Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:54, курсовая работа
Процесс управления осуществляется на основе решений. Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Управленческие решения - главное средство воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование систем. Решение определяет программу действий для достижения цели, этапы работ и последовательность их выполнения, методы и средства, круг исполнителей, границы их ответственности и полномочий, сроки выполнения работ.
От качества принимаемых решений во многом зависит общий уровень результативности управления. Так как любое решение приводит к последствиям, отражающимся на итогах финансово-хозяйственной и социальной деятельности предприятия, то это налагает на менеджера большую ответственность при его принятии. Следует отличать управленческое решение от других видов решений.
Кпр = Мmin / Мmin
где Mmin - минимальная пропускная способность или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объём и качество информации и т.п.); Мmin - максимальная пропускная способность.
• непрерывность - принцип
рациональной организации процессов,
определяемый отношением рабочего времени
к общей продолжительности
Кнепр = Траб / Тц
где Траб - продолжительность рабочего времени; Тц - общая продолжительность процесса, включающая простои или пролёживание предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т.п.
• параллельность - принцип
рациональной организации процессов,
характеризующий степень
Кпар = Тпарц / Тпослц
• прямоточность - принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п. Коэффициент прямоточности рекомендуется рассчитывать следующим образом:
Кпрям = Допт / Дфакт
где Допт - оптимальная длина пути прохождения предмета труда, исключающего лишние звенья, возврат на прежнее место; Дфакт -фактическая длина пути прохождения предмета труда.
• ритмичность - принцип
рациональной организации процессов,
характеризующий равномерность
их выполнения во времени. Коэффициент
ритмичности рекомендуется
Критм = ∑ V'ф / ∑ V'n
где V'ф- фактический объём выполненной работы за анализируемый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (сверх плана не учитывается); V'n - плановый объём работ.
3. Длительность и стоимость
процесса разработки
Организация процесса разработки управленческого решения – это комплекс работ по разработке, контролю и координации выполнения решения, увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам и технологиям.
Данный комплекс работ охватывает следующие аспекты:
1) мысленное представление процесса познания элементов технологии и организации;
2) формулирование требований к качеству решений;
3) определения количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;
4) разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;
5) анализ и прогнозирование
изменяющихся параметров
6) организация выполнения решения.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Управленческие процессы подобно производственным подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда (управленческого решения). К вспомогательным процессам относятся все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов.
1.3Оценка эффективности управленческих решений
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.
Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщающие показатели. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.
Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) очень много (более 60). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
• степень выполнения заказов потребителей;
• доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
• своевременность выполнения заказа;
• полнота выполнения заказа;
• оказание дополнительных услуг;
• послепродажный сервис и др.
Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели. Обобщающий показатель:
Эу = Д:3,
где Д — доходы организации;
3 — затраты на содержание аппарата управления.
Частные показатели:
• доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации,
• доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации,
• норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.
К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:
1) снижение трудоемкости обработки управленческой информации;
2) сокращение управленческого персонала;
3) сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.
К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.
Остановимся более подробно на вариантах определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда.
Классический метод определения экономической эффективности включает отношение экономических результатов труда к затратам труда. Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.
Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат У3 дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу.
Эу = Ру : У3
В качестве первой составляющей показателя эффективности управления — результативности — можно рекомендовать два показателя: рост (прирост) производительности труда и соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности.
При сравнении систем управления преимущество отдается системе с более высоким показателем эффективности.
Определенный интерес представляет подход к показателю эффективности коллективного управленческого труда (Э), являющийся модификацией указанного выше основного метода.
Э = В / (Зпл+Фоб+Е*Фос)
где В — объем конечной продукции, руб.;
Зпл — затраты на оплату работников, руб.;
Ф0Б — текущие затраты на оборотные фонды, руб.;
Фос — стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.;
Е — коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).
Возможны косвенные методы оценки эффективности изменений в системе управления. Один из них — балльный — предложен на основе анализа метода Феликса — Риггса.
Для отслеживания направления развития организация должна держать под контролем ряд факторов. Степень приближения к планируемому состоянию по каждому параметру и будет степенью достижения той или иной цели. Рассматриваемый подход позволяет получить суммарный итоговый индекс путем взвешивания отдельных показателей при помощи экспертных оценок. Состав таких показателей определяется тоже экспертно, исходя из условий конкретной организации.
Если состояние объектов управления в организации задано графом «показателей состояния», отражающим степень достижения целей объектов по их элементам: «ресурсы» - «процесс производства» - «продукт», тогда производственные критерии выбранные в составе контролируемых параметров в методике оценки эффективности управления, могут рассматриваться как функция от изменения величин «показателей состояния»:
Kj = f (Δpi), i = 1,r; у= 1,n
где Kj — производственный критерий;
Δpi — изменение величины «показателей состояния»;
i — индекс «показателя состояния»;
r - количество анализируемых «показателей состояния»;
j — индекс критерия производства;
п — количество контролируемых критериев производства.
Если согласно методике Феликса - Риггса текущее значение j-го критерия производства можно отобразить его оценкой Qkj, то величину эффективности управления (прирост эффективности от совершенствования функций управления) можно определить как разницу между суммарными значениями оценок, составляющими индекс It, (на момент времени t после внедрения мероприятий по совершенствованию управления) и индексом I0 (на первоначальный момент анализа):
E = It - Io ,
где Е — величина эффективности управления.
Таким образом, предлагаемый подход к измерению результативности труда управленческих работников опосредованно, через параметры состояния производства, предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Коэффициент эффективности совершенствования управления определяется по формуле:
Кэ = Эгод / Зу ,
где Эгод — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:
Эгод = С – Зу* Ен ,
где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
Ен — отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу Кэ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):
КЭ = ΔЭ / З ,
где ΔЭ — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления, руб.;
3 — общие затраты на совершенствование управления.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью организации должно дополняться оценкой их социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.
Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается на этапе анализа с целью определения целесообразности перестройки организации труда, на этапе оптимизации — с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность) и, наконец, на этапе функционирования — при определении фактической эффективности.