Понятие и сущность ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие и сущность ценообразования 5
1.2. Структура ценообразования 13
1.3 Стратегия ценообразования 14
2. Аналитическая часть 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Формирование цен на бензин в ООО «Бизон» 18
2.3 Анализ состава прибыли предприятия 19
2.5 Анализ ценообразования в ООО «Бизон» 22
2.6 Резервы для совершенствования ценообразования в ООО «Бизон» 22
3. Проектная часть 24
3.1 Мероприятия совершенствования ценообразования 24
3.2 Расчет затрат на реализацию предпринятого мероприятия 27
3.3 Расчет эффективности мероприятия 27
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1. Понятие и сущность ценообразования 5

1.2. Структура ценообразования 13

1.3 Стратегия  ценообразования 14

2. Аналитическая часть 18

2.1. Краткая характеристика предприятия 18

2.2      Формирование цен на бензин  в ООО «Бизон» 18

2.3      Анализ состава прибыли предприятия 19

2.5       Анализ ценообразования в ООО  «Бизон» 22

2.6      Резервы для совершенствования  ценообразования в ООО «Бизон» 22

3. Проектная часть 24

3.1      Мероприятия совершенствования  ценообразования 24

3.2      Расчет затрат на реализацию  предпринятого мероприятия 27

3.3      Расчет  эффективности мероприятия 27

Заключение 28

Список литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исторически сложилось, что  цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

 Цена всегда была  основным фактором, определяющим  выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

 Основой любой рыночной  системы является механизм ценообразования. В период переходной экономики это действительно отдельная задача, поскольку за 70 лет планового ценообразования российские экономисты, и прежде всего экономисты предприятий, потеряли ту культуру хозяйственной деятельности в условиях рынка, которой обладали в полной мере наши коллеги в дореволюционной России и элементом которой является и коммерческое ценообразование. Поэтому, предложив экономистам предприятий в 1992 г.: «А теперь устанавливайте цены сами - как хотите!», государство не вправе было ожидать от них использования иных методов ценообразования, кроме наиболее им известного и привычного - затратного. К тому же именно на этот путь их подталкивала инфляция, которую сами предприятия и подстегивали своей политикой цен, и которая затем формировала уже их собственные ценовые ожидания.

 Для российских предприятий  настало время осваивать новые  модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой и постоянно меняющейся рыночной ситуации, находит и собственные способы борьбы с зарубежными конкурентами на российских и мировых рынках.

Целью моей работы является изучение организации ценообразования  на предприятии  и разработка направлений  ее совершенствования в ООО «Бизон».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность ценообразования и ее структуру;
  • провести анализ ценообразования на предприятии;
  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

    1. Понятие и сущность ценообразования

 

Цена – это денежное выражение стоимости товара –  продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.[ 1]

В зависимости от того, какой  признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1)По характеру обслуживаемого  оборота.

  • Оптовые цены — цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
  • Розничные цены— по которым товары и услуги реализуются населению.
  • Закупочные цены — цены по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.

2) В зависимости от  государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке.

  • Свободные цены — цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.
  • Регулируемые цены — цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.

3) По способу установления, фиксации.

  • Твердые цены — цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока исполнения данного договора
  • Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.
  • Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.

4) По способу получения  информации об уровне цен

  • Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
  • Расчетные цены —рассчитываются для каждого конкретного заказа.

5) В зависимости от  вида рынка.

  • Цены товарных аукционов — это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).
  • Биржевые котировки — цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
  • Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

6) С учетом фактора  времени.

  • Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.
  • Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени.
  • Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
  • Внутрифирменные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.

7) По условию поставки  и продажи

    • Цена-нетто — цена на месте купли- продажи.
    • Цена-брутто — цена с учетом условий купли-продажи.
  • Мировые цены — цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.

В условиях рыночной экономики  значение цены определяет структуру  и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества. [2]

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной  цены в зависимости от себестоимости  продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. [3]

Основные этапы включают процесс ценообразования, который  следует начинать с постановки целей  и задач, которые фирма считает  наиболее важными. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждое предприятие имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными.

Наиболее значимыми целями ценообразования являются обеспечение  выживаемости, максимизация прибыли  и удержание рынка.

Характерны две основные системы ценообразования:

  • рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;
  • централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами.

В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие части:

    • цены, их виды, структура, величина, динамика изменения
  • ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование, является активной частью всего ценового механизма. Оно предопределяет величину цены. Но люди не видят сам процесс ценообразования, так как он скрыт, они видят только результат, т.е. цену. [4]

Формирование цены

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров (услуг)

Прибыль производителя

Косвенные налоги (акцизы, НДС)

Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника)

Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)



оптовая цена изготовителя


                    оптовая цена отпуска


                                         оптовая цена закупки


                                                                              розничная цена

Способы ценообразования

Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

 Существуют два основных  способа установления цены на  продукцию: исходя из издержек  на производство и сбыт продукта  и из возможностей рынка (покупательной  способности). Первый способ называется  ценообразование по издержкам, второй — ценообразование по спросу. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.

 Можно выделить несколько  факторов, под воздействием которых  находится непосредственно предприятие малого бизнеса при выборе способа ценообразования на свой товар.

 Фактор ценности — один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара.          

 Фактор затрат —  затраты и прибыль составляют  минимальную цену товара. Самый  простой способ образования цены: при известных издержках и  расходах прибавить приемлемую  норму прибыли. Однако даже  если цена только покрывает  расходы, нет гарантии, что товар  будет куплен.

 Фактор конкуренции — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции назначив высокую цену или устранить ее назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.

 Фактор распределения  — распределение товара значительно  влияет на его цену. Чем ближе  товар к потребителю, тем дороже  для предприятия его распределение.  Если товар будет поступать  напрямую к потребителю, то  каждая сделка становится отдельной операцией, деньги, предназначенные поставщику, получает производитель, но и его издержки возрастают. Преимущество такого метода распределения заключается в полном контроле над продажами и маркетингом.             

 Фактор обслуживания  — обслуживание участвует в  предпродажном, продажном и послепродажном  этапах сделки. Расходы по обслуживанию  должны входить в цену.  В такие расходы входят: подготовка котировок, расчетов, установка оборудования, доставка товара, обучение персонала, предоставление гарантии или права оплаты в рассрочку. 

Ценообразование по издержкам

   Данный способ широко распространен в виду того, что он довольно несложен для малых предприятий. Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара.

  Типичным примером ценообразования по издержкам является розничная торговля. Цена здесь определяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку добавляется определенный процент на покрытие других издержек, процент прибыли (плюс соответствующий процент для выплаты НДС, если данный налог взимается).

Информация о работе Понятие и сущность ценообразования