Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа
Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной. Цель: разработать плановые экономические показатели работы предприятия ОАО «Хлебозавод Падун - Хлеб». Объектом исследования является планирование на предприятии ОАО «Хлебозавод Падун - Хлеб»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Общая характеристика планирования 4
1.2 Назначение и цели планирования 6
1.3 Стратегическое и оперативное планирование 10
1.4 Процесс планирования в организации 12
1.5 Система планов экономической организации 14
1.6 Организация внутрифирменного планирования 17
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1 Краткая характеристика предприятия 24
2.2 Исходные данные 26
2.3 Динамика основных показателей работы предприятия по кварталам 30
2.4 Разработка плановых экономических показателей на следующий период 6
2.5 Плановый фонд времени одного рабочего за год 40
2.6 Расчет плановых затрат на один рубль продукции 42
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
а) Общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
б) Частное планирование т. е. планирование определённых сфер деятельности;
2. По содержанию (видам) планирования:
а) Технико – экономическое: поиск новых возможностей, создание определённых предпосылок;
б) Оперативно – производственное – реализация возможности и контроль текущего хода производства;
3. По объектам функционирования:
а) Планирование производства;
б) Планирование сбыта;
в) Планирование финансов;
г) Планирование кадров;
4. По периодам (охвату отрезка времени):
а) Текущее технико – экономическое планирование, охватывающее отрезок времени от месяца до года работы предприятия;
б) Перспективное
технико – экономическое
В качестве оценки эффективности планирования использует несколько критериев:
а) Полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятия;
б) Непрерывность планирования;
в) Гибкость планирования,
т. е. возможность оперативной
г) Возможность контроля за выполнением плана;
В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования:
а) Выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;
б) Выработка локальных целей (стратегий) фирмы;
в) Анализ внутренней и внешней среды фирмы;
г) Поиск альтернатив и оценка наилучшей альтернативы;
д) Прогнозирование;
е) Принятие решения, постановка планового задания;
ж) Разработка производственного (внутреннего) плана.
Весь процесс
планирования в экономической организации
можно разделить на две основные
стадии: разработка стратегии деятельности
предприятия (стратегическое планирование)
и определение тактики
Стратегия фирмы – это совокупность её главных целей и способов достижения данных целей. Другими словами, разрабатывать стратегию фирмы – значит определять общие направления её деятельности. Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное – это еще не значит определять общие направления её деятельности. Стратегией не может быть простое определение желаемых целей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное – это ещё не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия – это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутренние обстоятельства её деятельности.
Обычно стратегическое
планирование бывает рассчитано на длительный
период, хотя во многих организациях стратегия
основывается на среднесрочном планировании
(второй способ более приемлем для
российских фирм, действующих в условиях
предельно высокой
Ответственность
за разработку стратегии несёт прежде
всего экономическое
а) Принятие решений
на уровне тактического планирования,
как правило, бывает менее субъективным,
потому что менеджерам, занимающимся
тактическим планированием
б) Выполнение тактических решений лучше наблюдаются, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;
в) Тактические
решения легче оцениваются так
как могут быть выражены в более
конкретных цифровых результатах (так
ферму сложнее оценить
г) Для тактического
планирования, помимо его сосредоточения
на средних и низших уровнях управления,
характерно также тяготение к
уровням отдельных
Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
Не смотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку определяет эффективность планового процесса в организации.
Таким образом, процесс
планирования является первым этапом
общей деятельности фирмы. Процесс
планирования – это не простая
последовательность операции по составлению
планов и не процедура, смысл которой
в том, что одно событие обязательно
должно произойти вслед за другим.
Процесс требует большой
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап: фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации; определяет главные компоненты организационной среды; выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации; проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах; составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап: фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установлению целей предшествует анализу среды.
Третий этап:
стратегический анализ – фирма сравнивает
цели (желаемые показатели) и результаты
исследований факторов внешней и
внутренней среды (ограничивающих достижение
желаемых показателей), определяет разрыв
между ними. При помощи методов
стратегического анализа
Четвёртый этап: производятся выбор одной из альтернативных стратегий и её проработка.
Пятый этап: подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап.
Среднесрочное планирование: готовятся
среднесрочные планы и
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования, фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
а) Что организации удалось сделать реализуя свои планы;
б) Каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
В целом процесс
планирования представляет собою замкнутый
цикл с прямой (от разработки стратегии
к определению оперативных
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты концу планового периода. По сути план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих какую роль каждая часть организаций должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:
1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляет на 5 лет вперёд) и общефирменные планы составленные в продолжение стратегического плана.
2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.
3. Оперативные планы организации:
а) Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляют на рынок;
б) Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
4. Помимо планов результатами
процесса планирования
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем. Выбранные стратегии действий. В этот план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях, общие цели организации определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низкого уровня, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные.
Наступательные планы
предполагают развитие организации, производство
новых товаров и услуг, выход
на новые рынки сбыта, завоевание
конкурентного превосходства. Наступательные
планы обычно создают крупные, обладающие
высоким экономическим
План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы: