Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:17, курсовая работа
Необходимость повышения эффективности хозяйственной деятельности промышленных предприятий обусловлена требованиями рынка, состоянием товарно-денежного обращения в России, финансово-экономическим положением самих предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 20
3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
4. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
5. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Прибыль - это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой - источник доходов государственного и местного бюджетов.
Показатели рентабельности
характеризуют деловую
Рентабельность продаж отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде.
Рентабельность продаж определяется по формуле:
Прибыль
R2 = ----------------------------- x 100%= ------------------ х 100% (15)
Выручка от реализации
Для 2007 года значение этого показателя равно:
%.
Для 2008 года:
%.
Для 2009 года:
%.
Рентабельность продаж ООО «Природа» в 2007-2009 гг. выросла, приняв вместо отрицательных положительные значения. В то же время, представленные в табл. значения позволяют сделать вывод, что рентабельность продукции, выпускаемой ООО «Природа», низка для предприятий данной отрасли.
Рентабельность совокупных активов характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его использовании по балансу и определяется по формуле:
Чистая прибыль
R11 =----------------- ----------- ------- х 100% = ------------------- x 100% (16)
Активы предприятия на к.г. ф. 1. стр. 300
Для 2007 г. по ООО «Природа» этот показатель рассчитывается следующим образом:
%.
Для 2008 года:
%.
Для 2009 года:
%.
Рентабельность совокупных активов ООО «Природа» в 2003-2005 годах снизилась почти в 5 раз.
На основании данных расчетов можно
сделать вывод о снижении рентабельности
предприятия в течении
Таким образом, проведенный анализ технико-экономических показателей ООО «Природа», показал, что в течение 2007 г. показатели хозяйственной деятельности предприятия были низкими, так как в этот момент происходило становление предприятия. 2007 год ООО «Природа» завершило с чистой прибылью в сумме 570 тыс. руб., которая была обеспечена за счет расширение масштабов деятельности и внедрение в производство цеха мясных полуфабрикатов ресторана «Свадебный». В 2008 г. коммерческая деятельность ООО «Природа» получила развитие. В результате предприятию удалось завершить год с чистой прибылью 658 тыс. руб. Показатели рентабельности ООО «Природа» в течение анализируемого периода существенно выросли, однако рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности остаются на очень низком уровне. Значение двухфакторного критерия Альтмана показывает, что на протяжении всего анализируемого периода имелась высокая вероятность банкротства предприятия. Это было обусловлено тем, что коммерческая деятельность предприятия требовала привлечения большого объема займов для пополнения оборотных средств. Анализ финансовой устойчивости предприятия свидетельствует, что значения всех рассчитанных коэффициентов финансовой устойчивости в течение анализируемого периода опустились ниже пороговых значений. Это указывает на неустойчивое финансовое состояние предприятия. Анализ показателей прибыльности ООО «Природа» показывает, что по таким показателям как выручка, себестоимость, прибыль до налогообложения и чистая прибыль наблюдался значительный рост. Этот рост связан с расширением масштабов деятельности ООО «Природа» и увеличением объемов производства. Расширение масштабов деятельности обусловлено введением в эксплуатацию цеха мясных полуфабрикатов ресторана «Свадебный».
В процессе оценки деятельности предприятия необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. В ряде случаев, например, результатом внедрения принципиально нового технологического процесса могут быть не только повышенные экономические показатели производства, но и улучшение условий труда, которое оценивается не в рублях, а в показателях сохранения здоровья и трудоспособности трудящихся, в изменении характера их труда.
Хотя экономический фактор (самоокупаемость, рентабельность инвестиций) остается в конечном итоге главным критерием эффективности деятельности предприятия, но он не является достаточным. Поэтому в процессе анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия целесообразно рассмотреть следующие основные социальные показатели:
Могут быть предприятия, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам др. Так, во многих экономически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.
Как известно, прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия и интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.
Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Динамика налоговых платежей ООО «Природа» по налогу на прибыль в 2007-2009 годах представлена на рис. 9.
Как следует из данных, представленных на рис. 9, в течение анализируемого периода наблюдался устойчивый рост налоговых платежей по налогу на прибыль для ООО «Природа». В 2007-2009 годах этот показатель вырос со 180 тыс. руб. до 285 тыс. руб. или на 58,3%. Такой рост был обусловлен соответствующим ростом налогооблагаемой прибыли предприятия.
Рисунок 9. Динамика налоговых платежей ООО «Природа» по налогу на прибыль в 2007-2009 годах
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой ООО «Природа», регламентируется его внутренними документами и фиксируется в его учетной политике.
Прибыль, остающаяся в распоряжении ООО «Природа», используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. При этом, в соответствии с действующим законодательством, никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования его чистой прибыли. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль ООО «Природа» направляется:
- на финансирование работ по созданию, освоению и внедрению навой техники;
- на совершенствование
- на модернизацию оборудования;
- улучшение качества продукции;
- техническое перевооружение;
- реконструкцию действующего производства.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия, установив тем самым баланс экономической и социальной эффективности, поскольку прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, но и социального развития, а также материального поощрения работников.
Фонд потребления – средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Динамика затрат ООО «Природа» на оплату труда в 2007-2009 годах представлена на рис. 10.
Рисунок 10. Динамика затрат ООО «Природа» на оплату труда в 2007-2009 годах
Как следует из данных, представленных на рис. 10, в 2007-2009 годах происходил устойчивый рост затрат на оплату труда. В течение анализируемого периода данный показатель вырос с 2014 до 35347 тыс. руб. или на более чем в 16 раз. Этот рост был обусловлен соответствующим расширением производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, в процессе оценки деятельности предприятия необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия и интересы отдельных работников. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой ООО «Природа», регламентируется его внутренними документами и фиксируется в его учетной политике. Прибыль, остающаяся в распоряжении ООО «Природа», направляется не только на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, но и на социальные цели. В течение анализируемого периода затраты на оплату труда выросли с 2014 тыс. руб. до 35347 тыс. руб. или на более чем в 16 раз. Этот рост был обусловлен соответствующим расширением производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
5. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ
Существуют различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.
Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организации. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботится только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая, таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация - это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации. К таким составляющим относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Согласно этой точки зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения закона. Организации должны, поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам [3].
С учетом сказанного в целях повышения эффективности деятельности ООО «Природа» предлагается расширение бизнеса предприятия путем открытия в городе специализированного кафе-кондитерской на 35 мест «Лакомка».
На сегодняшний день проблема общественного питания в центральных районах города практически решена. В то же время существующие на сегодняшний день в этом районе предприятия общественного питания можно условно разделить на два типа: крупные и мелкие предприятия быстрого обслуживания. К первым можно отнести рестораны и кафе. Их отличительной особенностью является высокий сервис и качество обслуживания при достаточно высокой цене, то есть они ориентированы на людей с высоким уровнем дохода. Ко вторым относятся небольшие закусочные и бары. При этом дорогие закусочные и бары отличаются высоким качеством обслуживания и достаточно высокими близкими к крупным предприятиям общественного питания ценами. Небольшие же кафе-кондитерские в данной части города практически отсутствуют.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что действующие в центре города предприятия общественного питания не могут в полной мере удовлетворить существующий на данном рынке спрос и существует реальная потребность в кафе с широким ассортиментом кондитерской продукции, высоким сервисом и качеством обслуживания и сравнительно невысокими ценами.
Ценовая политика кафе-кондитерской «Лакомка» будет ориентирована на потребителей со средним уровнем дохода.
Режим работы предприятия следующий: в будние дни с 8.00 до 22.00 без перерыва на обед и выходных, что обеспечивается соответствующим образом спланированным графиком рабочих дней и дней отдыха персонала.