Понятие рыночной структуры и рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции, тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность, так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли готовая работа.docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Экономическая система на сегодняшний день по-новому рассматривает процессы в обществе. Иначе рассматриваются соотношение плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни.

Конкуренция, в общем смысле, является  экономической состязательностью за достижение лучших результатов; борьба между товаропроизводителями за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала.

Актуальность темы заключается в том, что конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции, тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность, так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.

Активная конкурентоспособность предполагает влияние на внешнюю среду, а пассивная — приспособление к внешней среде.

Цель работы – изучение вопроса формирования государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие рыночной структуры и рыночной власти

 

 

Рыночная структура – это комбинация характерных признаков организации конкретных отраслевых рынков.

Рыночная структура представляет собой совокупность отраслевых признаков организации рынка, которые обусловливают способы установления цен и объем выпуска продукции, а также определяют характер взаимодействия фирм конкретной отрасли.

Фирмы постоянно действуют в условиях конкуренции. Выделяют следующие модели рынка: чистую (совершенную) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию.

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара, а также искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

 Графически изменение спроса на продукцию в условиях совершенной конкуренции можно представить следующим образом (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Спрос на продукцию в условиях совершенной конкуренции

Если цена за единицу товара А составит P1, то кривая на них будет изображена в виде горизонтальной линии D. Эта кривая показывает, что любое количество предлагаемого товара А будет продаваться по цене Р1. 

Графическое изображение рыночного спроса на товар А будет иметь вид наклонной линии D, которая показывает готовность потребителей приобрести различное количество товара A при всех возможных уровнях цен (рисунок 1.2). При цене Р1 товара A будет приобретено в количестве Q1.

Рисунок 1.2 - Отраслевой спрос в условиях совершенной конкуренции

Т.к. цена продукции в условиях совершенной конкуренции не зависит от объема производства, то валовой доход фирмы TR (англ. total revenue) равняется произведению цены на количество продукции Р * Q. Предельный доход MR (англ. marginal revenue) будет равен цене продукции. Средний доход фирмы также будет равен цене. Стоит отметить, что особенностью совершенной конкуренции считается равенство предельного дохода и цены.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

- основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

- наличие входных барьеров в отрасль;

- возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

Среди несовершенной конкуренции различают чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Несовершенная конкуренция связана с понятием рыночной власти, которая представляет собой возможность для фирмы оказывать на цену влияние и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта. Рыночная власть возрастает при убывании конкуренции.

Данную ситуацию можно представить в виде схемы (рисунок 1.3).


 

 

Рисунок 1.3 - Усиление рыночной власти

 

    1. Чистая монополия

 

Противоположное понятие совершенной конкуренции – чистая монополия. Чистая монополия – рынок, на котором действует единственная фирма, оказывающая влияние на рыночную цену и равновесие.

Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью  контролируется одним продавцом этого товара;

2. Производимый предприятием –  монополистом товар уникален  и не имеет аналогов;

3. Монополия полностью закрыта  для входа в отрасль новых  фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. 

Естественная монополия - отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Естественные барьеры подразделяются на:

1. Экономические - отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достигают минимальных затрат выпуска при производстве очень значительного объема продукции. При этом лишь несколько предприятий несут минимальные издержки, остальные фирмы вытеснены из отрасли.

2. Технологические - связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной.

3. Финансовые — большие затраты монополизированной отрасли связаны со значительным объемом выпуска продукции, большими инвестициями, подготовкой кадров, что значительно утруждает вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

Искусственно созданные барьеры - это:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции - распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

Все указанные барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. 

 

1.2 Олигополия

 

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Характерный признак рынка олигополии - преобладание в отрасли нескольких, относительно крупных предприятий.

Как правило, 2 - 8 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Острое соперничество и тесная взаимосвязь являются причиной немногочисленности на этом рынке.

В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

Существует коэффициент количественной, перекрестной эластичности спроса (1), служащем для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. Данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на1%.

                                

                                       (1)

Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (при совершенной конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может не обращать внимание на реакцию конкурентов в отношении своих действий. И напротив, чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0 , но его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

- Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

- Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Например, рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

Высокой является монопольная власть фирмы, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек(при совершенной конкуренции Р=МС), или

                           L=(P-MC)/P                             (2)

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0

Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен, поэтому различают сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

- Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

- Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Информация о работе Понятие рыночной структуры и рыночной власти