Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:32, курсовая работа
На мой взгляд, выбранная мной тема курсовой работы "Показатели рентабельности торгового предприятия. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность" очень актуальна. В данной курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
Введение
На мой взгляд, выбранная мной тема курсовой работы "Показатели рентабельности торгового предприятия. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность" очень актуальна. В данной курсовой работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость
предприятия в современных
Хозяйственная деятельность
любой торговой организации должна
соотноситься с экономическим принципом,
который в общем виде определяется
достижением максимального
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам. В этой связи в современных условиях анализ рентабельности предприятия становится особенно актуальным.
В условиях рыночной экономики
значение прибыли огромно. Стремление
к ее получению ориентирует
Результативность и
В широком смысле слова
понятие рентабельности означает прибыльность,
доходность. Предприятие считается
рентабельным, если результаты от реализации
продукции (работ, услуг) покрывают
издержки производства (обращения) и, кроме
того, образуют сумму прибыли, достаточную
для нормального
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели - они практически не подвержены влиянию инфляции.
1. Экономическая сущность рентабельности
1.1. Сущность и понятие экономической эффективности
Рентабельность служит одним
из важнейших оценочных
Система взаимосвязанных показателей рентабельности применяется для оценки эффективности деятельности предприятия в целом, доходности инвестиционной политики и в качестве элемента ценообразования (Приложение 1.).
Показатель рентабельности
имеет математическую зависимость
от многих показателей, характеризующих
эффективность использования
Коэффициенты рентабельности рассчитываются на основе данных отчета о прибылях и убытках, а также баланса фирмы. Как правило, все эти показатели отражают отношение чистой или операционной прибыли компании к тому, или иному параметру ее деятельности (обороту, величине активов, собственному капиталу).
Наиболее распространенные коэффициенты:
1.2. Рентабельность продаж
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Показатели прибыли, которые могут быть использованы здесь, зависят от целей проводимого анализа.
Рентабельность продаж * 100 (1)
В экономическом анализе этот показатель характеризует норму общей прибыльности.
2) Рентабельность продаж
при маржинальном подходе
(2)
Маржинальный доход (прибыль-брутто)
служит мерой оценки способности
предприятия покрывать
(3)
Эта рентабельность в литературе именуется коммерческой рентабельностью. В качестве показателя прибыли используется либо балансовая, либо чистая прибыль в зависимости от целей анализа.
4) Рентабельность продаж кредиторов рассчитывается по формуле
(4)
5) Рентабельность продаж всех инвесторов определяется по формуле
(5)
Принимаются в расчет проценты, выплачиваемые по обслуживанию кредитов в составе издержек обращения и с учетом действующего порядка налогообложения прибыли.
Показатель рентабельности продаж может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности предприятия: снижение рентабельности товарооборота означает, как правило, падение спроса на товары. Следовательно, добиться роста рентабельности можно либо повышением цен при неизменных издержках, либо снижения издержек при сохранении цен.
Для оценки рентабельности
товарооборота лучше
1.3. Рентабельность деятельности
Прибыль образуется как разность
между доходом и затратами, что
обусловливает правомерность
Показатели рентабельности деятельности:
(6)
Важное аналитическое значение имеют показатели, исчисленные по отдельным группам товаров.
(7)
Текущие расходы представляют собой совокупные расходы предприятия, включая внереализационные.
Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Для оценки эффективности торговой деятельности применяется показатель рентабельности издержек обращения, особенность расчета которого заключается в использовании показателя прибыли от реализации товаров и издержек обращения, приходящихся на реализованные товары. При этом важное аналитическое значение имеют показатели рентабельности по отдельным группам товаров. В качестве обобщающего показателя эффективности (результативности) хозяйственной деятельности используют показатель рентабельности текущих расходов как отношение балансовой прибыли ко всем текущим затратам предприятия. Рентабельность показывает, какой ценой достигается прибыль: чем ниже цена получаемого результата, тем больше прибыль на единицу затрат. Однако повышение эффективности может осуществляться не только за счет снижения величины затрат, но и в результате более высоких темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста затрат.
1.4. Рентабельность капитала
В определении рентабельности
деятельности предприятий приоритетным
направлением является изучение показателей
результативности использования инвестированного
капитала, поскольку уровень
В зависимости от целей
проводимого анализа
В этой связи эффективность
использования ресурсов торгового
предприятия характеризуется
Показатели рентабельности капитала
1) Рентабельность активов исчисляется по формуле
(8)
В числителе принимаются в расчет проценты, выплачиваемые по обслуживанию кредитов в составе издержек обращения и с учетом действующего порядка налогообложения прибыли. В знаменателе может быть использован либо усредненный показатель за период, либо - на конкретную дату
2) Рентабельность собственного
капитала определяется по
(9)
В знаменателе может быть использован либо усредненный показатель за период, либо - на конкретную дату.
3) Рентабельность заемного
капитала определяется по
(10)
С точки зрения собственников (акционеров) предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Этот показатель играет важную роль в экономическом и финансовом анализах. При сравнении и оценке преимуществ альтернативных инвестиций, при оценке уровня котировки акций предприятия на бирже, поскольку именно он определяет размер полученных держателями акций средств и представляет интерес не только для существующих, но и для перспективных акционеров, увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. Уровень рентабельности собственного капитала целесообразно сравнивать со ставкой процента для долгосрочного вложения средств, а именно уровень рентабельности должен быть выше обычной долгосрочной ставки процента. Это обусловлено тем, что рентабельность собственного капитала должна обеспечивать акционерам возможность, во-первых, получать дивиденды, соразмерные с процентом на рынке капиталов, и, во-вторых, образовывать достаточные резервы для сохранения капитала с тем, чтобы покрывать предпринимательский риск.
Информация о работе Показатели рентабельности торгового предприятия