Понятие рентабельности, основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.
Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
Понятие рентабельности, основные характеристики………………………5
Сущность рентабельности…………………………………………….5
Показатели рентабельности…………………………………………...9
Оценка рентабельности ОАО «РЖД»…………………………………….
Краткая характеристика предприятия……………………………
Анализ рентабельности…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………...………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 442.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

  1. Понятие рентабельности, основные характеристики………………………5
    1. Сущность рентабельности…………………………………………….5
    2. Показатели рентабельности…………………………………………...9
  2. Оценка рентабельности ОАО «РЖД»…………………………………….
    1. Краткая характеристика предприятия……………………………
    2. Анализ рентабельности…………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….…25

Список литературы……………………...………………………………………….28

 

В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Результаты такого анализа  нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 23 июля 1998 г.), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что целью деятельности коммерческого предприятия является прибыль.

Прибыль, известнейшая с  давних времен категория, получила новое  содержание в условиях современного экономического развития, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере  экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает знание основных механизмов, использования современных методов их анализа и планирования.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

Предметом исследования является прибыль и рентабельность предприятия, сущность, значение и пути их повышения.

Объектом исследования является  деятельность ОАО «РЖД».

Актуальность выбранной  темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.

Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия.

 

  1. Понятие рентабельности, основные характеристики.
    1. Сущность рентабельности.

В зависимости от положения  предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде - это достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель -  уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатели.

Как объективная экономическая категория рентабельность  характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности  предприятия. Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:

1. Прибыльность;

2. Отношение полезного  результата торговой деятельности  в виде прибыли к стоимости  совокупных затрат на ее получение; 

3. Сопоставление результатов  хозяйственной деятельности с  затратами или ресурсами;

4. Интегральный показатель, обобщающий другие показатели  эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда. Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одного предприятия, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев -  это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к предприятию других  потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности  и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности  клиента  и возможностей для дальнейшего его развития.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Таким образом, выделяют:

• внешние факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства (природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций);

• внутренние факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива, они подразделяются на производственные (отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли) и внепроизводственные (связаны с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия).

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

• экстенсивные факторы отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

• интенсивные факторы отражают эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предусматривает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует мировая  практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

1. Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

2. Второй источник связан  непосредственно с производственной  и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли, в данном случае, зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

3. Третий источник истекает  из инновационной деятельности  предприятия. Его использование  предполагает постоянное обновление  выпускаемой продукции, обеспечение  ее конкурентоспособности, рост  объемов реализации и увеличение  массы прибыли.

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль  (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от вне реализационных операций.

    1. Показатели рентабельности.

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы  получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.

Рентабельность - это степень  доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

Повышение рентабельности по понятным причинам является целью любого предприятия. Пути повышения рентабельности вытекают из её определения. Следует  отметить, что если повышение некоторых  других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, выручка, объём производства и др.) может осуществляться как экстенсивными (количественными), так и интенсивными мерами, то пути повышения рентабельности – это в основном интенсивные меры, которые в большей мере направлены на улучшение качества производства. К таковым можно отнести:

• Расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции;

• Уменьшение затрат путём внедрения новых, ресурсосберегающих  техник и технологий;

• Рациональное использование материальных, трудовых и иных ресурсов;

• Рост производительности труда.

Таким образом, рентабельность является одним  из основных критериев  оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует  цель предприятия любой отрасли  в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

К основным факторам, оказывающим  непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:

Информация о работе Понятие рентабельности, основные характеристики