Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:53, курсовая работа
Безусловно, одним из самых прибыльных и быстро развивающихся сегодня является рынок алкогольной продукции. С каждым годом количество наименований предлагаемых спиртосодержащих напитков неуклонно растет. На рынке появляются новые игроки, а ветераны, уже завоевавшие доверие потребителя, периодически пополняют ассортиментные линейки оригинальными новинками. С увеличением рынка растет и конкуренция. И если с одной стороны, неумолимая борьба за потребителя значительно усложняет жизнь производителям и торговым предприятиям алкогольных напитков, то с другой, это дает им дополнительный импульс к новым решениям и постоянному развитию.
Введение 3
1 Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия 4
2 Основные функции управления ассортиментом 8
3 Методы и направления анализа ассортиментного портфеля 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Наиболее распространенный метод оценки товарной политики, применяемый во многих торговых предприятиях, - АВС-анализ.
ABC-анализ - это прежде всего инструмент оперативного управления. Это метод структурного анализа, основанный на ранжировании объектов по выбранным показателям. В качестве объектов при анализе могу выступать: отдельные товары или продуктовые группы, отдельные клиенты, регионы и каналы сбыта. В качестве показателей используются: объем сбыта, прибыль и валовая маржа.
Техника проведения ABC-анализа предусматривает группировку проранжированных объектов с точки зрения их весомости для формирования выбранного показателя. Первая группа, группа А, характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель, группа В имеет средний вклад, группа С — совсем незначительный. Продукты, попавшие в группу С, могут быть исключены из ассортимента, если это не повлияет на другие интересы предприятия. [1,с.44]
Основным преимуществом
Для быстрого получения большой части выручки (заметим, не прибыли, а именно выручки) предприятию следует использовать метод АВС-анализа, то есть ориентироваться на наиболее крупные ассортиментные группы, закупаемые у одного поставщика.[13,с.173]
Метод, который устраняет один недостаток ABC-анализа, - XYZ-анализ, который похож на первый . Он учитывает колебания объема продаж и на основе этого разделяет товарный ассортимент на категории.
Основная идея XYZ-анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).
Формула для расчета коэффициента вариации:
, (1.2)
где xi - значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,
- среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
n - число периодов.
Рекомендуемое распределение:
- группа X — объекты, коэффициент вариации по которым не превышает 10%;
- группа Y — объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10—25%;
- группа Z — объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
Преимуществом данного метода относительно предыдущего является учет колебаний продаж предприятия (который связан со спросом). В тоже время метод не учитывает качественные показатели, а точно определить коэффициент вариации сложно, если продукт новый или нет достоверных данных о продажах в прошлые периоды. Также сложно при статистическом анализе абстрагироваться от сезонности.
Для стабилизации объема продаж в условиях рисков определенных ассортиментных групп обеспечения будущих не рисковых продаж предприятию следует использовать методы XYZ-анализ. Данный метод позволяет стабилизировать объемы продаж, ориентируя ассортиментную политику предприятия на наиболее стабильные ассортиментные группы.[23,с.69]
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного сокращения убытков или прироста прибыли, полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции. Выбранные направления формирования ассортимента, а также обеспечивающие их маркетинговые мероприятия должны способствовать достижению целей и задач, стоящих перед организацией.
Чтобы лучше понять проблемы, встающие в процессе выработки ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента продукции предприятия.[22,с. 87]
К основным факторам, определяющим ассортимент продукции фирмы, необходимость изменения, расширения и сужения ее товарной номенклатуры, относят:
- научно-исследовательские и
- изменения, происходящие в
- изменения спроса на реализуемы
- желание и предпочтение покупателей, закупать большое число наименований продукции у одного предприятия, что обеспечивает им надежность, привычность деловых контактов, экономию времени при переговорах;
- оптимальность продаж через
сбытовую сеть нескольких
- развитие торговли по
Помимо вышеперечисленных, существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Умение правильно понимать и использовать эту важнейшую категорию во многом определяет коммерческий успех фирмы на рынке.
К числу основных принципов формирования ценовой политики относятся:
- обеспечение увязки ценовой
политики предприятия с общей
стратегией торгового
- обеспечение увязки ценовой
политики предприятия с
- обеспечение комплексности
- осуществление активной
- обеспечение высокого
К цене следует относиться как к
очень тонкому механизму
Таким образом, процесс формирования
ассортимента является комплексным, тесно
переплетается с другими
Вышеперечисленные факторы служат стимулами для расширения товарной номенклатуры реализуемой предприятием продукции. В рамках маркетинговой стратегии фирма должна проводить активную ассортиментную политику и планировать расширение и обновление товарного ассортимента.[28,с.128]
Управление ассортиментом
Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа. Поэтому наряду с проведением операционного анализа необходимо проводить ABC- и XYZ-анализ в комплексе.
3. Боуэн, Дж. Маркетинг [Текст]: учебник / Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз – М. : ЮНИТИ, 2008.
4. Варламов, А.С. Управления ассортиментом на предприятиях [Текст] А.С. Варламов // Челябинский научный центр - 2000 – № 4.
6. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг [Текст]: учебник / / В.М. Власова – М.: ЮНИТИ, 2006.
7. Воробьев, В.А. Маркетинг: технология успеха [Текст] : учебник / В.А. Воробьев – М.: ЮНИТИ, 2001.
9. Завьялов, П.С. Маркетинг: в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие [Текст] / П.С. Завялов - Москва, Инфра-М, 2000.
10. Ильина, Е.Н. Организация деятельности предприятия [Текст]: учебник/ Е.Н. Ильина - М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Коневский, Е.М. Эффективность ассортиментной политики [Текст]: учебник для вузов / Е.М. Коневский - М.: Инфра-М, 2002.
13. Кредисов, А.И. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Кредисов - М.:Экономика, 2007.
14. Коновалова, Т. Ю. Ассортимент и качество [Текст]: учеб. пособие для экон. Вузов / Т.Ю. Коновалова - М., 2000
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия