Выполнение тактических  решений лучше наблюдаются, менее  подвержено риску, поскольку такие  решения касаются в основном внутренних проблем;

в) Тактические  решения легче оцениваются так  как могут быть выражены в более  конкретных цифровых результатах (так  ферму сложнее оценить конкретнее выгоды внедрения продукции под  своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых  мощностей);

г) Для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к  уровням отдельных подразделений  – продуктовых, региональных, функциональных. Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчёркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т. п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации

 

    1. Процесс планирования в организации

 

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, то есть принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
  2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатом этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.
  3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Не смотря на то, что контроль является последним  этапом плановой деятельности, его  значение очень велико, поскольку  определяет эффективность планового  процесса в организации.

Таким образом, процесс  планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Процесс  планирования – это не простая  последовательность операции по составлению  планов и не процедура, смысл которой  в том, что одно событие обязательно  должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определённые моменты процесса не соответствуют  поставленным организацией целям, они  могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют  предписанные им функции, а действуют  творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих  друг за другом.

Первый этап: фирма проводит исследования внешней  и внутренней среды организации; определяет главные компоненты организационной  среды; выделяет те из них, которые действительно  имеют значение для организации; проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах; составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап: фирма устанавливает желаемые направления  и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установлению целей предшествует анализу среды.

Третий этап: стратегический анализ – фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и  внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов  стратегического анализа формируется  различные варианты стратегий.

Четвёртый этап: производятся выбор одной из альтернативных стратегий и её проработка.

Пятый этап: подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование: готовятся  среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и  результатов среднесрочного планирования, фирма разрабатывает годичные оперативные  планы и проекты.

Восьмой и девятый  этапы, не являясь стадиями непосредственного  процесса планирования, тем не менее  определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

а) Что организации  удалось сделать реализуя свои планы;

б) Каков разрыв между плановыми показателями и  фактическим выполнением.

В целом процесс  планирования представляет собою замкнутый  цикл с прямой (от разработки стратегии  к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учёта результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

 

 

    1. Система планов экономической организации.

 

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты концу планового периода. По сути план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих какую роль каждая часть организаций должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

1. Стратегический  план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляет на 5 лет вперёд) и общефирменные планы составленные в продолжение стратегического плана.

2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.

3. Оперативные планы организации:

  а) Общефирменные планы  текущей деятельности, так называемые  «хозяйственные планы», или «планы  прибыли», рассчитываются на один  год. С помощью планов текущей  деятельности товары и услуги  производятся и поставляют на  рынок;

б) Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют  общефирменные планы текущей  деятельности.

4. Помимо планов результатами  процесса планирования являются  программы (или планы – программы)  и проекты. 

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие  цели, определяющие место организации  в будущем. Выбранные стратегии  действий. В этот план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, общие цели организации определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низкого уровня, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные.

Наступательные планы  предполагают развитие организации, производство новых товаров и услуг, выход  на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом  фирмы. Средние и мелкие фирмы  во многих случаях довольствуются оборонительными  планами, нацеленными на удержание  своих позиций на рынке и предупреждении банкротства фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых  сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые  позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы:

    1. Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной экономической организации?
    2. Каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для её развития?
    3. Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия  или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами?
    4. Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработки новой продукции?
    5. Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужных для производства новых товаров и услуг?
    6. Каковы должны быть организационные способы создания новых производств, будет ли это поглощение в форме скупки «аквизиций» других предприятий, слияние с организациями производящими нужные продукты, или создание новых производств собственными силами, путём проведения научных исследований и разработок и осуществлений предпринимательских проектов?

Информация о работе Плановые экономические показатели работы предприятия ОАО "Хлебозавод Падун - Хлеб"