Понятие рентабельности, основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.
Целью написания данной курсовой работы является исследование особенностей формирования прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
Понятие рентабельности, основные характеристики………………………5
Сущность рентабельности…………………………………………….5
Показатели рентабельности…………………………………………...9
Оценка рентабельности ОАО «РЖД»…………………………………….
Краткая характеристика предприятия……………………………
Анализ рентабельности…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………...………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 442.28 Кб (Скачать файл)

• Рост объема производства продукции;

• Снижение ее себестоимости;

• Сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;

• Рост массы прибыли;

• Лучшее использование фондов;

• Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;

• Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.

Для достижения высокого уровня  рентабельности необходимо планомерно  и систематически внедрять передовые  достижения науки и техники,  эффективно использовать трудовые ресурсы и  производственные фонды.

В зависимости от целей  расчета рентабельность торгового предприятия определяется посредством процентного отношения прибыли к показателям товарооборота, издержек обращения и так далее.

Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле:

            , (5)

     где Рп –  общая экономическая рентабельность  хозяйственной деятельности предприятия;

     П – сумма  прибыли (валовой или чистой);

     ТО – объем  товарооборота. 

     Для повышения  эффективности работы предприятия  первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.

             К внешним факторам относятся:

     - природные  условия;

     - государственное  регулирование цен, тарифов, процентных  ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.;

     - политическая  стабильность;

     - состояние  экономики;

     - демографическая  ситуация;

     - конъюнктура  рынка, в том числе рынка  потребительских товаров;

     - темпы инфляции;

     - ставка процента  за кредит.

     Эти факторы  не зависят от деятельности  предприятия, но могут оказывать   значительное влияние на величину  прибыли.

       Внутренние  факторы делятся на производственные  и непроизводственные. Производственные  факторы характеризуют наличие  и использование средств и  предметов труда, трудовых и  финансовых ресурсов и, в свою  очередь, могут подразделяться  на экстенсивные и интенсивные.

     Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс   получения прибыли через количественные  изменения: объемов средств и   предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности  персонала, фонда рабочего времени и т.д.

     Интенсивные  факторы воздействуют на процесс   получения прибыли через «качественные»  изменения: повышение производительности  оборудования и его качества, использование прогрессивных видов  материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

     К внепроизводственным  факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая  и  природоохранная деятельность, социальные условия труд и  быта и др.

     При осуществлении  финансово-хозяйственной  деятельности  предприятия все эти  факторы  находятся в тесной взаимозависимости  [5].

     Для оценки  эффективности работы предприятия  только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают  одинаковую прибыль, но имеют  различную стоимость производственных  фондов, то есть основных производственных фондов и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.

     В практике  работы предприятий применяется  ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и так далее.

     Наиболее  распространенными  в практике отечественных   торговых предприятий показателями рентабельности  являются рентабельность продаж, рентабельность основных производственных фондов(капитала) и рентабельность продукции .

Показатель рентабельности предприятия демонстрирует, насколько  эффективно используются в его деятельности все имущественные активы предприятия, а именно основные и оборотные  средства. А если быть точнее, то смысл  показателя рентабельности заключается в расчете объема прибыли, полученной предприятием при вложении 1 рубля в свои производственные фонды. Для того чтобы посчитать рентабельность предприятия необходимо воспользоваться следующей формулой:

РП=БП/(ОПФср.+Оср.), где РП – рентабельность предприятия; БП – балансовая (бухгалтерская) прибыль предприятия, полученная им в отчетном периоде; ВОАср. – среднее значение стоимости внеоборотных активов, рассчитанное за отчетный период; Оср.- среднее значение стоимости оборотных активов, рассчитанное за отчетный период.

  • Балансовая (бухгалтерская) прибыль предприятия – это прибыль, полученная предприятием по итогам отчетного периода, которая является базой для начисления налога на прибыль. Иными словами, это прибыль предприятия до налогообложения. Чтобы рассчитать этот показатель, необходимо из величины полученной от реализации товаров и услуг выручки убрать:

- себестоимость реализованных  товаров или предоставленных  услуг;

- управленческие и коммерческие  расходы;

- сальдо от операционной  деятельности;

- сальдо от внереализационной деятельности.

  • Для расчета средней величины производственных фондов предприятия необходимо знать балансовую стоимость этих фондов на конец анализируемого периода и на его начало. Далее, используя формулу расчета простой средней величины, рассчитать среднюю стоимость имущества предприятия в отчетном периоде.

     1.Рентабельность  продаж (товарооборота).

     Наиболее  распространенным  показателем рентабельности торговых  предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

     Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле

     

                          

                   (6)                                          

     В экономическом  анализе этот показатель характеризует  норму общей прибыльности.

     Использование  данного коэффициента позволяет   сделать некоторые выводы о  поведении  компаний в области  ценообразования и их способности  контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

   Показатель  рентабельности  продаж может служить  ориентиром  в оценке конкурентоспособности  предприятия: снижение рентабельности  товарооборота означает, как правило,  падение спроса на товары. Следовательно,  добиться роста рентабельности можно либо повышением цен при неизменных издержках, либо снижения издержек при сохранении цен.

     Для оценки  рентабельности товарооборота   лучше использовать показатель  прибыли  от реализации товаров,  поскольку он напрямую зависит  от изменения объема товарооборота.  Показатель рентабельности продаж  применяется в процессе внутрифирменного планирования прибыли от реализации товаров, так как торговая надбавка должна обеспечивать не только покрытие всех издержек, но и получение известной прибыли.

     Следует, однако, иметь в виду, что величины  этой теоретически «нормальной» прибыли и фактической чистой прибыли совпадают сравнительно редко. Кроме того, принимаемая компанией «норма» прибыли зачастую диктуется рыночными условиями, а не выбирается произвольно.

     2. Рентабельность  основных производственных фондов(капитала).

     В определении  рентабельности деятельности предприятий  приоритетным направлением является  изучение показателей результативности  использования инвестированного  капитала, поскольку уровень рентабельности  продаж, исчисленный с любой точки зрения, не дает оценки эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия, для достижения желаемого результата (прибыли).

     

  (7)

     Коэффициент  рентабельности активов (return on assets – ROA) показывает способность  компании использовать оборотный  и необоротный капитал и сколько  единиц денежных средств необходимо  предприятию для получения единицы  прибыли. При сравнении с общеотраслевыми  показателями коэффициент применяется для определения конкурентоспособности компании. В активы включаются средства как собственников предприятия, так и кредиторов.

      Коэффициенты  рентабельности собственного и  заемного капитала показывают эффективность использования собственного и заемного капитала, т.е. сколько единиц прибыли получено компанией за счет собственных и заемных средств.

     Прибыль до  вычета налогов считается более   точной, так как уровень налоговых ставок зависит от политики государства, а не от менеджмента компании. Уровень выплачиваемых процентов также не зависит от компании. Данные коэффициенты могут выглядеть также следующим образом:

     

     (8) 

       

                                                            

      (9)   

     3.Рентабельность  продукции (норма прибыли, коэффициент  окупаемости затрат).

     Рентабельность  продукции - это отношение прибыли  от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения.

     

                   (10) 

     Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.

     Наряду  с  показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств  для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и  другие показатели.

 

  1. Оценка рентабельности ОАО «РЖД».
    1. Краткая характеристика предприятия.

Открытое акционерное  общество "Российские железные дороги" является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

ОАО "РЖД" учреждено  Правительством Российской Федерации  – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Создание Компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Свою деятельность ОАО "РЖД" начало с 1 октября 2003 года.

Миссия Компании состоит  в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности  деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества:

  • обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом;
  • извлечение прибыли.

Информация о работе Понятие рентабельности, основные характеристики