Понятие рыночной структуры и рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности фирмы: чем выше интенсивность конкуренции, тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность, так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли готовая работа.docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

В отличии от других, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии его конкурентов. Поэтому фирма - олигополист:

- не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

- не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

- не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

- не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

 

1.3 Монополистическая конкуренция

 

 Отрасли монополистической конкуренции - это отрасли, состоящие из большого числа предприятий, которые производят дифференцированные продукты.

Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей всего рынка и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Большое количество предприятий этой отрасли свидетельствует о согласованных действиях в целях повышения цен.

Поскольку производители являются относительно небольшими предприятиями, то эффект масштаба и требующийся капитал невелики, следовательно, вход на рынок несложен. В то же время, по сравнению с совершенной конкуренцией при вхождении в отрасль могут возникнуть финансовые барьеры в связи с необходимостью привлечения капитала для получения продукта, отличающегося от продукта конкурента, и необходимостью его продвижения на рынке. Действующие в отрасли фирмы могут владеть авторскими правами на фирменные знаки и торговые марки, патентами на свою продукцию, лицензиями на виды деятельности, что также препятствуют вхождению в отрасль.

Спрос на продукцию этих предприятий не является абсолютно эластичным, однако его эластичность может быть достаточно высока.

Конкурентность в таких отраслях также очень высока, в связи с несложным доступом  новых фирм в отрасли и возможности использования различных форм дифференциации продукта.

Эффективность функционирования отрасли монополистической конкуренции оценивается с двух позиций.

Во-первых, с позиции экономической эффективности. Как известно, экономическая эффективность требует тройного равенства — цены, предельных издержек и средних издержек. Данное равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

В отрасли монополистической конкуренции в большей части не достигается ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Поскольку цена превышает предельные издержки и минимальные средние валовые издержки, то ресурсы недоиспользованы и потребитель не получает продукт по наименьшей цене. В результате возникают недогруженные мощности и превышающие конкурентный уровень цены, которые являются издержками монополистической конкуренции. Жертвами этих издержек в конечном итоге становятся потребители продукции.

Во-вторых, с позиции удовлетворения интересов потребителей. Эффективность при этом достигается за счет многообразия товаров, отражающих индивидуальные потребности людей, что является более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме в отраслях совершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерение рыночной власти

 

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. 

Для оценки величины рыночной власти, которой обладают субъекты рынка, используются две группы показателей.

Первая группа показателей используется для оценки рыночной власти отдельного продавца над рынком. Чем больше рыночная власть отдельного продавца, тем больше у него возможностей контролировать ситуацию в отрасли и воздействовать на покупателя.

Вторая группа показателей характеризует общий уровень концентрации (монополизации) отрасли. Чем выше уровень концентрации в отрасли, тем сложнее войти в ее состав новым предприятиям, тем больше рыночная власть действующих предприятий в долгосрочном периоде.

Оценка рыночной власти производится по следующим показателям:

1. Доля рынка – это маркетинговый показатель, который может выражаться как в натуральном, так и в количественном наименовании. Увеличение доли рынка очень важно для фирмы или компании, так как оно является базовым элементом прибыли и дохода. Маркетинговый мониторинг позволяет точно увидеть картину будущих продаж нового продукта.

2. Коэффициент  Лернера (Kl) - показатель монопольной власти фирмы, который характеризует насколько цена (Р) превышает предельные издержки (МС):

P - MC 

Kl = -----------.                         (3)

  P      

 

Чем на большую величину цена превышает предельные издержки, тем большей монопольной властью обладает продавец (рисунок 2.1). В условиях совершенной конкуренции фирмы устанавливают цены на уровне предельных издержек, то есть коэффициент Лернера равен нулю, что означает отсутствие у фирм какой-либо монопольной власти. Так как в условиях совершенной конкуренции предприятия устанавливают цены на уровне предельных издержек, то в формуле (3) МС можно заменить значением цены в условиях совершенно конкурентного рынка (Рс.к.).


а)       б)

Р, ден. ед.      Р, ден. ед.

Р - МС

 

МС   Р - МС     МС

        Р              Р

 

        D     

      D 

  Q, шт.                      Q, шт. 

MR             MR  

 

 

 

 

Величина монопольной власти продавца обратно пропорциональна эластичности спроса по цене, то есть, чем более эластичен спрос по цене, тем меньшей монопольной властью обладает производитель. На рисунке 2.1 рассмотрена ситуация, когда фирмы в условиях равных предельных издержек обладают разной монопольной властью. В случае, когда спрос более эластичен (рисунок 2.1а), цена превышает предельные издержки на меньшую величину, чем в случае, когда спрос менее эластичен (рисунок 2.1б), то есть в первом случае, согласно формуле (3).

Поэтому коэффициент Лернера можно рассчитывать следующим образом:

 

 

   1

Kl =  - -----,                          (4)

   Еd

 

где Еd - эластичность спроса по цене.

В случае невозможности расчета показателя предельных издержек (МС) или, если МС величина постоянная, в отдельных случаях их можно заменить значением средних суммарных издержек (АТС):

       

                                     P - АТС 

Kl = -----------.                            (5)

   P      

 

В этом случае коэффициент Лернера будет соответствовать показателю рентабельности продаж. Чем выше рентабельность продаж в условиях одинакового уровня цен, тем ниже значение средних издержек, тем эффективней используются на предприятии ресурсы. Если же уровень средних издержек разных предприятий примерно одинаков, а цены существенно различаются, тем выше в глазах покупателя  престиж и полезность товара с более высокой ценой. Поэтому, достаточно часто, считают, что коэффициент Лернера характеризует степень приверженности покупателя к товару.

Также существуют особенности расчета этого показателя в условиях олигополии.

3.  Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимость активов в ценах на момент переоценки;

4. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу;

5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Чем больше действует на рынке предприятий, тем выше взаимозаменяемость товаров различных производителей, тем ниже их рыночная власть. Соответственно, чем меньше предприятий действует на рынке тем, меньше взаимозаменяемость между их товарами, а в условиях отсутствия товаров-заменителей при монопольном рынке, рыночная власть производителя максимальна.

Также этот необходимо учитывать производственные мощности производителей товаров-заменителей. Вполне возможна ситуация, что в условиях высокой взаимозаменяемости товаров, ни один из производителей не может существенно повлиять на ситуацию на товарном рынке вследствие ограниченности производственных мощностей. Для этих целей рассчитывается коэффициент проникновения (показатель монопольной власти Папандреу) (PI):

 

                                   D Qi         Pj  

                            PI =  lj   ----------- * --------,              (6)

                                            D Pj          Qi 

       

где Qi - объем спроса на товар предприятия, обладающего монопольной властью;

      Pj  - цена конкурента (конкурентов), ден. ед.;

      lj  - коэффициент ограниченности производственной мощности конкурента, как отношение потенциального увеличения объемов выпуска в случае увеличения спроса на товар при снижении цены (0 <= lj <= 1);

       j   - конкурент.

Для оценки общего уровня концентрации отрасли используются следующие показатели:

1. Индекс  Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

 

 n

HHI= å Х2i,                                       (7)              

          i = 1

где  Хi - доля фирмы в отрасли, %;

n  - число фирм в отрасли.

Этот показатель одновременно учитывает количество фирм в отрасли и их долю на рынке. Чем меньше фирм в отрасли, чем больше их доля, тем больше значение этого показателя, тем выше монопольная власть фирм в отрасли. Если значение данного индекса равно 10000, то это означает, что отрасль является абсолютной монополией.

2. Коэффициент  концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3…8 крупнейшие фирмы отрасли:

                                                         k

                                              CRi= å Хi,                        (8)

                                                     i = 1

 

где k – количество фирм, для которых рассчитывается коэффициент концентрации.

3. Индекс Джини, который характеризует равномерность распределения рыночных долей между предприятиями и др.

4. Индекс энтропии показывает среднюю долю предприятий на рынке, взвешенную по натуральному логарифму. Значение индекса представляет собой показатель, обратный коэффициенту концентрации предприятий в отрасли: чем выше значение индекса энтропии, тем ниже уровень концентрации продавцов в отрасли, тем меньше они могут влиять на ситуацию в отрасли.

Важно отметить, что стремление фирмы к увеличению прибылей практически всегда означает необходимость усиления ее рыночной власти на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы, влияющие на рыночную власть

 

Стремление предприятий к увеличению суммы прибыли практически всегда означает необходимость усиления ее рыночной власти на товарном рынке. И, конечно, любое предприятие будет стараться организовать свое производство и свою деятельность на рынке таким образом, чтобы это приводило к укреплению ее позиций на рынке, к усилению ее рыночной власти на рынке. Среди факторов, которые фирма может использовать для этих целей, выделяют следующие:

Размер предприятия. В настоящее время существует два подхода к понятию размер предприятия. Первый подход под размером предприятия понимает количество труда (в первую очередь, численность работающих и величину основных средств предприятия), сосредоточенного на предприятии и зависит от количества и характера выпускаемой продукции. В этом случае под размером предприятия фактически понимается его производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени. В условиях, когда спрос на товар отрасли растет, но у предприятия нет возможностей для расширения объемов выпуска по причине ограниченности производственных мощностей, то рыночная власть такого предприятия по сравнению с другими предприятиями будет иметь тенденцию к уменьшению. Низкая загрузка производственных мощностей приводит к увеличению доли постоянных затрат в себестоимости и росту цены. В любом случае для большинства отраслей не прослеживается четкой зависимости между объемами производства и занимаемой предприятием долей рынка.

Второй подход непосредственно под размером предприятия понимает долю рынка, которую занимает предприятие на рынке товара. Чем больше доля рынка, тем больше размер предприятия, тем больше его рыночная власть. В условиях совершенной конкуренции на рынке присутствуют небольшие по доле рынка предприятия, хотя по численности работающих это могут быть средние предприятия, как например, в сельском хозяйстве. В условиях олигополии рынок делят несколько крупных предприятий, хотя по численности работающих это могут быть малые предприятия, как, например, продавцы бухгалтерских программ на определенном географическом рынке.

Ценовая дискриминация предполагает продажу товаров одинакового качества и количества в одном месте продажи по разным ценам, при этом различие в цене  вызвано какими-либо факторами, не связанными с различием в затратах на производство и реализацию разных единиц товаров. Ценовая дискриминация является неотъемлемым элементом ценовой политики любого предприятия и находит свое отражение прайс-листе предприятия в виде различных скидок постоянным и оптовым покупателям, скидок за условия платежа (за оплату наличными, за предоплату и т.п.), сезонных и иных колебаний цены в результате изменения спроса на рынке. В результате применения ценовой дискриминации на практике предприятия имеют возможность увеличить свою выручку и прибыль, не изменяя объема продаж в натуральных показателях.

Информация о работе Понятие рыночной структуры и рыночной власти