Политика в сфере управления человеческими ресурсами в городе Санкт-Петербург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Анализ показывает, что все перечисленные факторы имеют прямое отношение к эффективному использованию человеческих ресурсов. Только творческие и инициативные сотрудники, имеющие высокую квалификацию, профессионализм, способность к инновациям, компетентность, могут решить современные задачи конкурентного развития экономики стран. В настоящее время основную конкуренцию организации ведут на рынке труда за профессионалов высокого класса, за более эффективное использование потенциала работников. Именно на этом рынке компании решают свои стратегические задачи устойчивого развития в будущем.

Содержание работы

Введение1
Глава 1. Теория человеческих ресурсов3
1.1. Понятие человеческих ресурсов 3
1.2. Классификация трудовых ресурсов 7
Глава 2. Эффективность использования человеческих ресурсов9
2.1. Проблемы оценки эффективности использования человеческих ресурсов на предприятии9
2.2. Заработная плата как стимул в рациональном использовании рабочей силы10
2.3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность труда персонала12
2.4. Динамика численности населения и трудовых ресурсов16
Глава 3. Политика в сфере управления человеческими ресурсами в городе Санкт-Петербург16
3.1. Политика в области рационального использования трудовых ресурсов16
3.2. Сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга – состояние иперспективы17
Вывод19
Список литературы20

Файлы: 1 файл

-.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

К факторам, влияющим на эффективность работников, не следует относиться как к чему-то неизменному, данному раз и навсегда. На них надо воздействовать, их надо изменять. Если организация поставила перед собой задачу повышения эффективности работы персонала, то непосредственный руководитель может оказать влияние на значительную часть каждой группы факторов.

 

2.4. Динамика численности населения

и трудовых ресурсов

 

Динамика населения изучается для того, чтобы определить, как влияют процессы увеличения/сокращения численности населения (трудовых ресурсов, рабочей силы), их темпы и составляющие (рождаемость, смертность) на динамику макроэкономических показателей, в том числе ВВП, производительность труда, размер сбережений и так далее. Исследования качества населения и трудовых ресурсов позволяют оценить степень воздействия этого показателя на величину и скорость прироста ВВП, уровень технологического развития страны, а также величину текущих душевых доходов граждан.

Впервые к вопросам качества населения обратился А. Смит. В своей классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» он справедливо подметил: «обилие или скудость снабжения необходимыми предметами и удобствами в большей степени определяется искусством, умением и сообразительностью народов, чем соотношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и тех, кто им не занят». Это утверждение справедливо и в наши дни.

Одной из острейших проблем на сегодняшний день является демографическое старение населения России и социально экономические последствия этого процесса для стран — сокращение доли инновационно активного населения.

Из двух противоположных сценариев развития России — пессимистичного и оптимистичного баланс складывается, в конечном счете в пользу последнего. Но чтобы оптимистичный сценарий прогноза воплотился в реальность, как раз и необходимо преодолеть процесс депопуляции, углубляющийся демографический кризис, выровнять этническую структуру государства, уменьшить отток населения из восточных регионов страны и другое.

Стратегической целью демографической политики остается достижение стабильной численности населения и создание предпосылок для ее прироста.

В табл. 3 представлен прогноз динамики численности населения России до 2030 года по двум сценариям. Оба они предполагают сокращение (по сравнению с 2004 г.) общей численности населения. Реализация второго сценария невозможна, если не будет проводиться грамотная и эффективная демографическая политика.6

 

Таблица 3 Динамика численности населения России и числа занятых

Показатели

1980

1985

1990

1998

2002

2004

2010

 

2015

2020

Численность населения, млн человек

Среднегодовые темпы прироста, %

138,8

143,6

 

 

0,7

148,3

 

 

0,7

147,5

 

 

-0,1

145,0

 

 

-0,4

143,5

 

 

-0,5

139,7

 

 

-0,5

А

Б

 

А

Б

133,2

138,9

 

-0,6

-0,3

127,4

136,8

 

-0,9

-0,2

В том числе трудоспособного, млн человек

83,7

83,4

84,0

86,2

89,2

90,2

87,5

А

Б

79,5

82,0

72,1

76,9

Миграционный прирост населения, млн человек

0,06

0,27

0,28

0,43

0,23

0,1

0,12

А

Б

0,13

0,3

0,2

0,4

Уровень образования населения 15 и более лет, %

Высшее и незаконченное высшее

Среднее профессиональное

Среднее общее

9,4

 

 

12,7

 

 

 

20,4

 

 

 

 

 

13,0

 

 

19,2

 

 

 

27,4

 

 

 

 

19,1

 

 

27,1

 

 

 

25,8

   

А

Б

 

А

Б

 

 

А

Б

20

25

 

28

26

 

 

25

25

21

43

 

33

24

 

 

22

16

Число занятых, млн человек

Среднегодовые темпы прироста, %

73,3

74,9

 

0,3

75,3

 

0,1

63,8

 

-2,0

65,4

 

0,6

66,4

 

0,7

64,0

 

-1,5

-0,5

А

Б

А

Б

61,0

63,3

-0,5

-0,3

58,0

62,6

-0,1

-0,2


 

А-пессимистичный сценарий

Б-отимистичный сценарий

 

Глава 3. Политика в сфере управления человеческими ресурсами в городе Санкт-Петербург

 

3.1. Политика в области рационального использования трудовых ресурсов

 

Государственная политика в области воспроизводства и рационального использования трудовых ресурсов должна быть направлена на:

  • Систематическое проведение мониторинга спроса и предложения рабочей силы, определение потребности экономики регионов в профессионально подготовленных кадрах
  • Разработку и реализацию региональных и отраслевых программ развития трудовых ресурсов, предусматривающих оптимальные пропорции развития учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, как основных источников воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы.
  • Развитие и совершенствование внутрифирменного обучения персонала.
  • Расширение предпринимательства и других форм самостоятельной занятости населения.
  • Развитие системы профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.
  • Развитие систем дополнительного и непрерывного образования как наиболее эффективного средства поддержания высокого качества рабочей силы.
  • Формирование государственной системы профориентации и психологической поддержки населения, как важнейшего средства профессионального самоопределения молодежи, усиления ее трудовой мотивации, сопровождения и развития профессиональной карьеры кадров.
  • Налаживание социального партнерства между организациями и учебными заведениями по целевой подготовке рабочих и специалистов, формированию государственного заказа на подготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности.

Перечисленные меры, направленные на усиление механизма государственного воздействия на занятость, структуру и качество подготовки кадров, будут способствовать сбалансированности спроса и предложение рабочей силы, готовить кадры с учетом потребностей экономики и более эффективно использовать трудовые ресурсы страны.7

 

3.2. Сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга – состояние и перспективы

 

Успешное развитие экономики Санкт-Петербурга, а также деятельность Правительства Санкт-Петербурга и Службы занятости, направленные на совершенствование рынка труда в годы, предшествовавшие мировому финансово-экономическому кризису, обеспечили городу необходимый запас прочности, позволили сохранить контроль над ситуацией в тяжелое время.

В конце 2008 года, несмотря на сезонный рост численности безработных и то, что кризис уже набрал обороты, параметры рынка труда Санкт-Петербурга оставались на уровне, приемлемом даже для нормальных условий экономического развития. Численность граждан, признанных безработными по версии Международной организации труда составила 2,0 % от численности экономически активного населения (далее - ЭАН). Уровень регистрируемой безработицы остановился на значении 0,53% от ЭАН. 

Предполагая, что негативные явления могут получить дальнейшее развитие, Правительство Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) сформировали в начале 2009 года систему антикризисных мер по сдерживанию роста безработицы.

Предпринятые меры дали положительные результаты, и позволили вначале стабилизировать ситуацию, развивавшуюся на фоне падения объема производства в экономике города, сокращения работников и числа вакансий, а затем  придать рынку труда положительную динамику по отдельным значимым параметрам. Так, уровень регистрируемой безработицы и численность лиц, увольняемых по сокращению, начиная с середины мая 2009 года стали снижаться.

Центральным звеном системы антикризисных мер в Санкт-Петербурге стала Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год (далее - Программа).

В 2009 году Программой была предусмотрена реализация следующих мероприятий: организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений начального, высшего и среднего профобразования, а также работников в случае угрозы массового увольнения;организация опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под угрозой увольнения.

Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009 году составил  219242,8 тыс. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 208242,8 тыс. рублей. Численность участников Программы в 2009 году достигла 19411 человек, в том числебыло трудоустроено 13287 человек, из них на общественные работы - 4574, временные работы - 8073 человека и на стажировку 640 человек;прошли курсы опережающего обучения 6124 человека.

Увеличилось количество вакансий в банке данных Службы занятости - на 30.12.2009 года число заявленных работодателями вакансий составило 46,3 тыс. единиц, что на 30% больше, чем на 01.04.2009. 

Негативные явления 2009 года не находят своего адекватного продолжения в прогнозах на 2010 год. Меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга позволяют с определенным оптимизмом оценивать предстоящий год.

Прогнозируемый рост экономики в 2010 году повлечет за собой рост потребности в рабочей силе. Однако восстановить численность работающих в границах 2008 года не представляется возможным. В связи с этим в  октябре 2009 года в Комитете была создана рабочая группа по разработке проекта Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год (далее - Программа на 2010 год). 

Состав основных мероприятий Программы на 2010 год значительно расширен по сравнению с 2009 годом, в него включены такие мероприятия, как содействие трудоустройству инвалидов, а также опережающее обучение штурманов и бортинженеров в связи с реорганизацией и переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

При организации опережающего обучения особый акцент делается на переподготовку работников, которые будут сокращены и смогут продолжить работу в развивающихся отраслях.

Кроме того, в рамках Программы на 2010 год выделены значительные средства для организации предпринимательской деятельности безработными гражданами, так как период выхода из экономического кризиса может стать благоприятным временем для организации такой деятельности.

В результате, отсутствие долгосрочных научно-обоснованных задач и направлений деятельности органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости населения не позволяет проводить адекватную государственную политику, осуществлять эффективное взаимодействие сторон в процессе ее реализации, выполнять Комитету возложенные на него обязанности.

Основными направлениями устанавливается цель деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости: Обеспечение экономики Санкт-Петербурга квалифицированными кадрами, необходимыми для ее динамичного инновационного развития, а жителей Санкт-Петербурга - рабочими местами, отвечающими современным европейским стандартам.

Главным ресурсом достижения этой цели, естественным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга является человеческий капитал. Удорожание трудовых ресурсов и обострение глобальной конкуренции за их наиболее квалифицированную часть превращают человеческий (интеллектуальный) капитал в главный источник конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и экономики Санкт-Петербурга в целом.Вот почему в стратегическом плане развитие города должно строиться на непрерывном накоплении знаний и умений как специалистами, так и рабочими.

Информация о работе Политика в сфере управления человеческими ресурсами в городе Санкт-Петербург